Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Бухгалтерский учет - Поступило за нурушение условий хоз договоров проводка

Поступило за нурушение условий хоз договоров проводка

Учет судебных издержек и штрафных санкций


Практически каждой организации в процессе хозяйственной деятельности приходится участвовать в судебных процессах. Порой сам хозяйствующий субъект подает в суд на недобросовестных контрагентов, иногда возникает необходимость выступать в роли ответчика.

Нельзя забывать и о спорах с налоговыми органами, которые весьма часто переходят в стены арбитражных судов. Участвуя в судебном процессе, организация несет определенные издержки.

Леонид СОМОВ Налоговый юрист В общем виде судебные издержки можно разделить на государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ конкретизирует состав издержек, связанных с рассмотрением дела.

Так, в соответствии со статьей 106 АПК РФ к таким издержкам относятся: • денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам; • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте; • расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей); • иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Если же дело рассматривается в судах общей юрисдикции, а это происходит тогда, когда истцом или ответчиком является гражданин РФ или иностранное лицо, то к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии со статьей 94 Гражданско-процессуального кодекса РФ относятся: • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; • расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ; • расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; • расходы на оплату услуг представителей; • расходы на производство осмотра на месте; • компенсация за фактическую потерю времени; • связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; • другие признанные судом необходимыми расходы.

В части же налоговых споров напомним, что Конституционный суд РФ в определении от 20.02.02 № 22-О по жалобе открытого акционерного общества «Большевик» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 ГК РФ отметил, что все убытки, связанные с неправомерными действиями налоговой инспекции, в том числе расходы на оплату услуг юристов, должны быть включены в состав убытков, возмещаемых выигравшей стороне. До определения КС РФ арбитражные суды считали эти затраты не убытками, а судебными издержками, которые должны возмещаться в особом порядке. При обращении с иском в арбитражный суд необходимо заплатить государственную пошлину (ст.

102 АПК РФ). Её размеры установлены Законом РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине».

Величина государственной пошлины зависит от характера цены иска и его цены. Г осударственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с исковых заявлений имущественного характера составляет: • 5% от цены иска, но не менее одного МРОТ при цене иска до 10 000 руб.; • 500 руб. + 4% от суммы свыше 10 000 руб.

при цене иска от 10 000 руб. до 50 000 руб.; • 2100 руб.

+ 3% от суммы свыше 50 000 руб. при цене иска от 50 000 руб. до 100 000 руб.; • 3600 руб. + 2% от суммы свыше 100 000 руб.

при цене иска от 100 000 руб. до 500 000 руб.; • 11 600 руб. + 1% от суммы свыше 500 000 руб.

при цене иска от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.; • 16 600 руб.

+ 0,5% от суммы свыше 1 000 000 руб., но не свыше 1000 МРОТ при цене иска свыше 1 000 000 руб. Государственная пошлина с остальных исковых заявлений или заявлений, рассматриваемых в арбитражных судах, устанавливается кратной минимальному размеру оплаты труда. Максимальная её величина – 20 МРОТ установлена по исковым заявлениям по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными.

С апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа государственная пошлина взимается в размере 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы ( п.

2 ст. 4 закона № 2005-1). Размер государственной пошлины при подаче иска в суд общей юрисдикции установлен пунктом 1 статьи 4 закона о государственной пошлине. Судебные издержки принимаются к бухгалтерскому учету, если они присуждены (имеется решение суда), а также фактически оплачены.

Исходя из этого первичными документами, на основании которых производится принятие к учету арбитражных расходов и судебных издержек, являются:

  1. платежные поручения, подтверждающие факт перечисления указанных расходов.
  2. решение суда (арбитражного или общей юрисдикции) с указанными в нем суммами расходов;

Пример 1 По договору подряда ООО «Альфа» выполнило работы стоимостью 10 000 евро.

