Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Субъекты права муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности

Право государственной и муниципальной собственности


Право государственной собственностиСт. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

  • водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
  • Конституционное право
  • Понятия
  • природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
  • История Отечества (Россия)
  • Бюджетное право
    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
  • Общие вопросы
  • История государства и права зарубежных стран
  • Учеба
  • Земельное право
  • Российской Федерации (федеральная собственность), и
  • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.
  • участки недр,
  • Гражданское право (ч.

    2 Обязательственное право)

  • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
  • Гражданское процессуальное право
  • Пользовательское соглашение
  • субъекты РФ — республики, края, области и т.д.

    (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);

  • Политика конфиденциальности
  • Практика
  • Конкурентное право
  • земли особо охраняемых природных территорий.
  • Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
  • Жилищное право
  • Учёба
    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
    • предметы бытового, потребительского характера;
    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.
  • городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.
  • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
  • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
  • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
  • Статьи
  • Понятия
  • субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
  • предметы бытового, потребительского характера;
  • Административный процесс
  • Соглашение об использовании cookie-файлов

Субъекты права муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности — наряду с частной, государственной и иными — как в Конституции РФ, так и в ГК (п. 2 ст. 8 и п.2 ст. 9 Конституции РФ; ст.

212, 215 ГК). Но если круг субъектов государственной собственности очерчен в законе достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых употреблена расплывчатая формулировка — в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

В Законе РФ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

вслед за Конституцией и ГК муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований’.

К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае не осуществлялось управление ею.

Согласно ч.1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.

Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст.

131 Конституции РФ, органы местного самоуправления. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Положение о том, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправление закреплено в ч.

2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ. Также в ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса указано, что права собственника от имени муниципального образования могут осуществлять и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса. К ним относятся государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане, которые могут от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований и по специальному поручению органов государственной власти, органов местного самоуправления выступать в гражданских правоотношениях на основе делегированных им полномочий.

К ним относятся государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане, которые могут от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований и по специальному поручению органов государственной власти, органов местного самоуправления выступать в гражданских правоотношениях на основе делегированных им полномочий. Правовым основанием этого служат нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и принимаемые в их исполнение уполномоченными органами государства и органами местного самоуправления решения по осуществлению представительских функций.

Согласно и п. 2 ст. 29

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

права собственника в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. (ст. 29 ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

). Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что к субъектам муниципальной собственности относятся:

  1. · городские и сельские поселения;
  2. · органы местного самоуправления;
  3. · юридические лица и граждане, которые могут от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований и по специальному поручению органов государственной власти, органов местного самоуправления выступать в гражданских правоотношениях на основе делегированных им полномочий.
  4. · муниципальные образования;

Объекты и субъекты муниципальной собственности

Объекты муниципальной собственности представлены имуществом на территориях муниципальных образований.

Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

от 06.10.2003г. №131-Ф3 устанавливает исчерпывающие виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности (ст.50 ФЗ №131-Ф3).

Указанный закон разделил имущество муниципального образования на три вида в зависимости от целей его использования: имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования. В зависимости от типа муниципальных образований — поселения, муниципальные районы, городские округа — состав принадлежащего им имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, может различаться. В состав муниципальной собственности поселения входит следующее имущество (ч.2 ст.50 Федерального закона №131-Ф3):

  1. — имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  2. — имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;
  3. — объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
  4. — жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фондам пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  5. — объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. — имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуги и содержания мест захоронений;
  7. — имущество библиотек поселения;
  8. — имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  9. — имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  10. — автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  11. — имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
  12. — имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

  1. — пруды, обводненные карьеры на территории поселения;
  2. — леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;
  3. — земельные участки, отнесенные муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
  4. — имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;
  5. — имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
  6. — имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

К собственности муниципальных районов могут относиться (ч,3, ст.50 Федерального закона №131-Ф3):

  1. — имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
  2. — имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
  3. — объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации Ореховский П.Г.

    Дилеммы муниципальной собственности и особенности модели местного самоуправления в России (политико-экономический анализ).

