Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Передача госфункции бюджетным учреждениям

Передача госфункции бюджетным учреждениям

Централизованная бухгалтерия


Важное 25 декабря 2021 г. 13:07 Автор: Романова Л., эксперт информационно-справочной системы «» Вопрос: Кто принимает решение о передаче полномочий по осуществлению бухгалтерского учета учреждения централизованной бухгалтерии? На основании какого документа?

Ответ: Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ (п. 3.1 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). К сведению: к организациям бюджетной сферы относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами (п.

К сведению: к организациям бюджетной сферы относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами (п.

9 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете). В силу п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение вправе передать централизованной бухгалтерии полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности:

  1. на основании договора (соглашения).
  2. по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится;

Пунктом 5 Инструкции № 157н установлено, что передача в соответствии с законодательством РФ полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, централизованной бухгалтерии осуществляется по договору (соглашению). В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии субъекта учета ведется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Следовательно, принять решение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета казенное учреждение может самостоятельно, предварительно согласовав его с учредителем.

Основной документ, который закрепляет передачу таких полномочий, – это договор (соглашение).

Вопрос: Если бюджетную отчетность составляет , то кто ее подписывает?

Ответ: Согласно п. 8 СГС «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 191н в случае передачи полномочий субъекта бюджетной отчетности по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности финансовому органу, иному государственному (муниципальному) учреждению (далее – централизованная бухгалтерия) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № 191н, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
6 Инструкции № 191н в случае передачи полномочий субъекта бюджетной отчетности по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности финансовому органу, иному государственному (муниципальному) учреждению (далее – централизованная бухгалтерия) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № 191н, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.

Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) составлению бюджетной отчетности, руководителем либо лицом, им уполномоченным, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом)) централизованной бухгалтерии, на которое возложена обязанность по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. К сведению: хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем централизованной бухгалтерии (п.

14 Инструкции № 157н). Вопрос: В централизованную бухгалтерию от обслуживаемого учреждения поступили первичные учетные документы с нарушением срока их составления.

Как такие документы отражать в бухгалтерском учете?

Ответ: Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.

Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа на основании как отдельных документов, так и группы однородных документов (п.

11 Инструкции № 157н). Согласно п. 16 СГС «Концептуальные основы» допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Следовательно, поступление первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, возникшие (произошедшие) в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в текущей бухгалтерской (финансовой) отчетности, позже срока составления таких первичных документов не препятствует своевременному отражению соответствующей информации в бухгалтерском учете в случае, если эти документы поступают в сроки, позволяющие отразить соответствующую информацию в отчетном периоде согласно правилам ведения учета (Письмо Минфина РФ от 13.09.2019 № 02-07-10/70699). Кроме того, в соответствии с п. 5 СГС «События после отчетной даты», п.

1.7 Письма Минфина РФ от 31.07.2018 № 02-06-07/55005 несвоевременное поступление после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, не является событием после отчетной даты. В случае поступления таких первичных документов после даты подписания (принятия) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта вышестоящим пользователем отчетности указанные операции отражаются в следующем отчетном периоде (в году, следующем за отчетным) как ошибки прошлых лет, обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре с корректировкой входящих остатков на начало года, в котором отражены ошибки прошлых лет (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/70699). К сведению: даты формирования, подписания и представления первичного учетного документа в некоторых случаях могут не совпадать, так как для его подписания могут потребоваться проведение проверок, согласований, принятие решений (Письмо Минфина РФ от 28.02.2019 № 02-07-05/13459).

БК РФ Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

  1. Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 26.04.2007 N 63-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции) 1.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;8) определяет утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;(в ред.

Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;(в ред. Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;(пп.

текст в предыдущей редакции)10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;(пп. 10 в ред. Федерального от 23.07.2013 N 252-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)11) утратил силу.

— Федеральный от 23.07.2013 N 252-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;(пп.

12.1 в ред. Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.(п. 1 в ред. Федерального от 26.04.2007 N 63-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2.

Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;(пп.

