Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Со скольки ребенок считается подростком

Со скольки ребенок считается подростком

Со скольки ребенок считается подростком

Со скольки и до скольки лет ребёнок, подросток и так далиие.


Ребенок. ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения до 1 года) раннее детство (1-3 года) , дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет) .

Детство — период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры.

Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет) , соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является *чувство взрослости*, а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни человека от 15 до 21 года.

Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностной активности, динамичности протекания психических процессов.

Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное отношение к здоровью и жизни.

Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм, как своеобразная форма самоутверждения молодых людей, требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям.

Юность — время развития социальной зрелости, движения к сознательной жизни. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентации и установок. Молодость человека определяется «биологическим возрастом» , а не датой рождения.

ЗРЕЛОСТЬ — достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека.

Для зрелости личности характерны чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества. Зрелость человека приходит к примирению с самим собой.

Особенности подросткового возраста

В своей речи многие часто употребляют словосочетания «подростковый возраст» или «переходный возраст», зачастую даже не задумываясь, что это такое, чем характеризуется и когда наступает.

Между тем нельзя назвать конкретные цифры, когда начинается и заканчивается этот период. Один ребенок становится подростком в 11 лет, другой – в 13, и не годы являются главным параметром, по которому можно определить, наступил ли подростковый возраст или еще нет. Содержание статьи Подростковый возраст, который также называют переходным, – это период взросления человека в физиологическом и эмоциональном плане, время перехода из детского состояния во взрослое.

В основе этого процесса лежит половое созревание (пубертатный период).

У всех оно начинается в разном возрасте: многое зависит от наследственности, образа жизни и даже питания. У одних перестройка организма начинается в 10 лет, у других – в 13 лет, и растянуться она может на 5-7 лет или произойти стремительно за 2-3 года.

Поэтому временные рамки, которые ограничивают подростковый возраст, условны.

Чаще всего подростками считают девочек 10-15 лет и мальчиков 11-17 лет, так как у девочек половое созревание начинается раньше и проходить чуть более стремительно, нежели у мальчиков. Понятие «переходный возраст» шире понятия «пубертатный период», так как включает в себя не только половое созревание, но и другие физиологические процессы и, главное, эмоциональное взросление, становление личности.

Подростковый возраст принято делить на три основных этапа:

  • Пубертатная фаза, когда формируются вторичные половые признаки.
  • Постпубертатная фаза, когда завершается половое и физиологическое формирование организма.
  • Предпубертатная фаза, когда организм только готовится к предстоящей перестройке.

Для родителей очень важно не пропустить момент, когда в организме их чада начнут происходить соответствующие изменения, чтобы вовремя сменить тактику поведения и обеспечить более легкое течение этого непростого периода в жизни всей семьи.

Мальчик станет мужчиной, девочка – женщиной, – этот факт очевиден. Но с рождения представители разных полов отличаются лишь первичными половыми признаками.

Но приходит момент, когда мозг командует старт организму, и начинается интенсивное развитие вторичных половых признаков.

У девочек шире становятся бедра, формируются молочные железы, растут волосы на лобке и под мышками, появляются менструации. У мальчиков увеличивается размер яичек и полового члена, растут волосы в паху и в подмышечной зоне, шире становятся плечи, ломается и грубеет голос.

Все эти изменения обусловлены усиленной выработкой гормонов. Гормональный всплеск имеет и побочные действия. Так, интенсифицируется деятельность сальных желез, из-за чего происходит закупорка пор на лице, спине, появляются прыщи, которые доставляют подростку массу переживаний.

По этой же причине может происходить увеличение не только мышечной, но и жировой массы, из-за чего подростки прибавляют в весе. Это не слишком приятное изменение их тоже сильно тревожит.

Не самым лучшим образом гормональные бури сказываются на эмоциональном состоянии. Для подроста и окружающих его людей наступают не самые легкие времена.

В этот же период взрослеющий человек пытается найти свое место в мире, самоутвердиться и доказать всем свою состоятельность: учителям, родителям, сверстникам, в особенности – лицам противоположного пола, к которому испытывает все возрастающий интерес и влечение. Далеко не каждый шаг на пути к самоутверждению усыпан розами, а неудачи в этом возрасте воспринимаются особенно болезненно.

