Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Международное право - Унификация и гармонизация в международном частном праве

Унификация и гармонизация в международном частном праве

Унификация и гармонизация норм международного частного права


В мире существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, — Гаагская конференция по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, ВТО, У11ИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП.

В их рамках заключено множество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам. Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования международных гражданских отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство конвенций в области МЧП имеют комплексный характер — представляют собой сочетание унифицированных материальных и коллизионных норм.

В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль субсидарного начала и средства восполнения пробелов.

Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций. Унификация права — это процесс создания единообразных норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствии с нормами данного договора.

Главная особенность унификации права в том, что она происходит одновременно в двух различных правовых системах — в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право).

Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств. Унификация права — это разновидность правотворческого процесса, который в основном осуществляется в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств.

Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП.

Ее основные итоги — выработка единообразных коллизионных норм (Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 г.), единообразных материальных норм (конвенции УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы — Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках 1980 г.). Разработкой унифицированных коллизионных норм занимается, прежде всего, Гаагская конференция по МЧП; разработкой унифицированных материальных норм — УНИДРУА, унификацией права международной торговли — ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП.

Наиболее успешно унификацию МЧП на региональном международном уровне проводят страны ЕС. В основном регулирование осуществляется по линии принятия регламентов Европейского парламента и Совета, имеющих юридически обязательную силу и прямое действие в национальных правоприменительных органах государств — членов ЕС.

В области МГП действуют регламенты Брюссель I bis и Брюссель II bis. Коллизионные нормы унифицированы в регламентах Рим I (договорные обязательства), Рим II (внедоговорные обязательства) и Рим III (разрешение конфликтов законов в сфере наследственных отношений).

В последние годы в праве ЕС наблюдается тенденция к разработке «комплексного» регулирования — в одном документе одновременно регламентируются вопросы компетентной юрисдикции, применимого права, признания и исполнения судебных решений. Такими актами являются Регламент (ЕС) № 4/2009 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2008 г.

«О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве но вопросам, касающимся алиментных обязательств»

и Регламент (ЕС) № 650/2012 Европейского парламента и Совета от 4 июля 2012 г.

«О юрисдикции, применимом праве, признании и исполнении решений и принятия и применения аутентичных документов по вопросам наследования и о создании Европейского сертификата о наследовании»

(Рим IV). Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшения и устранения различий между ними.

Гармонизация права и его унификация — взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации — отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации.

Процесс гармонизации права может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации заключается в том, что в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке).
Суть стихийной гармонизации заключается в том, что в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация — это осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование подходов и структуры Закона Швейцарии о МЧП при кодификации итальянского и бельгийского МЧП).

Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, МЧП остается наиболее противоречивой и сложной отраслью права.

Государства неохотно идут на принципиальные изменения своих законодательств в целях их сближения с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывает регулировании частноправовых отношений с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.

  1. 1. Какие виды источников МЧП вы знаете?
  2. 2. Что представляет собой национальное законодательство как источник МЧИ?
  3. 3. Какие особенности имеет международный договор как источник МЧП?
  4. 6. Что представляют собой кодификации, унификации и гармонизации норм МЧП?
  5. 4. Какова специфика международного обычая как источника МЧП?
  6. 5. Каковы особенности судебного прецедента как источника МЧП?
  1. См.

    например: Закон Азербайджана о МЧП (2000).

  2. 2 Международное частное право / под ред.

    Г. К. Дмитриевой.

Унификация в международном частном праве

Понятие унификацииУнификация (unie facere — делать единым) права — это созда­ние одинаковых, единообразных (т.е. унифицированных) норм во внутреннем праве разных государств.Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутрен­него права государств, то единственным способом создания уни­фицированных норм является сотрудничество государств.Унификация права означает сотрудничество государств, направлен­ное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообраз­ных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве опреде­ленного круга государств.

В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса.Главная особенно­сть унификации:

  1. она происходит с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов в двух правовых систе­мах: в международном праве и во внутреннем праве государства.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права госу­дарств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможен­ные отношения) и т.д.

Этот процесс проник даже в святая свя­тых внутреннего права — в конституционное право (например, за­крепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-право­вым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объяс­няется его спецификой.Будучи частью внутреннего права государства, международное частное право по своей природе экстравертно. Его объектом являются отношения между­народного характера, т.е.

выходящие за пределы одного государ­ства: частноправовые отношения, осложненные иностранным эле­ментом.

Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объектив­ную потребность в их единообразном правовом регулировании.Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой потребности унификации в международном частном праве: национальное право зачастую неспособно регулиро­вать отношения с международными характеристиками (особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере).Особенности правого механизма унификации праваКак уже го­ворилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах — и в международном праве, и в национальном.Этапы процесса унификации:

  • восприятие международно-правовых норм националь­ным правом государств.
  • соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформ­ляемых международным договором, в котором содержатся право­вые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений;

Таким образом, унификация права как правотворческий про­цесс имеет два этапа (две стадии).ПодробнееНа первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного до­говора и государства берут на себя международно-правовые обя­зательства обеспечить их применение. Принятие международного договора и соответственно между­народно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации.

Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами.

По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происхо­дит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.Восприятие международно-правовых норм националь­ным правом государств (трансформация, либо национальная имплементациия) — второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью националь­но-правовых механизмов.

В резуль­тате в национальном праве разных государств появляются унифи­цированные нормы, т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию.

Эти нормы имеют силу национального права, вклю­чают и соответствующие национально-правовые меры их прину­дительного исполнения.

В таком качестве названные нормы юри­дически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правопримени­тельных органов.Процесс восприятия обеспечивается национально-право­выми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт.

В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции:

«.Международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы»

.

Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рас­сматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в ко­торых участвует Россия или в которых она будет участвовать, при­дается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, поста­новление Правительства о присоединении).

Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы между­народных договоров вводятся в российскую правовую систему.

Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в фор­ме федерального закона, то его нормы будут обладать юридиче­ской силой федерального закона; если договор вводится подза­конным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.Только тогда, когда нормы, со­держащиеся в международном договоре, станут частью нацио­нального (внутреннего) права государств, можно говорить об уни­фикации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств — участников договора появились одинаковые правовые нормы.

Иначе говоря, нормы международного договора должны быть «санкционированы» государством для применения их в нацио­нально-правовой сфере, т. е. им должна быть придана юридиче­ская сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами националь­ного права.Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии:

  • вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм.
  • первая проходит в международно-пра­вовой сфере и завершается принятием международно-правовых уни­фицирующих норм;

Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам:

  1. национально-пра­вовыми актами (законами и подзаконными актами).
  2. международно-правовым договором;

Виды унификацииСуществует несколько классификаций уни­фикации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.1) По способу правового регули­рования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:

  1. унификация материального частного права;
  2. унификация кол­лизионного права;
  3. смешанная, когда один международный договор предусмат­ривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

2) В за­висимости от вида частноправовых отношений (предметный критерий) выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материаль­ных), предназначенных для регулирования отношений, являю­щихся предметом:

  1. институтов частного права.
  2. отраслей;
  3. подотраслей;

3) По субъектам международных договоров:

  1. региональную (региональные договоры);
  2. универсальную (многосторонние универсальные договоры);
  3. двустороннюю (двусторонние договоры);

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отно­шений.

Главным образом унифицированы правовые нормы, регу­лирующие:

  1. международные расчеты, международные перевозки.
  2. договор международной купли-продажи (Венская кон­венция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, при­менимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.);
  3. новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международ­ном факторинге 1988 г.);

Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, междуна­родный коммерческий арбитраж.Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно свя­заны с национальными историческими, культурными, религиоз­ными особенностями, успехи унификации незначительны.Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содер­жатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсуд­ность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в класси­фикацию по предметному критерию.

Однако часто такие догово­ры содержат унифицированные коллизионные нормы по широко­му кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к сме­шанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Вен­ская конвенция 1980 г.

открыта для присоединения всех госу­дарств (ст.

91).Региональная (или локальная) — это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (на­пример, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).ПодробнееРезультаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны.

Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частно­правовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской кон­ференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и уни­версальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств.
Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и уни­версальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств.

Реальный результат их дей­ствия весьма далек от «универсальности». Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют уни­фицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствую­щими государствами.Особенности применения унифицированных нормУнифицированные нормы вообще и международного частного права в частности действуют как на­ционально-правовые нормы.

