Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Развитие гос устройства швеции

Развитие гос устройства швеции

Значение ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА в Словаре Кольера


ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА К статье ШВЕЦИЯ Государственный строй. С 17 в. Швеция — конституционная монархия. С 1917 усилились позиции парламента.

Государственное устройство Швеции базируется на четырех основных конституционных законах: Законе о форме государственного правления, Положении о Риксдаге, Законе о престолонаследии и Законе о свободе печати.

Первые два закона были пересмотрены в 1974 и введены в действие в 1975. Фактически это новая конституция, заменившая конституцию 1809. В ней определен характер исполнительной, законодательной и судебной власти. Закон о престолонаследии, принятый в 1810, был дополнен в 1979 положением, которое позволяет женщине управлять страной.
Закон о престолонаследии, принятый в 1810, был дополнен в 1979 положением, которое позволяет женщине управлять страной.

Закон о свободе печати 1949 запрещает любую форму цензуры.

Эти четыре закона могут быть изменены только при одобрении на двух последовательных сессиях законодательного органа, между которыми должны пройти всеобщие выборы. Начало нынешней шведской королевской династии было положено в 1810 одним из генералов Наполеона — Жаном Батистом Бернадотом, правившим под именем Карла XIV Юхана. Право наследования престола принадлежит представителям этой династии независимо от пола.

Формально король является номинальным главой правительства, а также главой государства. Практически с 1918 король не оказывает решающего влияния на политику страны, и исполнительная власть осуществляется премьер-министром и другими министрами, которые несут ответственность перед парламентом.

По конституции 1975, право назначать премьер-министра имеет спикер парламента — Риксдага.

До 1971 парламент состоял из двух палат, наделенных равными правами. Первая палата, насчитывавшая 150 депутатов, избиралась губернскими собраниями и собраниями уполномоченных шести крупнейших городов. Вторая палата избиралась путем прямых выборов и состояла из 233 депутатов.

С 1971 Риксдаг имеет только одну палату. Его 349 депутатов избираются сроком на четыре года путем прямых выборов на основе пропорционального представительства.

Все шведские граждане, достигшие 18 лет, имеют право голоса и могут быть избраны в парламент. Труд депутатов Риксдага хорошо оплачивается, а сессия обычно длится с начала октября до июня. Риксдаг должен одобрять все законопроекты и единолично осуществлять контроль за налогообложением.

Он оказывает значительное влияние на политику через 15 постоянных комитетов, в которых представлены все основные партии страны. Риксдаг также назначает руководителей Банка Швеции. Руководство различными отраслями управления проводится 13 департаментами (министерствами), возглавляемыми министрами правительства.

Штат департаментов невелик, и они занимаются в основном планированием и бюджетом, тогда как текущие дела решаются 50 ведомствами, которыми руководят генеральные директоры. Местное управление. В Швеции традиционно сложилась влиятельная система местного управления.

Страна разделена на 24 лена, а те в свою очередь — на 286 общин. Город Стокгольм объединяет функции лена и общины.

На обоих уровнях управление осуществляется советом, который избирается сроком на четыре года (до 1994 на три года), причем повседневные дела выполняются исполнительным комитетом. Губернаторы ленов назначаются центральным правительством, но их власть имеет условный характер. Почти 75% бюджета ленов расходуются на здравоохранение; муниципалитеты примерно половину средств тратят на образование и социальные нужды.

Около 1,1 млн. человек (95% всех государственных служащих) заняты в органах местного управления, бюджеты которых составляют 25% ВВП. Эти средства поступают за счет подоходных налогов, взимаемых в ленах и общинах, а также за счет перечислений от центрального правительства.

Политические партии. Основанная в 1889 Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) с 1914 на прямых выборах в Риксдаг постоянно получала больше мест, чем любая другая партия страны. С 1932 по 1976 она единолично или во главе коалиций почти постоянно находилась у власти. С 1946 по 1969 председателем партии и премьер-министром был Таге Фритьоф Эрландер, которого называли архитектором государства социального благополучия.

После отставки в 1969 Эрландера на обоих постах сменил Улоф Пальме, который был премьер-министром до 1976 и снова возглавлял правительство социал-демократического меньшинства с 1982 до своей гибели в 1986. Затем партию и правительство возглавлял Ингвар Карлссон до поражения на выборах в 1991.

Он снова возглавил правительство меньшинства в 1994. Социал-демократы имеют прочные связи с рабочим движением (ок.

90% всех трудящихся страны объединены в профсоюзы) и благодаря своей прагматической политике получают поддержку со стороны других партий. В 1991 они набрали лишь 38% голосов на парламентских выборах, но в 1994 вновь получили 45%. На выборах 1998 социал-демократы потеряли часть своего электората, набрав всего 36,5% голосов, но удержались у власти благодаря коалиции с крайне левыми партиями.