Когда признаки полового созревания налицо, родителям необходимо изменить отношение к подростку и свое поведение, иначе конфликта не избежать. Недопустимо оставлять ребенка один на один с проблемами, которые его тревожат, и уж тем более обвинять его в том, что он стал нарушителем спокойного течения жизни в семье.

Недопустимо оставлять ребенка один на один с проблемами, которые его тревожат, и уж тем более обвинять его в том, что он стал нарушителем спокойного течения жизни в семье.

Подросток не меньше младшего школьника нуждается в любви и еще больше – в уважении. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый.

Он видит, какие изменения происходят с его организмом, но испытывает в связи с этим противоречивые чувства. С одной стороны, он понимает, что становится похожим на взрослых, и что процесс этот – естественен. С другой стороны, его пугают происходящие изменения, он стесняется их, особенно если пубертатный период у него наступил чуть раньше, чем у его сверстников.

Он пытается «замаскировать» изменения под модной, как у всех одеждой, зачастую эпатажной, отвлекающей внимание на себя.

Он пытается идентифицировать себя с другими подростками, стараясь вести себя, как все они, одеваться, как все они.

Одновременно с желанием скрыть происходящие в нем изменения, подросток старательно пытается заявить о себе, как о личности, ни в чем не уступающей другим и даже превосходящей других. Ему нужны самая модная одежда, самые «крутые» гаджеты. Превзойти во всем: в спорте, в учебе, в покорении противоположного пола – подростки стремятся и сверстников, и родителей.

При этом проигрывать они еще не научились: раньше им редко приходилось падать и ушибаться, а теперь приходится часто.

В результате частых неудач ребенок может впасть в депрессию, замкнуться в себе или, напротив, стать агрессивным, озлобиться. Причиной депрессии и комплексов могут стать и юношеские прыщи, прибавка массы тела, а также другие изменения во внешности, которые подростку кажутся «неправильными».

Ему может показаться, что у него слишком большие уши или нос, что он выглядит нелепо, так как остался худым, но сильно вытянулся, «как жердь». Если учесть, что в подростковом возрасте потребность нравится противоположному полу особенно велика, и именно в этом возрасте настигает первая влюбленность, внешнее несовершенство, часто мнимое, воспринимается подростками очень болезненно. Бывают даже случаи, когда недовольство своей фигурой, наличием прыщей на лице, становились причинами суицида.

Дополнительные муки подростку приносит позиция взрослых, не желающих признавать его право принимать решения. Он хочет, чтобы окружающие воспринимали его как взрослого и для этого копирует их поведение, пытается отстоять свои права, делая все наперекор.

При этом отвечать за свои поступки, в отличие от взрослых, он еще не готов, их последствий в полной мере не осознает – протестные настроения могут довести подростка до беды.

В желании подростка доказать свою самостоятельность многие родители видят признак неуважения. До этого ребенок был управляем, а теперь «вышел из-под контроля». Потерю власти над своим чадом многие переживают болезненно, пытаются поставить его на место, чем только усугубляют ситуацию.

Потерю контроля над ситуацией родители могут воспринимать с тревогой не столько из-за того, что им хочется всегда быть главными и всеми командовать, как может показаться подростку, а из-за тревоги за свое чадо. Они просто боятся, что, не имея достаточно жизненного опыта, он наделает ошибок, которые потом трудно будет исправить, а может, и невозможно.

Родителям непросто смириться с тем, что пришло время «разорвать пуповину» – им это по-настоящему больно. Дополнительная сложность в том, что эмоциональное состояние у подростка неуравновешенное, они обидчивы, иногда агрессивны. Стоит сказать, что и сами родители в это время могут переживать кризис, но только не подросткового, а зрелого возраста, и тоже находиться в эмоциональном возбуждении.

Стоит сказать, что и сами родители в это время могут переживать кризис, но только не подросткового, а зрелого возраста, и тоже находиться в эмоциональном возбуждении. Пережить подростковый возраст сложно как самим детям, так и их родителям.

Недопонимание и нежелание войти в положение друг друга может стать причиной конфликта в семье. Любовь, понимание и уважение – вот три кита, на которых зиждется семейное благополучие.

Подростковый возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?

Подростковый возраст – во сколько лет начинается и… Во сколько лет обычно начинается подростковый период?

У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком. Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде.

Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание. Периодизация детства и взросления Критерии (лет) Название 0–1 младенец 2–4 детство раннее 4–6 дошкольники 7–10 младшие школьники 11–16 подросток 17–18 юноша / девушка 19–35 молодость 36–45 зрелость 46–60 старшее поколение 61–75 пожилые люди более 76 старость Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет?

Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма.

У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  • Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.
  • Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  • Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды. Во сколько лет начинается переходный возраст в России?

На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет.

По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной. На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих.

Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей. Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира.

У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой.

Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни.

Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется. Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков?

Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11.

Оканчивается примерно в 16. Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой.

У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем.

Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет). Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости.

Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной.

Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек.

Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола. В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения.

Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15. У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным.

Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы.

Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело.

Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу. Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые.

Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым. Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет.

Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка.

От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых.

Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора. Важный аспект – полноценный сон.

Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс.

Начинаются проблемы. Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка.

Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

Если вышеприведенные рекомендации не приносят ожидаемого результата, то следует обратиться за консультацией к опытному психологу. Основные «симптомы», сигнализирующие о такой необходимости:

  1. постоянная подавленность;
  2. отсутствие аппетита;
  3. отстраненность;
  4. хамство;
  5. «деньголюбие».
  6. демонстративные поступки;
  7. жестокость;

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал.

За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: . При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью.

К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.

2018-02-14

Подростковый возраст

Когда мы, взрослые, думаем о подростках, иногда представляем себе замкнутых, угрюмых и своенравных детей, у которых на уме одни фантазии и прочие глупости.

При этом забываем, что на свет появились не сразу в 30/40/50 лет из великого эфира, а вполне так же в своё время занимались и фантазиями, и прочими глупостями. Но мало что мы помним: через какие кризисы и с какими проблемами нам приходилось сталкиваться, и что важнее – что мы чувствовали в тот момент на самом деле? Предлагаем к изучению интересную статью, подготовленную психологами ГОУ ЦО №548 «Царицыно» Воробьевой Е.А.

и Щедловской М.П.Общая характеристика подросткового возраста охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.

В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе.

Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение.

Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.

Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками.

Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками.

Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период.

характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  1. романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  2. развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  3. неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  4. нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  5. повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  6. потребность в общении сменяется желанием уединиться.
  7. целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Кризис идентичности Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру.

Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики.

Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых.

Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками.

Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру.

Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.

Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок

«совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…»

. Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию.

Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет.

Такое поведение часто провоцирует запреты.

Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного.

Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм.

Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности.

В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью.

Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей.

Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя.

Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  1. появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
  2. открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  3. изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  4. смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  5. половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  6. познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

Рекомендации родителям — Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку.

Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах. — При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

  • Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
  • Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель.

    Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения.

    Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».

  • Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».

— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка.

Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.

— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. — Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела.

При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к.

возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор.

Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка. — Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА.

О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше.

Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права.

Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки. — Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности.

Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых. — Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.

— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения. — Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки. — Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу. — Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия 1.

Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.

Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

2. Сбор предложений. Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты.

При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается.

Сначала предложения просто набираются «в корзинку».

Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. 3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений.

«Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников. 4. Детализация решения. После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.Что почитать на тему особенностей подросткового возраста?

Узнайте на сайте источника статьи: http://psy.s548.ru/fotoalbom/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta

  1. подростки
  2. возрастная психология

Вам также может понравиться Ваш ребёнок стоит перед сложным выбором профессии? Какой жизненный путь открывается перед будущим выпускником школы?

Выбор профессии – это важное и непростое […]

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им.

Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа: ранний, средний и поздний. У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием . У девочек гормональные изменения запускаются на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4.

Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять, что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные.

У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются первые волоски на лобке. В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём.

Они пока не умеют устанавливать причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами.

В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников. Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству.

У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены. Центром социальной жизни становится компания сверстников.

Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами. Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость.

Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь. На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи.

В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях.

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже от напряжения.

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников.

Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников. Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Нейропсихологи установили, что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют и мнение ровесников. Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично.

Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя.

Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми.

Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе. Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был?

Чем конкретно вы занимались с друзьями?

Что с тобой ? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику. Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться. Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя.

Тайная жизнь мозга подростков» Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки.

В большинстве случаев он сможет извлечь урок.

Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…» Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности.

Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения. В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком.

Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+