3.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 252-ФЗ)4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.(п. 2 в ред. Федерального от 26.04.2007 N 63-ФЗ)(см.
2 в ред. Федерального от 26.04.2007 N 63-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2021 в абз. 1 п. 3 ст. 158 вносятся изменения ( от 27.12.2019 N 479-ФЗ). См. будущую редакцию.3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;(пп.

2 в ред. Федерального от 08.05.2010 N 83-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.(пп. 3 введен Федеральным от 04.06.2018 N 142-ФЗ)(п.

3 в ред. Федерального от 26.04.2007 N 63-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3.1. Утратил силу. — Федеральный от 26.07.2019 N 199-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции)3.2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя истца по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации к лицам, чьи действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования.(п. 3.2 введен Федеральным от 04.06.2018 N 142-ФЗ)4 — 11.

Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный от 26.04.2007 N 63-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

158 БК РФ. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

Порядок планирования и финансирования расходов государственных учреждений

Одной из задач сектора государственного управления является повышение качества государственных и муниципальных услуг государственными учреждениями, которое достигается путем решения следующих задач:

  1. • обеспечить механизм повышения самостоятельности через мотивацию коллектива учреждения;
  2. • установить механизм финансового обеспечения государственного задания учреждению;
  3. • обеспечить механизм ответственности учреждений путем повышения публичности деятельности учреждений.
  4. • необходимо сформировать перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями;
  5. • на основании перечня услуг (работ) сформировать соответствующее государственное задание государственному и муниципальному учреждению;

Схематично процесс обеспечения выполнения государственного задания представлен на рис.

1.2. Рис. 1.2. Процесс обеспечения выполнения государственного задания Различают следующие типы государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых публично-правовыми образованиями:

  1. 2) услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг;
  2. 3) государственные (муниципальные) услуги в электронной форме;
  3. 4) государственные услуги (работы), предоставляемые государственными (муниципальными) учреждениями.
  4. 1) государственные и муниципальные услуги, предоставляемые органами государственной власти;

Первые три типа государственных и муниципальных услуг формируют перечень государственных услуг и в большей степени характерны для деятельности публично-правовых образований и казенных учреждений. На рис. 1.3 представлен регламент отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (работ) и более подробно раскрыты их виды. Государственные и муниципальные услуги предоставляются публично-правовыми образованиями физическим и юридическим лицам на бесплатной основе, за исключением случаев, установленных законодательством РФ о налогах и сборах для взимания государственной пошлины и иных случаев.

Рис. 1.3. Виды государственных и муниципальных услуг (работ) Оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляется также публично-правовыми образованиями или их подведомственными организациями по утвержденному постановлением Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъекта РФ и органов местного самоуправления перечню. Данный вид услуг может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе; в случае взимания платы органами исполнительной власти должны быть утверждены:

  1. – предельные размеры платы за оказание услуг; необходимо отметить, что методика и предельные размеры должны быть размещены на официальных сайтах соответствующих министерств, служб и агентств, а также в федеральной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функции)».
  2. – методика определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг (где приводится обоснование расчетно-нормативных затрат и указывается периодичность пересмотра платы);

Что же касается услуг и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями в пределах или сверх установленного государственного (муниципального) задания для физических и юридических лиц, то здесь возможно устанавливать плату.

При этом порядок определения указанной платы устанавливается соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Необходимо учитывать тот факт, что положения Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указывают на то, что на платной основе оказываются только услуги сверх задания.

Различают базовые и ведомственные перечни государственных услуг. Подведомственные государственные учреждения формируют ведомственные перечни государственных услуг (работ), производимых ими, с учетом положений и требований базовых перечней, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в данной сфере деятельности.

Например, приказом Минздравсоцразвития России от 13 ноября 2010 г.

№ 1000 был утвержден базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

А затем Минздравсоцразвития России своим приказом от 23 декабря 2010 г.

№ 1165н утвердило ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства в качестве основных видов детальности. Очень важным представляется то обстоятельство, что ведомственный перечень услуг (работ) является основанием для формирования государственного задания, а значит, если услуга (работа) не включена в ведомственный перечень, то на ее оказание финансовое обеспечение не предоставляется.