Умеренная коалиционная партия (УКП), основанная в 1904 путем объединения разных консервативных групп, стоит за приватизацию некоторых государственных предприятий. Она традиционно опиралась на представителей крупного бизнеса, но в начале 1990-х годов ее электорат расширился.

С 1976 по 1981 УКП участвовала в несоциалистических коалиционных правительствах, а ее председатель Карл Бильдт был премьер-министром Швеции в 1991-1994. Он стал первым представителем УКП, занявшим этот пост после 1930.

В период 1979-1994 эта партия получала на выборах от 18 до 24% голосов.

На выборах в 1998 за нее проголосовало 23% избирателей, и она укрепила свои позиции в качестве основной партии, оппозиционной социал-демократам. Партия центра (ПЦ), созданная в 1913 (до 1957 — Крестьянский союз), представляет интересы сельского населения. Она была переименована для того, чтобы подчеркнуть свою ориентацию на более широкие слои избирателей среднего класса.

ПЦ выступает за необходимость децентрализации экономической и политической власти в стране. В отдельные периоды ПЦ возглавляла в Швеции движение против ядерных вооружений. Председатель партии Турбьёрн Фельдин в 1976-1978 и 1979-1982 занимал пост премьер-министра в несоциалистических коалиционных правительствах.
Председатель партии Турбьёрн Фельдин в 1976-1978 и 1979-1982 занимал пост премьер-министра в несоциалистических коалиционных правительствах. После 1979, когда на парламентских выборах ПЦ получила 18% голосов избирателей, ее рейтинг неуклонно снижался (9% в 1991, 8% в 1994, 6% в 1998).

ПЦ еще была представлена в составе правительства, сформированного в 1991, однако весной 1995 ей пришлось пойти на объединение с СДРПШ. Народная партия — либералы (НПЛ), основанная в 1900, ориентируется преимущественно на средний класс. Она традиционно связана с умеренными движениями и мелкими религиозными объединениями.

НПЛ издает значительную часть общего тиража периодической печати страны. Ее девиз — «социальная ответственность без социализма».

Электорат НПЛ в значительной степени зависит от популярности более крупных партий.

В 1982, 1985 и 1991 либералы, получившие на парламентских выборах соответственно 6%, 14% и 9% голосов, входили в состав правительства. В 1994 за них проголосовали 7%, а в 1998 — 5% избирателей.

Левая партия — коммунисты (ЛПК) выросла из Левой социал-демократической партии, основанной в 1917.

Эта марксистская группа в 1921 превратилась в Коммунистическую партию, а после раскола последней в 1967 — в ЛПК.

Современное название было принято в 1990. Партия получает поддержку некоторых рабочих в крупнейших городах страны и беднейших слоев сельского населения в северных ленах. Поддержка ЛПК часто имела решающее значение для формирования социал-демократических правительств.

ЛПК имеет довольно постоянный электорат — ок. 6% в 1980-х годах, несколько меньше в 1991 и вновь 6% в 1994.

На парламентских выборах 1998 ЛПК набрала 12% голосов и вошла вместе с социал-демократами в правящую коалицию.

По мере обострения социальных разногласий в Швеции были созданы предпосылки для образования новых партий. Христианско-демократический союз (ХДС), основанный в 1964, не был представлен в Риксдаге до 1985, а в 1991 получил 7% голосов и 26 мест и впервые принял участие в формировании правительства.

Однако в 1994 ХДС утратил значительную часть своего электората и получил всего 15 мест. В 1998 он успешно провел избирательную кампанию и получил 42 места в Риксдаге.

Партия охраны окружающей среды — «зеленые» (ПООС) была создана в 1981, чтобы отстаивать экологические интересы. В 1988, пока другие партии не включились в движение за охрану окружающей среды, она получила в Риксдаге 20 мест (6% голосов).

В 1991 эта партия лишилась представительства в Риксдаге, но в 1994 вновь обрела 18 мест. В 1998 «зеленым» удалось получить 4,5% голосов и 16 мест, что позволило им вступить в правящую коалицию вместе с СДРПШ и ЛПК. Новая демократия, самая правая популистская группа, образованная в 1991, набрала 7% голосов (25 мест), но не вошла в состав центристского правого правительства.

В 1994 за нее проголосовало лишь чуть более 1% избирателей. Чтобы получить места в Риксдаге, партия должна набрать 4% от общего числа голосов по стране, или 12% в одном избирательном округе. По закону, вступившему в силу в 1966, все политические партии Швеции, имеющие по крайней мере одно место в Риксдаге и 2% голосов на самых последних выборах, получают государственные субсидии.