ООО «Бета» после получения акта о завершении работ оплатило работы в рублевом эквиваленте по курсу на день подписания договора. С момента подписания договора до момента оплаты работ прошло 6 месяцев. Суммовую разницу, которая возникла при оплате работ, — 10 000 руб.

заказчик не перечислил. В претензионном (досудебном) порядке спор решить не удалось, так как ООО «Бета» не отреагировало на претензию исполнителя. ООО «Альфа» обратилось в арбитражный суд. При этом судебные расходы составили 2500 руб., в том числе:

  1. 1000 руб. — оплата услуг стороннего юриста по составлению искового заявления;
  2. услуги нотариуса — 1000 руб.;
  3. госпошлина – 500 руб. (10 000 руб. х 5%).

Суд удовлетворил требования ООО «Альфа» и обязал ООО «Бета» выплатить в пользу первого 10 000 руб., а также полностью возместить его судебные расходы.

В бухгалтерском учете истца (ООО «Альфа») производятся следующие записи: Дебет 91-2 Кредит 76 — 2000 руб.

(1000 + 1000) — отражены расходы, связанные с рассмотрением дела в суде; Дебет 91-2 Кредит 68 — 500 руб. — начислена госпошлина, связанная с участием организации в суде; Дебет 68 Кредит 51 — 500 руб.

— перечислена госпошлина в бюджет; Дебет 76 Кредит 51 — 2000 руб.

— оплачены услуги юриста и нотариуса; Дебет 51 Кредит 76-2 — 10 000 руб. — поступила суммовая разница от ООО «Бета» по решению суда; Дебет 51 Кредит 91-1 — 2500 руб. — получено возмещение судебных расходов от ООО «Бета». Ответчик, ООО «Бета» для участия в судебном процессе воспользовалось услугами адвоката, стоимость которых составила 3000 руб.
Ответчик, ООО «Бета» для участия в судебном процессе воспользовалось услугами адвоката, стоимость которых составила 3000 руб.

После вынесения соответствующего решения суда в бухгалтерском учете ответчика производятся следующие записи: Дебет 76-2 Кредит 51 10 000 руб. – перечислена суммовая разница по решению суда; Дебет 91-2 Кредит 51 2500 руб.

– возмещены судебные расходы ООО «Альфа» по решению суда; Дебет 76 Кредит 51 3000 руб. — оплачены услуги адвоката. _____________________ Конец примера 1 В ходе судебного процесса может возникнуть необходимость в привлечении свидетелей и экспертов. Если свидетели или эксперты привлекаются по просьбе истца или ответчика, то на депозитный счет суда вносится определённая сумма, необходимая для оплаты проезда, жилья и суточных вызываемых лиц.

Если ходатайство исходило от обеих сторон, то необходимые средства вносятся на депозитный счет в равных долях. При привлечении же экспертов судом расходы, связанные с их привлечением, оплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Пример 2 Используем данные примера 1. В ходе судебного рассмотрения от ООО «Бета» поступило ходатайство о привлечении в качестве свидетеля представителя ООО «Гамма», выступающего в договоре с ООО «Альфа» в качестве субподрядчика.

Расходы организации, связанные с вызовом свидетеля, составили 5000 руб. ООО «Бета» также направило ходатайство о привлечении эксперта. Расходы, связанные с вызовом эксперта, составили 7000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Бета», помимо вышеприведенных записей, добавляются следующие проводки: Дебет 91-2 Кредит 76 — 7000 руб. — отражены расходы, связанные с вызовом эксперта; Дебет 76 Кредит 51 — 5000 руб.

— внесена на депозитный счет суда сумма на оплату вызова свидетелей. ______________________________ Конец примера 2 Суд может вынести решение об уплате организацией штрафных санкций, пеней, неустоек. Эти выплаты относят к внереализационным расходам.