    М.: Гардарики, 2007. — С.102.

  4. — пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
  5. — имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
  6. — имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
  7. — имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
  8. — земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
  9. — имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  10. — имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
  11. — имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  12. — автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
  13. — архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
  14. — имущество межпоселенческих библиотек;
  15. — имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронений и организации ритуальных услуг;
  16. -пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
  17. — имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  18. — имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
  19. — имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией;
  20. — имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
  21. — имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

В состав имущества городских округов могут входить все виды имущества, перечисленные для поселений и муниципальных районов, (ч.4, ст.50 Федерального закона №131-Ф3).

В собственности муниципальных образований также могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
В собственности муниципальных образований также могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам перечисленного имущества, то указанное имущество подлежит перепрофилирование (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливается федеральным законом. В соответствии с п.3 ст.212 ГК РФ, законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения и в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество: гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, аналогичная норма содержится в ст.50 Федерального закона №131-Ф3. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы, правовой режим муниципальных земель определяется Земельным кодексом Российской Федерации, правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользованием.

К объектам права муниципальной собственности не может быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие. Таким образом, в состав муниципального имущества в силу Федерального закона №131-Ф3 включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти, то есть определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, в состав муниципального имущества в силу Федерального закона №131-Ф3 включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти, то есть определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам в силу закона.

Хотя в российских условиях не выявлено прямой зависимости эффективности использования имущества от того, какому собственнику, публичному или частному, эта собственность принадлежим понятие

«необходимости имущества для осуществления возложенных полномочий»

не может быть единственным. Поэтому проблема сохранения в публичной собственности имущества, не отвечающего напрямую требованиям выполнения возложенных полномочий, но работающего на интересы населения сообщества и приносящего доход в бюджет, также может быть признана крайне актуальной. Принятые в муниципальную собственность социально-значимые объекты требуют постоянного финансирования, а потому в собственности муниципалитетов должно быть имущество, служащее не только целям благоустройства, но и приносящее доход в городской бюджет, для того, чтобы в рамках целостности муниципального хозяйства путем перераспределения средств внутри этого единого хозяйства содержать бездоходную собственность за счет доходной муниципальной собственности.

В законах многих субъектов Российской Федерации состав объектов права муниципальной собственности дополняется унитарными предприятиями, торговли, общественного питаниям, бытового обслуживания, ремонтно-строительными, жилищно-эксплуатационными, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронениям и др. Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.

После вступления в силу Федерального закона

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

от 21.07.1997 г. №122-ФЗ право муниципальной собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРП).

Однако это не освобождает муниципалитеты от необходимости вести собственный реестр муниципального имущества, учитывающий не только объекты недвижимости, но и другие основные средства, находящиеся на балансе муниципальных предприятий и учреждений. Учетные карты составляются по каждому учреждению и предприятию.

В реестре ежеквартально фиксируются все текущие изменения в составе муниципального имущества (списание, приобретение основных средств) ежегодно начисляется износ Кухтин П.В., Левов А.

А. Межевание и государственный, кадастровый учет земельных участков, выделенных под строительство // Практика муниципального управления. — 2007. — №3. — С.24. Такой реестр практически невозможно вести, не создав специальную компьютерную базу данных по учету муниципального имущества.

Кроме учета, база данных дает возможность структурного анализа использования имущества. С ее помощью легко просчитываются объемы имущества (в стоимостном выражении), закрепленного в оперативное управление за учреждениями культуры или образования, доля муниципального имущественного комплекса, закрепленного в хозяйственном ведении за предприятиями сферы ЖКХ, доля муниципального имущества, переданного юридическим и физическим лицам на условиях договоров аренды и т.д. Результаты анализа необходимы для выработки или корректировки муниципальной имущественной политики.

Ведение реестра муниципальной собственности требует унификации программ учета основных фондов в муниципальных учреждениях и предприятиях с тем, чтобы данные учета могли заноситься в базу данных муниципалитета непосредственно с электронных носителей, что упрощает процедуру и снижает число ошибок.