Система правосудия. Шведское право основано на национальном кодексе законов, принятом в 1734, но бльшая часть его положений впоследствии была обновлена. Вся система судопроизводства сходна с английской или американской, за исключением того, что институт присяжных используется только при рассмотрении дел, связанных с клеветой в печати, и уголовных дел в судах низшей инстанции. В этих случаях судьям помогают от двух до пяти присяжных заседателей, избираемых городскими или сельскими советами сроком на три года.

Они могут отклонить приговор суда и высказать особое мнение при вынесении приговора. В стране насчитывается 97 окружных судов, 6 апелляционных судов и верховный суд. Имеются также специальные суды, которые рассматривают тяжбы о недвижимости и аренде, а также административные дела.

Судебный поверенный по гражданским делам и трое других поверенных назначаются Риксдагом для рассмотрения претензий, предъявляемых к судьям и гражданским чиновниками, для контроля деятельности судов и для защиты прав военнослужащих. Министр юстиции решает дела от имени правительства. Смертная казнь была отменена в 1921, исключение составляют некоторые преступления, совершенные во время войны.

Внешняя политика Швеции основана на строгом нейтралитете и неприсоединении к любым военным блокам.

Швеция играла важную роль в деятельности многих международных организаций, особенно ООН.

Шведские войска принимали участие в проводившихся под эгидой ООН операциях в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Швеция поддерживает самые тесные связи с другими скандинавскими странами по линии Северного совета.

Швеция — член Организации экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Она с самого начала вошла в состав Европейской ассоциации свободной торговли. После одобрения на национальном референдуме 1994 Швеция в 1995 вступила в ЕС.

Долгое время Швеция уделяла большое внимание связям с новыми государствами Африки и Азии, ежегодно выделяя на их развитие 1% национального дохода.

С 1991 размеры этой помощи были сокращены.

Шведское правительство выражало готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы.

Вооруженные силы. Политика строгого нейтралитета предопределила высокий уровень боевой готовности Швеции, но в связи с прекращением холодной войны в 1990-х годах вооруженные силы этой страны были сокращены. В 1997 насчитывалось немногим более 53 тыс.

военнослужащих и ок. 570 тыс. воинов запаса. Согласно закону о воинской повинности, призывной возраст составляет 18 лет, срок действительной военной службы зависит от рода войск, но длится не менее 7,5 месяцев.

Все мужчины в возрасте до 47 лет должны каждые четыре года участвовать в военных сборах.

Ежегодный призыв составляет ок. 35 тыс. человек, большей частью в сухопутные войска.

Профессиональные кадры насчитывают 8,7 тыс.

офицеров и рядовых (менее половины состава в период холодной войны). Военно-морской флот состоит из небольших маневренных судов, включая подводные лодки, ракетоносцы, торпедные катера и минные тральщики. Военно-воздушный флот насчитывает ок.

400 боевых единиц. Военный бюджет страны в 1995 составлял 2,5% ВВП. Кольер. Словарь Кольера. 2012

  1. в Большой советской энциклопедии, БСЭ:(греч.

    politiko — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами , нациями …

  2. в Большом энциклопедическом словаре:в военном деле — установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий. Строй бывает одношереножным и двухшереножным, …
  3. в Словаре экономических терминов:ЯЗЫК (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) — основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран …
  4. в Словаре экономических терминов:ФИСКАЛЬНАЯ см.

    ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …

  5. в Словаре экономических терминов:НЕДИСКРЕЦИОННАЯ — см.

    НЕДИС -КРЕЦИОННАЯ …

  6. в Словаре экономических терминов:ОБЩЕСТВЕННЫЙ — см ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ …
  7. в Словаре экономических терминов:КОНСТИТУЦИОННЫЙ — см КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ …
  8. в Словаре экономических терминов:УГОЛОВНАЯ — см. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА …
  9. в Словаре экономических терминов:СЕКРЕТАРЬ — 1) в ряде государств Европы и Америки — название высших государственный чиновников.

    В США Г.с. является руководителем Государственного …

  10. в Словаре экономических терминов:ПЕРЕВОРОТ — в науке конституционного права — насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо …
  11. в Словаре экономических терминов:ОРГАН — составная часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной …
  12. в Большом российском энциклопедическом словаре:ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Союза ССР, см.

    Симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова …

  13. в Словаре экономических терминов:ФИНАНСОВАЯ — см. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА …
  14. в Большом энциклопедическом словаре:(греч.

    politika — государственные или общественные дела от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью …

  15. в Большом российском энциклопедическом словаре:ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ, в нек-рых заруб. гос-вах — министр, член пр-ва.