Однако ни коллизионные унифици­рованные нормы, ни материальные частноправовые унифициро­ванные нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего пра­ва, а действуют параллельно с ними. При этом они не сливаются с нормами внутреннего права в единый массив, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхож­дением.Связь унифицированных норм с международным договором, в рамках которого они были созданы, порождает ряд особенностей их применения. Международным договором, как правило, определяются:

  • предметная сфера при­менения унифицированных норм, которая отличается от предметной сферы аналогичных норм внутреннего права;
  • временные рамки дей­ствия унифицированных норм.
  • про­странственная сфера реализации унифицированных норм;

Кроме того, унифицированные нормы должны толковаться в свете целей, принципов и содержания соответствующего международ­ного договора (часто данное положение включается в текст самого договора);Целью любого унифицирующего международного договора яв­ляется обеспечение единообразного регулирования определенного вида трансграничных частноправовых отношений.

Для ее дости­жения недостаточно наличия одинаковых (унифицированных) коллизионных или материальных правовых норм. Необходима единообразная практика их применения, что предполагает едино­образное толкование.

Поэтому многие договоры прямо дают толкование терминов и понятий, входящих в унифицируемые правовые нормы, устанавливая их содержание.

Такое толкование является обязательным в на­ционально-правовой практике договаривающихся государств, что способствует единообразию применения унифицированных норм.Договорное происхождение определяет и временные рамки дей­ствия унифицированных норм. Они приобретают на территории участвующего в договоре государства юридическую силу не ранее того момента, когда договор вступает в силу. Даже если государ­ство ратифицировало договор (или иным образом выразило свое согласие на его обязательность), но он не вступил в силу (в част­ности, когда договор не набрал требуемое число ратификаций), унифицированные нормы не действуют.

Прекращение действия договора ведет к прекращению действия соответствующих унифи­цированных норм.

Односторонний выход государства из договора также прекращает действие соответствующих унифицированных норм на территории данного государства.На содержание и практику применения унифицированных норм оказывают влияние изменения, вносимые государствами в текст договора в процессе его осуществления. 0 3.25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by ArtioКатегории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года). Copyright © 2012-2019 Все права защищены.

Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Статьи
  2. Соглашение об использовании cookie-файлов
  3. Политика конфиденциальности
  4. Пользовательское соглашение

Следите за новостями в нашей группе

  1. Понятия
  2. Общие вопросы
  3. Учеба

Унификация и гармонизация в международном частном праве. Органы осуществляющие унификацию норм в МЧП

23 Сближение права – это многогранное правовое явление, которое проявляется в процессе унификации и гармонизации права.

Иными словами, существует два различных по своему содержанию, но взаимосвязанных процесса – унификация и гармонизация.

Унификация права – это создание одинаковых (унифицированных) норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального законодательного органа, принимающего юридически обязательные законы для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм – сотрудничество государств.

Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального законодательного органа, принимающего юридически обязательные законы для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм – сотрудничество государств. Унификация права – это сотрудничество государств, направленное на создание, изменение, прекращение одинаковых (унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. Унификация идет в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых (международные договоры) и национально-правовых форм и механизмов.

Выделяют две стадии унификации: 1) достижение соглашения между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регулирования этих отношений (но этого недостаточно, чтобы признать, что унификация состоялась). Например, Венская конвенция 1980 года регулирует не договор купли продажи, а отношения между государствами по поводу единообразной регламентации купли-продажи и обязывает государства обеспечить применение соответствующих правовых норм. 2) восприятие международно-правовых норм национальным правом государств Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре (унифицирующие нормы), станут частью национального права государств (путем их санкционирования) можно говорить об унификации как о законченном процессе – у государств-участников в праве установились одинаковые правовые нормы (унифицированные нормы – одинаковые, текстуально совпадающие по содержанию).

В таком качестве эти нормы обязательны для всех субъектов национального права.

Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в МПП различают: — трансформация — обеспечение государством выполнения международных обязательств посредством своих властных полномочий А) прямая трансформация — международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона Б) опосредованная — конституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств (Испания) — инкорпорация — формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора — отсылка — рецепция- внутригосударственный акт (иногда с незначительными текстуальными расхождениями) отражает содержание и формулировки международно-правовых документов В ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что международные договоры являются частью ее правовой системы (общая или генеральная трансформационная норма). Этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах. Для того, чтобы международный договор стал частью национального законодательства, ему нужно придать юридическую силу национального права.

Юридический процесс придания силы предусматривается внутренним правом государство и именуется трансформацией международно-правовых норм в национально-правовые. На самом деле никакой трансформации конечно не происходит – это условный термин. В РФ, например, к такому договору, присоединяются путем выражения согласия в форах ФЗ, Указа Президента РФ или Постановления Правительства РФ о присоединении.

В итоге после соответствующей ратификации, присоединения, международный договор действует как национальное законодательство.