Суммы признанных или присуждённых судом пеней, штрафов, неустоек, начисленных за нарушение условий хозяйственных договоров, в бухгалтерском учете отражаются записью: Дебет 91-2 Кредит 76-2 — начислены суммы пеней, штрафов, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров. Если величина штрафа, пеней или неустойки довольно значительная, то организации можете создать резерв под условные обязательства. В бухгалтерском учёте данная операция будет выглядеть следующим образом: Дебет 91-2 Кредит 96 — создан резерв под условные обязательство: требование покупателя заплатить штрафные санкции за нарушение сроков поставки товара.

Следует отметить, что создание финансового резерва может быть проведено в отношении споров, разрешаемых как в судебном, так и во внесудебном порядке. Пример 3 В ноябре 2003 года налоговые органы провели выездную проверку деятельности организации.

В результате ими было принято решение о доначислении налога на прибыль в размере 100 000 руб. По оценке экспертов организации сумма налога, подлежащего доначислению, составляет только 50 000 руб.

В конце года руководством организации было принято решение о создании резерва под условное обязательство в размере 50 000 руб. По состоянию на 31 декабря 2003 года остаток по счёту 99 (кредит) составил 150 000 руб. Вопрос о доначислении налога на прибыль был окончательно урегулирован 30 марта 2004 года.

При этом величина налога составила 70 000 (20 000) руб. В бухгалтерском учёте проведённые операции отражаются следующим образом. 31 декабря: Дебет 99 Кредит 96 — 50 000 руб.

– создан резерв под вероятную сумму доплаты по налогу на прибыль; Дебет 99 Кредит 84 — 100 000 руб. (150 000 – 50 000) – списана чистая прибыль от хозяйственной деятельности организации в 2003 году.

На 30 марта: вариант 1 – сумма налога 70 000 руб.: Дебет 96 Кредит 68 — 50 000 руб. – использован резерв, созданный для доплаты по налогу на прибыль; Дебет 99 Кредит 68 — 20 000 руб.

– доначислена разница между предполагаемой и фактической суммой доплаты по налогу на прибыль; Дебет 68 Кредит 51 — 70 000 руб.

– перечислена в бюджет доплата по налогу на прибыль. — вариант 2 – сумма налога 20 000 руб.: Дебет 96 Кредит 68 — 20 000 руб. – использован частично созданный резерв под условное обязательство; Дебет 68 Кредит 51 — 20 000 руб. – перечислена в бюджет доплата по налогу на прибыль; Дебет 96 Кредит 91-1 — 30 000 руб.

– перечислена в бюджет доплата по налогу на прибыль; Дебет 96 Кредит 91-1 — 30 000 руб. – списана неиспользованная часть резерва под условное обязательство.

_____________________ Конец примера 3 В налогом учете при исчислении налога на прибыль судебные расходы, если рассматриваемые дела связаны с производственной деятельностью организации, включаются в расходы, уменьшающие полученные доходы: расходы на госпошлину относятся к прочим расходам (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК), иные судебные расходы, а также арбитражные сборы включаются во внереализационные расходы (подп.

10 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом они учитываются независимо от статуса стороны в деле (истец или ответчик) и вне зависимости от исхода дела.

Расходы на юридические услуги, в том числе на адвоката, и услуги нотариуса (в размере установленных тарифов) организация может отнести к прочим расходам (подп. 14 и 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Доходы же в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными (п. 3 ст. 250 НК РФ). В налоговом учете в перечне возможных создаваемых резервов резерв под условное обязательство отсутствует.

Поэтому учитываемая в бухгалтерском учете величина этого резерва вызовет образование вычитаемой временной разницы. А это, в свою очередь, приведет к обязанности начислить отложенный налоговый актив (п.

11 и 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). Пример 4 Несколько изменим условие примера 3. В ноябре 2003 года поступает претензия от покупателя продукции на сумму 100 000 руб. Эксперты организации оценили, что покупателю придется перечислить 50 000 руб.

Эксперты организации оценили, что покупателю придется перечислить 50 000 руб. На эту величину в конце года создается резерв под условное обязательство.