    В США — глава Гос. департамента.

    В Рос. империи с …

  16. в Большом энциклопедическом словаре:Королевство Швеция (Konungariket Sverige), государство в Сев. Европе, на Скандинавском п-ове.

    450 тыс. км2. Население 8,7 млн. человек (1993), в …

  17. в Словаре экономических терминов:ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — см ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  18. в Словаре экономических терминов:ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГТК РФ -центральный орган федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. …
  19. в Словаре экономических терминов:ТОВАРНАЯ — см.

    ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА …

  20. в Большом российском энциклопедическом словаре:»ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ», концепция, в к-рой социализм сводится к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения (Л.

    Блан, К.И. Родбертус-Ягецов, Ф. …

  21. в Словаре экономических терминов:ФИСКАЛЬНАЯ РЕСТРИКЦИОННАЯ — см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  22. в Словаре экономических терминов:СТРАХОВОЙ НАДЗОР — специальный государственный орган по контролю за страховой деятельностью.

    Органы Г.с.н. заменили действовавшую до 1992 г систему органов …

  23. в Справочнике Стран мира:КОРОЛЕВСТВО ШВЕЦИЯ Государство на севере Европы, расположенное на Скандинавском полуострове.

    На севере и западе граничит с Норвегией, на северо-востоке — …

  24. в Словаре экономических терминов:СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete — верховная власть) — вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую …
  25. в Словаре экономических терминов:ГИМН (греч.

    hymnos — торжественная песнь) — торжественная песня программного характера: поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события, их героев. …

  26. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  27. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. политическое искусство. …
  28. в Словаре экономических терминов:РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ — см.

    РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …

  29. в Словаре экономических терминов:ПРЕДПРИЯТИЯ УЧЕТНАЯ — см. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …
  30. в Словаре экономических терминов:СУД — 1) официальное название верховного суда Эстонии; 2) название специального судебного органа для рассмотрения дел о преступлениях и проступках …
  31. в Словаре экономических терминов:ЦЕН И ДОХОДОВ — проводимая правительством страны антиинфляционная политика, основным инструментом которой является ограничение доходов с целью уменьшения денежной …
  32. в Словаре экономических терминов:ДОЛГ ЧИСТЫЙ — см чистый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ …
  33. в Словаре экономических терминов:СОВЕТ — 1) высшее законосовещательное учреждение Российской Империи в 1810-1906 гг.

    В 1906 г. в связи с созданием Государственной Думы …

  34. в Словаре экономических терминов:СТАНДАРТ (ГОСТ) — одна из основных категорий стандартов в Российской …
  35. в Цитатнике Wiki:Data: 2008-11-26 Time: 09:26:58 * Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен себе позволять порывистых движений.

    ( …

  36. в Словаре экономических терминов:ЗОНТИКА — политика монополистического регулирования объема производства с целью поддержания цен, установленных фирмой-лидером. Проводится при содействии фирм, поддерживающих …
  37. в Словаре экономических терминов:МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ — см МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  38. в Энциклопедическом словарике:(Королевство Швеция), государство в Северной Европе, занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова, острова Готланд и Эланд в Балтийском море. …
  39. в Словаре экономических терминов:СУВЕРЕНИТЕТ РФ — самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач.

    Это значит, что государственная власть (Федеральное …

  40. в Словаре экономических терминов:ФЛАГ — один из основных символов государства, его официальный отличительный знак, эмблема. Может отражать общественно-политический и государственный строй данного государства. …
  41. в Словаре экономических терминов:ФИСКАЛЬНАЯ СДЕРЖИВАЮЩАЯ — см.

    СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …

  42. в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО». Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

    Религиозная статистика 2005-05-06 Интерфакс: …

  43. в Современном энциклопедическом словаре:в музыке, система высотных отношений тонов ладового звукоряда.

    Различия музыкального строя обусловлены региональным и историческим своеобразием музыкальной культуры. Строй может …

  44. в Современном энциклопедическом словаре:(Королевство Швеция), государство в Северной Европе, занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова, острова Готланд и Эланд в Балтийском море.

  45. в Словаре экономических терминов:ИНВЕСТИЦИОННАЯ -см ИНВЕСТИЦИОННАЯ …
  46. в Большом российском энциклопедическом словаре:ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высш.

    законосовещат. орган Рос. империи с 1810; с 1906 верх.

    законодат. палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их …

  47. в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:119590, ул.