Желательно подключение систем учета всех муниципальных учреждений и предприятий к единой муниципальной информационной сети. Муниципальная собственность, состоящая из имущества плюс финансы, является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации.

Муниципальная собственность, состоящая из имущества плюс финансы, является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации.

Расскажем о субъектах муниципальной собственности. В ст.ст. 51,52 Федерального закона от 6 октября 2003 года

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

дано достаточно широкое толкование гражданские прав органов местного самоуправления, а именно они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальном имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иное сделки в соответствии с федеральными законами, могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы реорганизации и ликвидации, с соблюдением гражданского законодательства Российской Федерации. Органы муниципальные образований, как и государственные органы, могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридические лиц — муниципальные учреждений, обладающих самостоятельным вещным нравом оперативного управления на закрепленное за ними имущество в силу ст.

296 Гражданского кодекса РФ. Частью этого имущества, а именно денежными средствами, они отвечают по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника муниципального образования, они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам.

В связи с этим муниципальное имущество, подобно государственному, также делится на две части в порядке ст.215 п.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченные вещные правам хозяйственного ведение и оперативного управление, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образование. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет важное значение, прежде всего, для обоснование раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридические лиц по их долгам Бялкина Т.М.

О некоторых проблемах эффективности осуществления местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2008. — №2. — С.24-30. Признав гражданскую правосубъектность муниципалитетов, Гражданский кодекс, однако, позволяет выступать в гражданско-правовых отношениях только органам местного самоуправления, согласно п.2 ст.

125 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Тем самым муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права.

— 1997. — №9. — 102-111. В гражданско-правовых отношениях, регулируемых указанной нормой, в качестве их субъектов выступают именно муниципальные образования, а органы местного самоуправления при этом — их представителями. Таким образом, участие органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях не может снижать гражданскую правосубъектность муниципальных образований по управлению муниципальным имуществом.

Наиболее важными из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием как субъектом гражданских правоотношений, являются права собственника муниципального имущества. В данном случае субъектами права муниципальной собственности выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, население муниципального образования. Однако и Гражданский Кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования Лопина Л.

О. Взаимодействии участников бюджетного процесса // Вопросы местного самоуправления.

— 2007. — №2(4). — С. 126. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества.

Этот вывод подтверждает п.2 ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субьектов и муниципальных образований.

Таким образом, население от своего имени не владеет, пользуется, распоряжается муниципальном имуществом, то есть не осуществляет ни одного из перечисленных понятий как собственника имущества.

Оно может выступать только от имени органов местного самоуправления, избираемых им же на территории которой проживает. А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностном лицами) местного самоуправления, указывает: Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, согласно п.1 ст.130 Конституции Российской Федерации — это прежде всего право самого населения.

Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления» Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. — 2001. — №3/4. — С.79-89. Из сказанного вьше вытекает вывод о том, что в России проделана большая нормотворческая работа на федеральном, региональном и местном уровне по правовому закреплению многообразия объектов права муниципальной собственности, которые составляют материальную основу муниципальных имущественных отношений.

последние могут позитивно развиваться только при условии соблюдения на территории муниципалитетов динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности. Такой принцип должен соблюдаться при формировании муниципальной собственности. В противном случае муниципалитет будет лишен возможности качественно и в полном объеме удовлетворить потребности местного сообщества Шугрина Е.

Некоторые примеры судебной практики, связанной с формированием муниципальной собственности. — М.: Куренков и сыновья, 2009. — 270 с. Отсюда вытекает основная задача управления муниципальной собственностью, которая состоит в обеспечении наиболее эффективного использования объектов муниципальной собственности в интересах местного сообщества, что позволит увеличить доход бюджета, и будет способствовать росту чистого регионального продукта, решение поставленной задачи возможно лишь через комплексной подход к управлению с использованием совокупности нормативно-правовых, организационных и экономических инструментов.

Наделение населением территории муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника — муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+