В марте суд обязал организацию перечислить покупателю 70 000 руб. В бухгалтерском учёте проведённые операции отражаются следующим образом. На 31 декабря: Дебет 91-2 Кредит 96 — 50 000 руб.

– создан резерв под вероятную сумму претензии; Дебет 09 Кредит 68 — 12 000 руб. (50 000 руб. х 24%) – начислен отложенный налоговый актив. На 31 марта: Дебет 96 Кредит 76-2 — 50 000 руб.

– использован резерв, созданный под условное обязательство; Дебет 91-2 Кредит 76-2 — 20 000 руб.

– доначислена разница между предполагаемой и фактической суммой претензии, установленной судом; Дебет 68 Кредит 09 — 12 000 руб.

– списана величина отложенного налогового актива; Дебет 76-2 Кредит 51 — 70 000 руб. – перечислена сумма по претензии покупателя, установленная судом.

__________________________ Конец примера 4 Материал предоставлен журналом : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Пени и штрафы по хоздоговорам: бухучет и налогообложение у получателя

Если для налога на прибыль все санкции, которые признал должник или присудил суд организация обязана включить в налоговую базу по строке внереализационные доходы, то для целей исчисления налоговой базы по НДС, есть санкции, которые не признаются объектом налогообложения НДС.

С учетом этого можно выделить два основных типа санкций:

  1. санкции, уплаченные покупателю продавцом за нарушение условий договора.
  2. санкции, уплаченные продавцу покупателем за нарушение условий договора

С первым типом санкций все более или менее однозначно: денежные средства, полученные покупателем от продавца за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, НДС не облагаются, так как не связаны с реализацией (см.

письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-11/12363). Санкции в виде выплаты компенсации продавцу за досрочное расторжения договора также не облагаются НДС (Письмо Минфина РФ от 19.10.2016 N 03-07-11/60859).

Аналогичные разъяснения даны Минфином РФ в отношении включения в налоговую базу по НДС денежных средств, полученных продавцом товаров от их покупателя в качестве компенсации убытков, понесенных продавцом из-за отказа покупателя принимать и оплачивать товары. Такие суммы также не облагаются НДС, так как не связаны с оплатой реализованных товаров, работ услуг (Письмо Минфина РФ от 28.07.2010 N 03-07-11/315).

В отношение налоговой базы по НДС по второму типу санкций (когда продавец получает выплату санкций от покупателя) не все так однозначно. На сегодняшний день позиция официальных органов сводится к тому, что суммы полученные продавцом товаров, работ, услуг в виде штрафных санкций по договорам не подлежат обложению НДС при условии, что такие санкции по факту не являются элементами ценообразования предусматривающему оплату товаров (работ, услуг).

На сегодняшний день позиция официальных органов сводится к тому, что суммы полученные продавцом товаров, работ, услуг в виде штрафных санкций по договорам не подлежат обложению НДС при условии, что такие санкции по факту не являются элементами ценообразования предусматривающему оплату товаров (работ, услуг).

Если полученные продавцом от покупателя суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, как суммы связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Эта точка зрения изложена в письме Минфина РФ от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, это письмо доведено до нижестоящих налоговых органов и размещено на сайте www.nalog.ru в разделе

«Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»

.

Таким образом, чтобы исключить риски доначисления НДС по штрафным санкциям, налогоплательщику нужно отличать «просто санкции» от «элементов ценообразования», оформленных как штрафные санкции. Неустойка за просрочку оплаты — это обеспечение своевременности платежей по договору, не затрагивающая ценообразование.

Пример неустойки, обеспечивающей исполнение обязательств:

  1. неустойка за просрочку исполнения обязательств, полученная продавцом от покупателя по договору. Вывод, что такие суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) в понимании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а потому не подлежат включению в налоговую базу по НДС, основан на постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, данное мнение поддержали Минфин и ФНС.