    Мосфильмовская, 60 тел. 956-1200 факс: …

  48. в Словаре экономических терминов:ТАМОЖЕННАЯ — см ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА …
  49. в Большом российском энциклопедическом словаре:ШВ́ЕЦИЯ, Королевство Швеция (Konungariket Sverige), гос-во в Сев. Европе, на Сканд. п-ове. 450 т. км 2 . Нас. 8,9 млн. …
  50. в Большом российском энциклопедическом словаре:ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР, контроль за соблюдением мин-вами, ведомствами, пр-тиями, учреждениями и отд.

    гражданами сан. норм и правил; осуществляется органами санитарно-эпидемиологической …

  51. в Словаре экономических терминов:ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ — см.

    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …

  52. в Словаре экономических терминов:СТРУКТУРНАЯ — см СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА …
  53. в Энциклопедическом словарике:(греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и …
  54. в Энциклопедическом словарике:в музыке, система высотных отношений тонов ладового звукоряда.

    Различия музыкального строя обусловлены региональным и историческим своеобразием музыкальной культуры. Строй может …

  55. в Современном энциклопедическом словаре:(греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и …
  56. в Большом российском энциклопедическом словаре:ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, в ряде стран название гос. органов разл. компетенции (напр., во Франции — высший орган адм.

    юстиции). В Рос. …

  57. в Словаре экономических терминов:ДОЛГ ВНЕШНИЙ см ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ; ВНЕШНЯЯ …
  58. в Словаре экономических терминов:РЕФЛЯЦИОННАЯ — см РЕФЛЯЦИОН -НАЯ …
  59. в Большом российском энциклопедическом словаре:в музыке, система высотных отношений тонов ладового звукоряда .

    Различия муз. С. обусловлены региональным и ист.

    своеобразием муз. культур. С. …

  60. в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  61. в Словаре экономических терминов:НАЛОГОВАЯ — см. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА …
  62. в Энциклопедическом словаре:1, -я, о строе, в строе, мн.

    -и, -ев, м. 1. Система государственного или общественного устройства. Социальный с. Демократический с. …

  63. в Словаре экономических терминов:ГОСУДАРСТВЕННЫЙ — см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ …
  64. в Словаре экономических терминов:СТРОЙ — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права.

    Понятие Гс- несколько шире, чем …

← → Copyright © 2010-2021 Словари, энциклопедии и справочники — Slovar.cc

Политическая система Швеции

является . Главой является . Государство управляется во главе с , который выбирается — .

Парламент переизбирается всеобщим голосованием каждые четыре года. Нынешним королём Швеции с года является .

принадлежит правительству, — народному представительству (). Швеции является независимой. Популярность шведской модели правления, покоится на старых традициях. Шведский риксдаг ведёт происхождение от древней судебной системы германских народов, и выборов королей в эпоху викингов. Старейшие исторически достоверные сведения о в Швеции обнаружены в о королевстве свеев, относящихся к веку.

Старейшие исторически достоверные сведения о в Швеции обнаружены в о королевстве свеев, относящихся к веку. Эти легенды содержат описание путешествий в торговый центр государства — . Однако точные имена шведских королей известны только с периода около года.

Правительство придерживается принципов (юридически с , а фактически с года).

В период власть короля была ограничена и сводилась в основном к функции командующего во время . Настоящая политическая власть принадлежала , возглавляющим различные провинции, которые ещё в веке были в большинстве своём самостоятельными административными единицами. Однако с помощью центральная власть укреплялась.

Это выразилось, в частности, в том, что во второй половине XIII века были введены , общие для всего королевства, так же как Великая хартия вольностей Магнуса Эрикссона, заменившая в году законы отдельных провинций. Хартию Магнуса Эрикссона, вошедшую в свод законов страны, часто называют первой шведской . Она содержит предписания относительно выборов короля, а также задач и полномочий его совета.

В период Средневековья шведские короли были выборными. , в течение и веков став настоящей , получила большую политическую власть в результате своего влияния на выборы короля.

Швеция становилась . Но до того, как её развитие стало таким же, как и в остальной шведские пытались укрепить центральную власть с помощью и -землевладельцев. В XV веке это привело к созданию риксдага (парламента), состоявшего из представителей четырёх : знати, , бюргеров и крестьян-землевладельцев.

Во время правления (—) монархия окончательно укрепилась, и королевский стал передаваться по наследству. Это было время , когда король сделал себя главой шведской церкви, и управление страной стало крайне централизованным, следуя образцу. Как и в большинстве европейских стран, в и века Швеция характеризовались появлением всё более эффективной и централизованной администрации.

В военном и международном отношении положение Швеции резко изменилось после того, как она вступила в во время правления короля (—).