Например, в РФ, чтобы МД стал частью национальной правовой системы по ФЗ от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах РФ» РФ выразила согласие путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора (изменение действующих или принятие новых ФЗ; предмет основные права и свободы; территориальное разграничение; по вопросам обороноспособности; об участии в межгосудартсвенных союзах, организациях); утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. По которым требуется ратификация — ратифицирует ГД РФ в форме ФЗ.

В отношении остальных если от имени РФ, то Президент РФ, а если компетенция правительства – Правительством РФ.

Существует несколько видов унификации в зависимости от критерия, положенного в основу: 1) метод правового регулирования (коллизионно-правовой или материально-правовой) — унификация коллизионного права Например, РФ участвует в Женевской конвенции о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 года. — унификация материального частного права Например, РФ участвует в Женевской конвенции относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 года, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 года — смешанная унификация Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (Россия не участвует) 2) предметный критерий Наибольшее применение унификация играет при регулировании торговых, транспортных, производственных, научно-технических отношений. В области торговли, например, Женевская конвенция о векселя 1930 года (Россия участвует), Женевская конвенция о чеках 1931 года, Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 год, Конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 года (Россия участвует).

Особое место занимают договоры об оказании правовой помощи, содержащие унифицированные нормы по гражданскому процессу, коллизионные и материальные нормы.

3) субъектный состав — универсальная унификация (для всех госудрств, открыта для присоединения Пример – Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года — региональная или локальная унификация (ограниченный круг государств) Пример — Соглашение о разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года, Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов государств-участников СНГ 1998 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (Минская конвенция), Кишиневская конвенция 2002 года и т.д. Другой пример – Кодекс Бустаманте 1928 года (Латинская америка) — двусторонняя унификация Унифицированные нормы не сливаются в единый массив с нормами национального законоадтельства, сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением. Они всегда уже (например, при двусторонней унификации – не влечет подобного регулирования в других отношениях; применение в семейном праве каких-то норм не влечет по аналогии применених например в трудовом; особенности толкования; временные рамки – не ранее момента вступления в силу договора, а прекращение договора ведет к применению общих норм).

Коллизии между унифицированными нормами и национальными решается как специальная и общая норма в пользу специальной. Конфликт между унифицированными материальными и коллизионными нормами – исходя из предмета и метода регулирования в пользу материально-правовых норм.

Унифицированные материально-правовые нормы снимают коллизионный вопрос и прямо применяются для регулирования частноправовых отношений, минуя стадию выбора права (решение коллизионной проблемы). При наличии унифицированных материально-правовых норм (Венская конвенция 1980 года) они применяются в первую очередь.

В ч.3 ст.1186 ГК РФ (ч.3, разд.6, гл.66) установлено, что если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

В ч.3 ст.1186 ГК РФ (ч.3, разд.6, гл.66) установлено, что если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается. Конфликт между унифицированными нормами универсального, регионального и двустороннего применения решается сначала двусторонними, потом региональными, затем универсальными.

Однако если в региональном или универсальном МД есть императивная норма, то от нее отступить государства не вправе при заключении регионального или двустороннего договора соответственно. Процесс унификации идет очень активно. В целях совершенствования коллизионного способа регулирования с конца 19 века начался процесс унификации.

В это же время начался процесс унификации и в отношении материально-правовых норм. Унификация материального частного права – более совершенный способ регулирования, позволяющий снять все недостатки коллизионно-правового способа регулирования и обеспечить гармонизированное регулирование частноправовых отношений. Но пока что она не является преобладающим способом регулирования, охватив в основном только торговлю.

В других областях господствует коллизионно-правовой способ регулирования. Наряду с унификацией существует процесс гармонизации, т.е.

процесс, направленный на сближения права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем.

Главной отличие от унификации – отсутствуют международно-правовые обязательства государств, закрепленные международным договором. Это более мягкий, простой процесс. В рамках него правовые системы разных государств оказывают влияние друг на друга, что может вести к созданию одинаковых норм.