Пример неустойки как элемента ценообразования:

  1. суммы штрафа за простой, сверхнормативную погрузку или разгрузку, транспортного средства, полученные налогоплательщиком, оказывающим услуги по перевозке грузов. Такое мнение выражено Минфином РФ от 01.04.2014 N 03-08-05/14440 «О включении суммы штрафа за простой, предусмотренный условиями договора, в налоговую базу по НДС».

Взыскание неустойки и отражение ее в учете


Источник: Журнал «»Государственными (муниципальными) контрактами, а также гражданско-правовыми договорами предусматриваются условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу учреждений неустойки.

В каком размере взыскивается неустойка? Вправе ли учреждения воспользоваться суммой неустойки? Как в бухгалтерском учете отразить ее начисление?

В этой статье даны ответы на поставленные вопросы.

Государственные (муниципальные) учреждения заключают контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Гражданского кодекса и нормативными правовыми актами, регулирующими закупки.

Казенные и бюджетные учреждения осуществляют закупочную деятельность согласно Федеральному закону № 44-ФЗ. Автономные учреждения руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ.

При этом они обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком заключения и исполнения гражданско-правовых договоров и иными положениями, связанными с обеспечением закупки, установленным положением о закупке, утвержденным учреждением (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ). При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением согласно п.

3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, оно вправе также осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанного закона и правового акта, закупки (п.

2 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ): – за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, и международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; – в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; – за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности. При предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на них при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.

В заключаемых учреждениями контрактах (гражданско-правовых договорах) должно содержаться обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – исполнитель) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п.

1 ст. 314 ГК РФ). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, одним из способов его обеспечения является предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Обратите внимание, что факт возникновения обязательства по уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением основного обязательства исполнителем должен быть оформлен в письменном виде (ст. 331 ГК РФ). Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Возникновение обязательств по уплате неустойки, ее начисление, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту могут производиться на основании акта о приемке товаров, работ, услуг или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, в которых нужно указать сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов) (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525). При принятии решения о взыскании с исполнителя неустойки в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения учреждения должны разместить эти сведения в Реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». При этом необходимо указать причину внесения изменений в виде текста и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования (Письмо Федерального казначейства от 14.01.2013 № 42-7.4-05/12.5-19).

В этом разделе рассмотрим порядок расчета учреждений с исполнителями в рамках заключаемых контактов (гражданско-правовых договоров). Казенные учреждения. Из пункта 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что в контракте обязательно должны оговариваться условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов данной приемки.

Согласно п. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) (п.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) (п.

7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ). В случае просрочки выполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (п.

6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Начисление неустойки производится за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ (п.

7 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ).

С 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена в размере 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 № 2873-У).

Из приведенных в Письме Минфина РФ от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 разъяснений следует, что при оплате денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика – получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по названному контракту своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика. В письме финансовое ведомство отметило, что заказчик имеет право перечислять исполнителю средства в оплату государственного (муниципального) контракта в сумме, оговоренной контрактом, за вычетом суммы неустойки. При этом заказчик обязан перечислить неустойку в доход бюджетов бюджетной системы РФ.

Неустойка перечисляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

В этом случае начисление и поступление в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов согласно правовому акту главного администратора доходов о наделении полномочиями (п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ). В Письме Минфина РФ № 02-11-00/5959 приведена корреспонденция счетов по отражению в бюджетном учете получателя бюджетных средств операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по государственному (муниципальному) контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению указанных требований. С учетом рекомендаций, приведенных в письме, и положений Инструкции № 162н рассмотрим на примере порядок отражения в бюджетном учете названных операций.

Предметом контракта, заключенного управлением физической культуры и спорта (казенное учреждение) с поставщиком, является поставка спортивного оборудования на сумму 500 000 руб. В установленные контрактом сроки оборудование не было поставлено. Учреждение предъявило поставщику требование об уплате неустойки.