В результате своих военных успехов Швеция стала великой и ведущим государством северной Европы. Хотя (государственный совет) в то время обладал большим влиянием — например, в королевы и короля — власть короля становилась всё более неограниченной, и с года король стал милостью всесильным правителем.

Важной вехой этого периода была Конституция года, которую риксрод использовал для защиты остающихся у него полномочий. Однако ни один из последующих монархов, таких как королева Кристина (годы правления —), (годы правления 1654—) или Карл XI (годы правления —) не считал себя связанным этой конституцией, и на сессии риксдага 1680 года эта конституция была формально аннулирована и провозглашена абсолютная власть короля. Государственный совет был заменён Королевским советом, всецело подчинённым королю.

Неудачи и поражения в (—) и смерть в году привели к бурной реакции против королевского абсолютизма, который при Карле XI и Карле XII развился в настоящую . Требования новой формы правления нашли своё выражение в конституции года. По этой конституции власть короля была сведена всего к двум голосам в риксроде, ведущий член которого, , стал фактически главой правительства.

Совет, в свою очередь, был ответственен перед риксдагом, и в течение так называемой «Эры свобод» (1720—) форма правления развивалась в парламентском направлении, т. е. риксрод представлял большинство в риксдаге и его состав изменялся в соответствии с составом этого большинства.

В то же время улучшалось положение недворянских сословий.

Когда разногласия в риксдаге перешли в конфликт между и низшими сословиями, (годы правления —) при поддержке большинства дворян, с помощью в 1772 году захватил власть.

В густавианский период (1772—) власть короля ещё более укрепилась. Полное неприятие Густавом III и с её идеями разделения власти, и явилось причиной конфликта с большей частью как аристократии, так и разночинцев в Швеции. Это привело к Густава III в 1792 году в результате группы дворян, фанатически сопротивлявшихся самодержавному правлению короля.

Поражение в войне против (—1809), когда была потеряна , привело к государственному перевороту, свержению Густава IV Адольфа и принятию новой конституции. Конституция 1809 года действовала до 1975 года и была, таким образом, четвертой в мире после , и Франции (см.

). Она была сформулирована в соответствии с теорией о разделении власти, с учётом конституционного развития Швеции.

Король был единственным правителем страны, но при нём был Совет министров, который должен был подписывать, т. е. утверждать все решения. Законодательная власть была поделена поровну между королём и риксдагом, в то время, как взимать мог только риксдаг. После переворота 1809 года, когда был свергнут Густав IV Адольф, королём стал его дядя, , вступивший на трон под именем Карла XIII.

Так как Карл XIII был стар и не имел детей, необходимо было найти ему преемника.

Сначала выбор пал на Карла Августа Аугустенбургского, но вскоре по прибытии в Швецию он умер, и в году наследником шведского был избран , принявший имя Карла Юхана. Одной из причин этого выбора было желание вступить в союз с Францией и , в надежде получить поддержку последнего и отвоевать обратно Финляндию.

Одной из причин этого выбора было желание вступить в союз с Францией и , в надежде получить поддержку последнего и отвоевать обратно Финляндию. После своего прибытия в Швецию наследный принц Карл Юхан фактически стал королём государства. В году он начал проводить совсем иную , присоединился к коалиции против Наполеона, по отвоевал у Дании и после недолгой кампании вынудил Норвегию вступить в со Швецией в году.

Уния просуществовала до года. Прибытие в Швецию стало также началом новой эры во внутренней политике. Толкование Конституции 1809 года и практические мероприятия, осуществляемые в её рамках, в большей степени носят отпечаток личных идей и желаний короля на протяжении всего его правления (—).

Сам Карл Юхан обязан своей карьерой французской революции. Без неё он, не будучи дворянином, никогда не поднялся бы выше чина.

И всё же, несмотря на своё происхождение и карьеру, Карлу Юхану было трудно с самого начала терпеть ограничения его власти, записанные в шведской конституции.

Даже в бытность его наследным принцем он действовал наперекор более независимым членам Совета. Когда после смерти Карла XIII в 1818 году он стал королём, Карл XIV Юхан всё чаще выбирал своих среди лояльных , выполнявших его приказы без возражений.

С течением времени он становился всё более самовластным.

Прежний превращался в единовластного монарха старого стиля. С распространением в середине века началась борьба, связанная с вопросом о личной власти короля.

С того момента, как наследный принц Карл принял правление в году и до окончательной перед требованиями парламентаризма и демократии в году борьба за королевскую власть была основной темой истории шведских монархов. Несмотря на то, что после департаментской года статус министров укрепился (теперь каждый министр возглавлял свой ), они в основном оставались служащими короля в течение правления (1844—).

Он их назначал, и они политически зависели от него.

Совет как самостоятельный фактор власти играл подчинённую роль.