Однако с помощью гармонизации не преодолевается коллизия права, поскольку она не снимает коллизионный вопрос и необходимость выбора права. Виды гармонизации: 1) по способам осуществления — стихийная– в результате взаимодействия государств складывается похожее регулирование; она всегда односторонняя (цель сближения отсутствует) — целенаправленная (есть цель) — рецепция (одностороннее заимствование – римское право европейскими государствами; может быть как целевой, так и нецелевой) — адаптация 2) по форме осуществления — односторонняя (право одного государства адаптируется к праву другого) — взаимная(на согласованной основе меры к сближению права) — национальная (всегда односторонняя, с помощью национально-правовых средств – государство в свое право вводит нормы иностранного законодательства) — международная(всегда взаимная, с использованием международных средств, в т.ч. международно-правовых) А) модельные, типовые законы – например, ЮНСИТРАЛ разработал типовой закон о коммерческом арбитраже (резолюция Генассамблеи ООН 1985 года) – почти 50 государств приняли на его основе закон – в РФ закон 1993 года; В СНГ модельный гражданский кодекс – армения, белорусссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан Б) международные договоры для лиц, не участвующих в них (национальная, международняя.

Односторонняя, двусторонняя, многосторонняя универсальная) 23 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.: Основных причин три.
Односторонняя, двусторонняя, многосторонняя универсальная) 23 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.: Основных причин три.

Унификация и гармонизация МЧП.

3 Унификация и гармонизация в МЧП.

Очень важное значение имеет унификация и гармонизация права. Поскольку нормы права различных стран очень различаются, поэтому необходима унификация – приведение в соответствие, гармонизация – сближение. УНИФИКАЦИЯ Унификация (uniefacere — делать единым) — объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами.

(Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО). Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств.

Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах—в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.

д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права —в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам)._ Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии). 1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международногодоговора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразныенормы.

Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями.

Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации.

Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора.

2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием(трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом.

В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения.В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами.

В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции:

«…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы»

.

Завершается эта стадия принятием национально –правовых унифицированных норм.Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона(о ратификации, о присоединении)(вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства(н-р, Постановление Правительства о присоединении)(вводимые нормы будут обладать юр.силой подзаконного акта). Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XXвека.Сущ.

орг. Специализирующиеся на унификации права(Гаагская конференция по международному частному праву),обеспечивающие сотрудничество между гос-вами(Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС)).Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права. Виды унификации. I.по способам правового регулирования: А)унификация коллизионных норм(Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.) Б)унификация материальных частноправовых ном(Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.) В)смешанная унификация(Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.) II.по предмету:унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д.+унификация гражданского процессуального права.

Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений(Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.) унификация договоров об оказании правовой помощи(смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию.) III. в зависимости от вида международного договора: А)Универсальная(для всех государств)(Венская конвенция 1980г.) Б)Региональная(локальная)(в пределах ограниченного круга государств- гос-в одного географического района или в рамках интеграционных образований)(Евразийская патентная конвенция 1994г.) В)двусторонняя(Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.) Особенности применения унифицированных норм: Унифицированные ноормы не сливаются с нормами внутреннего права в еденыймасси, а сохраняют в нем обособленность,обусловленную их договорным происхождением.

Договор определяет пространственную сферу реализации ун.норм, предметную сферу применения ун.норм, специфику толкования ун.норм, временные рамки(приобретают юр.силу не ранее момента,когда договор вступает в силу, прекращение договора= прекращение действия ун.норм). Какие нормы применять? 1.Унифицированные и национальные нормы.(п.4.ст.15 К РФ

«Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

.

2.Ун. коллизионные и материально-правовые нормы.(п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается) 3.Ун.

нормы универсального,регионального, двустороннего характера.(вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).

ГАРМОНИЗАЦИЯ Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация-взаимосвязанные процессы.

Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права,ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация — более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации.

Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. Главное отличие гармонизации права от унификации — отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права -не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга.

Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в.

одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время. Виды гармонизации: I.в зависимости от способ осуществления: 1.стихийная(в результате взаимодействия возикает похожее регулирорование) 2.целенаправленная 3.рецепция-одностороннее заимствование норм права 4.адаптация-при односторонней II.в зависимости от формы осуществления: 1.национальная- всегда односторонняя 2. международная- взаимная.(ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже1985)(Россия приняла в 1993) 3.односторонняя 4.двусторонняя 5.многосторонняя 6.

универсальная Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т.

е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация — более простой и более ≪мягкий≫процесс,оннеопосредуетсятвердымимеждународно-правовымиобязательствами.Чащевсегоэтоодностороннийпроцесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами. Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества.

С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств.

Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствуетсближению права.

3Читайте также:: Слово «филология» состоит из двух греческих корней.

: В последние годы определенную известность приобрели попытки. : При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты.

: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Рекомендуемые страницы: ©2015-2021 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 и

§1.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+