При поступлении оборудования в акте о приемке оборудования был документально зафиксирован факт о несоблюдении сроков поставки и согласно утвержденному порядку расчета неустойки определена ее сумма, которая составила 46 000 руб.

В контракте предусмотрено условие, что обязанность по перечислению неустойки в доход бюджетов бюджетной системы РФ возложена на казенное учреждение. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК.

В бюджетном учете казенного учреждения эти операции следует отразить следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Получены получателем бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) текущего финансового года 1 501 15 310 1 502 13 310 500 000 Приняты обязательства согласно заключенному государственному контракту 1 501 13 310 1 502 11 310 500 000 Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка на условиях государственного контракта 1 205 41 560 1 401 10 140 46 000 Отражены капитальные вложения по приобретению оборудования 1 106 31 310 1 302 31 730 500 000 Принято денежное обязательство по оплате согласно государственному контракту (в сумме произведенной поставки) 1 502 11 310 1 502 12 310 500 000 Оплачена с лицевого счета получателя бюджетных средств в доход бюджета сумма неустойки, удержанная во исполнение обязательства 1 302 31 830 1 304 05 310 46 000 Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту 1 210 02 140 1 205 41 660 46 000 Произведена уплата обязательства по государственному контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств перед поставщиком) (500 000 — 46 000) руб.

1 302 31 830 1 304 05 310 454 000Бюджетные и автономные учреждения.

Из разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, следует, что все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе средства, предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения. В письме также указано, что при возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление неустойки исполнителю договора, заключенного на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения (в том числе в рамках субсидий, полученных на выполнение государственного (муниципального) задания), названные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках иной приносящей доход деятельности (по коду вида деятельности 2). Бюджетное учреждение начисляет сумму неустойки за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Поскольку Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит положений о порядке включения в гражданско-правовой договор неустойки, автономные учреждения при осуществлении закупочной деятельности самостоятельно (в соответствии с Положением о закупке) определяют в договоре все обстоятельства, которые влекут начисление неустойки в случае нарушения обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), и ее размер в виде фиксированной суммы или процентов за каждый просроченный день исполнения обязательств по договору. Следовательно, размер неустойки и порядок ее оплаты оговариваются автономным учреждением в условиях гражданско-правового договора.

Сумма неустойки, как и у бюджетного учреждения, является доходом автономного учреждения.

В Письме Минфина РФ № 02-06-07/9374 также приведены разъяснения о порядке отражения неустойки на лицевом счете бюджетного учреждения. В нем говорится, что полученные бюджетным учреждением средства в виде неустойки по договорам, являющиеся его доходами, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в ОФК (далее – лицевой счет с кодом 20), и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, согласно Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленным Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

В то же время операции с целевыми субсидиями, поступающими бюджетному учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открытом ему в ОФК (на лицевом счете с кодом 21). Таким образом, если оплата договора на приобретение нефинансовых активов была осуществлена бюджетным учреждением за счет средств целевой субсидии в размере оплаты исполнителю суммы за вычетом суммы неустойки, сумма неустойки, отраженная на лицевом счете с кодом 21, подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 на основании представленной учреждением в ОФК заявки на кассовый расход (ф.

0531801), оформленной в установленном порядке.

Перевод денежных средств (неустойки), отраженных на лицевом счете с кодом 21, на лицевой счет с кодом 20 отражается в бухгалтерском учете с оформлением бухгалтерской справки (ф. 0504833) согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ № 02-06-07/9374 и Инструкции № 174н, следующими записями: Дебет счета 5 304 06 830

«Увеличение дебиторской задолженности прочих кредиторов»

Кредит счета 5 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» Одновременно:Дебет счета 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»Кредит счета 2 304 06 730 «Уменьшение дебиторской задолженности прочих кредиторов» Данные операции при заполнении отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.