Настоящего в полном смысле этого слова при Оскаре I не было. Ситуация изменилась во время правления (1859—).

С самого начала Совет выступал как единое целое и во многих случаях играл решающую роль в шведской политике. Например, в таких жизненно важных вопросах как отношения с Норвегией в период — и помощь Дании в войне с Германией в году.

Что же касается парламентской реформы года, то именно Совет и риксдаг, а не король, формировали шведскую политику и в критических ситуациях принимали окончательные решения. (правил 1872—), наоборот, стремился играть более активную роль в руководстве развитием, чем его брат и предшественник. По своей инициативе он встречался с ведущими и старался оказывать на них влияние в частных беседах.

В своих отношениях с Советом он старался использовать королевскую власть для утверждения своего мнения при принятии политических решений. Однако стремления Оскара II утвердить свою личную власть не увенчались большим успехом.

Главным образом потому, что после реформы 1866 года, означающей упразднение старого сословного и создание нового двухпалатного риксдага, риксдаг становился всё сильнее и поддерживал Совет против короля. Ограничение и выборные цензы, записанные в Акте о Риксдаге 1866 года означали, что первая палата была форумом для , крупных , и , а во второй палате в большинстве были крестьяне-землевладельцы.

Требования первой палаты об усилении и расширении государственной администрации плохо увязывались со строгой экономией и политикой, направленной против , которую проводила вторая палата, а также с её настоятельными требованиями упразднить поземельный налог.

Политическая жизнь превращалась в между палатами риксдага. Инициативы короля, в большинстве своём консервативного характера, касающиеся в основном вопросов перевооружения и повышения государственным служащим, были сведены на нет второй палаты.

Лишь в годы был найден и стало возможным решить проблему поземельных налогов и обороны.

Но за этим стоял уже не король, а его премьер-министр.

Власть ускользала из рук стареющего короля. В конце концов Оскар II отступил в борьбе за личную королевскую власть.

Однако финальная битва разыгралась позднее — в царствие его преемника, Густафа V.

Когда Густаф V стал королём в 1907 году, он воздержался от и таким образом стал первым некоронованным королём на шведском троне. Но этот его жест вряд ли можно считать признаком его взглядов.

Это скорее была реакция на пристрастие Оскара II к разного рода церемониям, так как Густаф V не любил участвовать в таких спектаклях. Но в то же время он был готов к борьбе за статус короля как такового.

Первые десять лет царствования Густафа V были отмечены его усилиями утвердить личную власть монарха. Конфликт достиг своей высшей точки в году, когда Густаф V произнёс свою знаменитую речь с балкона дворца.

Основным пунктом речи был вопрос об обороне страны.

Король требовал немедленно принять решение об усилении Швеции, в то время, как либеральное правительство, пришедшее к власти отчасти потому, что обещало , хотело действовать постепенно. В поддержку короля в вопросе о вооружённых силах в феврале 1914 года был организован так называемый «крестьянский поход», в котором приняли участие более 30 000 крестьян со всех концов страны.

Они собрались во дворе королевского дворца в . Но крестьянский поход сам по себе не был причиной острого с последующей затем сменой правительства, роспуском риксдага и новыми всеобщими .

Причиной была речь короля к крестьянам, в которой он высказывал те же требования, что и они, — немедленно укрепить вооружённые силы страны.

Речь короля была попыткой применить внепарламентские методы для осуществления своей воли в вопросе обороны, не принимая во внимание законное правительство страны.

Причиной конфликта стал теперь не столько вопрос обороны. Теперь также — и прежде всего — это был вопрос о том, кто же в действительности управляет страной — лично король или правительство во главе с премьер-министром. С современной точки зрения, в свете толкования Конституции, общепринятого в течение многих десятилетий, король Густаф V превысил свою власть, когда он выступил с этой речью без согласия правительства.

С современной точки зрения, в свете толкования Конституции, общепринятого в течение многих десятилетий, король Густаф V превысил свою власть, когда он выступил с этой речью без согласия правительства. Однако до шведская конституция отличалась от современной. В 1914 году положение конституции, гласившее, что «король единолично управляет государством», не было пустой фразой.

В обращении к крестьянам с балкона своего дворца Густаф V убедительно и искусно выступал в защиту личной власти короля, и всё же, борьба за королевскую власть была обречена на поражение. Будущее принадлежало демократии и парламентаризму. Акция Густафа V легко могла привести к дальнейшим поражениям.

Требования отречения короля и провозглашения уже носились в воздухе. Но Густафа V спасла сама проблема, в связи с которой он предпринял свою акцию — оборона страны. Относительно ситуации в Европе он оказался более проницательным, чем ведущие политики.