0503737) следует отразить в графе 5 разделов «Доходы учреждения», «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (стр. 710), «Расходы учреждения», «Источники финансирования дефицита средств учреждения» (стр. 720) (п. 42, 43, 44 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

Разъяснения, приведенные в письме в отношении бюджетных учреждений, по мнению автора, можно распространить и на автономные учреждения. Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по гражданско-правовому договору, источником финансового обеспечения которого является субсидия на иную цель, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению названных требований. Бюджетным учреждением заключен гражданско-правовой договор с поставщиком оборудования на сумму 250 000 руб.

Условиями этого договора предусмотрена обязанность поставщика по уплате неустойки в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Поставка оборудования была произведена с нарушением прописанного в договоре срока.

При поступлении оборудования данный факт был отражен в акте о принятии оборудования с указанием суммы начисленной поставщику неустойки в размере 35 000 руб. Оплата произведена за счет средств целевой субсидии за вычетом суммы неустойки.

Сумма неустойки остается в распоряжении учреждения.

Оборудование относится к иному движимому имуществу. В бухгалтерском учете поименованные операции нужно отразить следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Приняты обязательства в сумме заключенного гражданско-правового договора 5 506 10 310 5 502 11 310 250 000 Приняты к учету суммы вложений в оборудование 5 106 31 310 5 302 31 730 250 000 Принято денежное обязательство в сумме расчетов согласно гражданско-правовому договору и объему поставки 5 502 11 310 5 502 12 310 250 000 Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора 2 205 41 560 2 401 10 140 35 000 Перечислена сумма исполнителю согласно договору (с учетом встречного требования) (250 000 — 35 000) руб. 5 302 31 830 5 201 11 610 215 000 Забалансовый счет 18 (статья 290 КОСГУ) Отражено прекращение встречных требований зачетом (согласно акту приемки оборудования): – в сумме исполненного денежного обязательства 5 302 31 830 5 304 06 730 35 000 – в сумме исполненного требования по санкциям 2 304 06 830 2 205 41 660 35 000 Восстановлены доходы учреждения на сумму полученной неустойки 5 304 06 830 5 201 11 610 35 000 2 201 11 510 2 304 06 730 35 000 Учреждением может быть принято решение о перечислении средств от предъявленных санкций в доход федерального бюджета. Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждением принято решение о перечислении суммы неустойки в доход соответствующего бюджета.

В бухгалтерском учете нужно произвести следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Принятие обязательств в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет 5 506 10 290 5 502 11 290 35 000 Принятие денежного обязательства в сумме средств, подлежащих перечислению в бюджет 5 502 11 290 5 502 12 290 35 000 Начисление обязательств по перечислению в соответствующий бюджет 2 401 20 290 2 303 05 730 35 000 Перечисление денежных средств в доход федерального бюджета: – перечисление с лицевого счета 21; одновременно 5 304 06 830 5 201 11 610 35 000 3абалансовый счет 18 (статья 290 КОСГУ) – исполнение обязательства по перечислению денежных средств в доход федерального бюджета 2 303 05 830 2 304 06 730 35 000 * * * В статье на конкретных примерах рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете учреждений операций по удержанию неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий по контрактам (гражданско-правовым договорам).

Надеемся, что при возникновении подобных ситуаций этот материал окажет помощь при осуществлении расчетов с исполнителями контрактов (гражданско-правовых договоров) и в правильном их отражении в бухгалтерском учете.

  1. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
  4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

Учет и налогообложение штрафов, пеней, неустоек по хозяйственным договорам у организации — должника

Важное 13 июля 2006 г.

00:10 В бухгалтерском учете штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов. Это определено пунктом 12 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н

«Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «расходы организации»

ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99).

В соответствии с пунктом 14.2 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом, в том отчетном периоде, в котором вынесено решение судом об их взыскании. В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н, в бухгалтерском учете для отражения штрафов, пеней, неустоек предназначен счет субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.

Корреспонденция счетов Содержание операции Дебет Кредит 91-2»Прочие расходы» Отражены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, присужденные судом Оплачены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств Пример 1. Организация «Вега» отгрузила партию товара организации «Дельта» на сумму 236 000 рублей (без НДС).