В июне 1914 года прозвучал . В августе разразилась Первая мировая война.

Швеция объявила , и вопрос обороны был решён в духе единства.

Однако единоличная власть монарха канула в Лету.

На выборах 1917 года победили левого крыла, то есть и . Густаф V должен был ещё раз признать либеральное правительство, на этот раз в коалиции с социал-демократами, впервые вошедшими в правительство. Не без колебаний допустил король в правительство представителей партии, в программе которой одним из пунктов было установление республики.

Таким образом, парламентаризм одержал окончательную победу; с тех пор риксдаг, а не король, решает, каким будет правительство Швеции. После окончания Первой мировой войны в конституцию был внесён ряд поправок, ещё более ослабивших позицию короля и означавших окончательную победу демократии. Несмотря на поражение в борьбе за личную власть короля, Густаф V снискал любовь народа во время своего правления (1907—).

В годы он был символом единства .

Это значит, что монархия своими корнями уходит в личную популярность короля. Король строго соблюдал правила относительно конституционной монархии, сформулированные во время его правления (1950—1973). Он, возможно, более, чем другие, и надо признать, немногие современные монархи, помог создать новый тип монархии — демократическую монархию.

Почти на протяжении всего царствования Густафа VI Адольфа шла работа над новой конституцией, которая была принята в 1975 году вместо конституции 1809 года. В период подготовки конституционной реформы никто, возможно, не сыграл такой важной роли для сохранения монархии в Швеции, как Густаф VI Адольф.

Есть несколько причин, почему, несмотря на требования провозглашения республики, ему удалось направить практически единодушное общественное мнение на пользу сохранения монархии. Основной причиной этого были личные качества короля. Одним из факторов, имевших, несомненно, большое значение в этой связи, была широкая образованность Густафа VI Адольфа и его интересы в областях, выходивших далеко за пределы его собственного «призвания».

Так, его имя пользовалось глубоким уважением среди . Другим свойством личности короля, в высшей степени способствовавшим его популярности, была его естественная, непринуждённая манера общения с людьми. Он намеренно избегал церемониальности и пышности.

Большим вкладом Густафа VI Адольфа в историю Швеции было то, что во время его правления он сумел трансформировать монархию в соответствии с изменениями в современном шведском обществе и таким образом создать условия для сохранения монархии в Швеции и членов на шведском троне.

Положения конституции 1809 года, регулирующие обязанности короля, открываются словами: «Король единолично управляет государством». Это его право было ограничено лишь тем, что он был обязан консультироваться с Советом, который он сам же и назначал.

Однако задолго до принятия новой конституции 1975 года, процесс превращения Швеции в парламентарное и демократическое государство сделал право короля «единолично управлять государством» пустой фразой. Конституция 1975 года открывается словами:

«Вся государственная власть в Швеции исходит от народа»

, и, соответственно, вся политическая власть находится в руках риксдага и правительства. По новой конституции обязанности короля состоят в следующем:

  1. Он является председателем Консультативного внешнеполитического комитета, то есть комитета, избранного риксдагом для консультаций между правительством и риксдагом по внешнеполитическим вопросам.
  2. Он председательствует на специальных заседаниях кабинета министров при смене правительства, а также во время так называемых информационных заседаний кабинета, где члены правительства информируют его о текущих событиях в стране.
  3. Король имеет наивысшее . Однако вооружённые силы страны подчиняются только правительству.
  4. Король является .
  5. В качестве главы государства он принимает верительные грамоты от иностранных и подписывает верительные грамоты шведских .
  6. Он открывает риксдаг каждый год в октябре.

Согласно новой конституции, таким образом, обязанности короля носят в основном представительский и церемониальный характер.

По просьбе правительства король принимает глав других государств и выезжает с государственными визитами в другие страны.

Как правило, во время этих визитов короля сопровождают один или два члена правительства, которые обсуждают вопросы политики, и , с представителями правительства принимающей страны. Король обладает неприкосновенностью перед законом, то есть не может быть привлечён к ответственности за свои поступки в соответствии с уголовным , однако ему может быть предъявлен в в соответствии с гражданским правом.

Король обязан представлять декларацию о своих личных доходах и имуществе и платить налоги, как и все Швеции. Каждый год риксдаг решает, какая сумма будет выделена королю для выполнения его обязанностей. Члены королевской семьи имеют , но по установившейся традиции воздерживаются от .

Согласно новому Акту о года, сменившему Акт 1810 года, шведский трон наследуется в порядке первородства, то есть трон наследует старший из детей короля и королевы, независимо от его пола. Таким образом, принцесса , родившаяся года, является шведского трона.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+