По условиям договора за просрочку платежа за товар предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей и пеней в размере 0,1% за каждый день просрочки. Организация «Дельта» оплату в срок не произвела, тем самым нарушив условия договора. Организация «Вега» выставила претензию на сумму штрафа в размере 50 000 рублей и пеней в размере 3 200 рублей.

С выставленной претензией в свой адрес организация «Дельта» согласилась. Корреспонденция счетов Сумма Содержание операции Дебет Кредит 236 000 Приняты к учету товары 91-2 «Прочие расходы» 53 200 Получена претензия от поставщика 236 000 Отражена оплата за товар 53 200 Перечислены штрафы, пени Окончание примера.

В целях исчисления налога на прибыль сумма штрафа, подлежащего уплате, учитывается в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, согласно Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Датой признания расходов в виде штрафа, пени, неустойки у налогоплательщика, определяющего доходы и расходы методом начисления, является дата признания штрафа организацией.

Это следует из НК РФ:

«дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба)»

.

У организаций, определяющих доходы и расходы кассовым методом, расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций в целях налогообложения прибыли признаются после их фактической оплаты ( НК РФ).

Обращаем внимание, что для признания штрафов, пеней, неустоек в составе внереализационных расходов необходим документ, который подтверждает факт нарушения договорных обязательств должником. То есть должно выполняться требование НК РФ, расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены. Начисление штрафных санкций осуществляется исходя из условий договора, либо по письменному требованию кредитора, либо по решению суда.

Нужно ли выписывать счет-фактуру на сумму неустойки? В соответствии с НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) поставщиком выставляются покупателю соответствующие счета-фактуры.

Но в случае начисления неустойки, никакой отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг не происходит, следовательно, поставщик на сумму штрафных санкций счет-фактуру не выписывает. Обратите внимание, плательщик неустойки (покупатель), исчисленный с суммы неустойки НДС не вправе принять к вычету.

Так как НК РФ не предусматривает возможности принятия налогового вычета по НДС по такому основанию. Согласно НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные организации по товарам, работам, услугам, имущественным правам приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и по товарам (работам, услугам), приобретаемым для перепродажи.

Как видим, у организации нет оснований, чтобы зачесть уплаченный по штрафным санкциям. Аналогичная точка зрения отражена в письме МНС РФ от 27 апреля 2004 г. № 03-1-08/1087/14. Поэтому общую сумму санкций вместе с налогом в бухгалтерском учете организация относит на на дату письма о согласии уплатить санкции по договору.

В целях налогообложения прибыли организация учитывает суммы по претензии без НДС, так как все случаи, когда НДС можно учесть в расходах, перечислены в НК РФ (). Пример 2. Организация «Вега» отгрузила организации ООО «Дельта» продукцию на сумму 295 000 рублей (в том числе НДС 45 000 рублей).

В соответствии с договором ООО «Дельта» должна в течение 15 дней оплатить полученную продукцию. За каждый день просрочки ООО «Дельта» должна уплатить неустойку в размере 0,5% от стоимости продукции по договору.

ООО «Дельта» задержала оплату на 10 дней. Организации была выставлена претензия. На выставленную претензию ООО «Дельта» дала согласие уплатить неустойку, исходя из условий договора.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 250 000 Приняты к учету товары 45 000 Отражена сумма НДС по принятым к учету товарам 295 000 Осуществлена оплата за полученную продукцию 91-2 «Прочие расходы» 17405 Учтена за просрочку платежа (295 000 х 0,5% х 10 х 118%) 17405 Оплачена неустойка В целях налогообложения прибыли ООО «Дельта» учтет только 14 750 рублей. Сумму начисленного НДС с неустойки в размере 2655 рублей организация в расходах учесть не сможет, так как в НК РФ данный случай не упомянут.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+