Государственное (муниципальное) задание –документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственные задания, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой федеральными бюджетными и федеральными казенными учреждениями, в порядке, установленном Минфином России.
Государственные задания, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой федеральными бюджетными и федеральными казенными учреждениями, в порядке, установленном Минфином России.

Государственные задания и отчеты об их исполнении, за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне, могут быть размещены на официальных сайтах в сети Интернет главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, и федеральных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.

Контроль за выполнением федеральными казенными учреждениями государственных заданий осуществляют главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения. Контроль за выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных заданий осуществляют федеральные органы, выполняющие функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений. Государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

Так, постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г.

№ 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» утверждена форма государственного задания, где предусмотрены следующие показатели по оказанию государственной услуги:

  1. • наименование государственной услуги;
  2. • показатели, характеризующие объем и (или) качество государственной услуги;
  3. • показатели, характеризующие качество государственной услуги;
  4. • объем государственной услуги (в натуральном выражении);
  5. • предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги в случаях, если федеральным законом предусмотрено их оказание на платной основе;
  6. • порядок оказания государственной услуги, в том числе порядок информирования потенциальных потребителей государственной услуги (способ информирования, состав размещаемой информации, частота обновления информации);
  7. • требования к отчетности об исполнении государственного задания;
  8. • потребители государственной услуги;
  9. • порядок контроля за исполнением государственного задания (формы контроля, периодичность, федеральные органы исполнительной власти);
  10. • основания для досрочного прекращения исполнения государственной услуги;
  11. • иная информация, необходимая для исполнения (контроля за исполнением) государственного задания.

При разработке заданий могут использоваться различные варианты. Например, на оказание услуг могут быть предусмотрены различные показатели: в одном варианте качество и объем, а в другом – только объем.

Показатели государственного задания используются:

  1. – при составлении бюджетной сметы казенного учреждения;
  2. – при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  3. – для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетам или автономным учреждениям.

Этапы формирования и реализации государственного задания представлены на рис. 1.4. На втором этапе государственное задание формируется учредителем для подведомственных учреждений и доводится до них по установленной форме.

Для каждого типа государственного учреждения определен свой регламент формирования и реализации государственного задания (табл. 1.2). Рис. 1.4. Этапы формирования и реализации государственного задания Таблица 1.2. Регламент формирования и реализации государственного задания по типу учреждения Тип учреждения Регламент формирования и реализации государственного задания Казенное учреждение Государственное (муниципальное) задание формируется для казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Бюджетное учреждение Государственные (муниципальные) задания для учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в перечисленных выше сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

  1. 1) Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений;
  2. 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  3. 3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений

Автономное учреждение Государственное (муниципальное) задание формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

  1. 3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
  2. 1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  3. 2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

Кроме государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) Необходимо отметить, что не всегда для определенных видов услуг или работ для государственных нужд могут быть созданы государственные учреждения.

В этом случае для оказания таких услуг (работ) определяется поставщик (подрядчик, исполнитель), т.е.

размещается государственный заказ и в дальнейшем заключается государственный (муниципальный) контракт с организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

. Порядок размещения государственного заказа для иных типов юридических (коммерческих и негосударственных некоммерческих) лиц установлен в целях обеспечения единства экономического пространства на территории России при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования:

  1. • потребности, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует (далее также – федеральные нужды);
  2. • потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также – нужды субъектов РФ).

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждения субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно:

  1. – государственные органы (в том числе органы государственной власти);
  2. – органы управления государственными внебюджетными фондами;
  3. – органы местного самоуправления;
  4. – казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Автономные учреждения не являются заказчиками, в рамках государственного заказа, т.е. на них не распространяются нормы Закона о размещении госзаказов.

Поэтому, если автономные учреждения выполняют государственное задание, они могут привлекать подрядчиков (исполнителей) в рамках гражданско-правовых договоров. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, различают следующие понятия:

  1. – гражданско-правовой договор на оказание услуг для нужд автономных учреждений.
  2. – заказ для нужд бюджетных учреждений;
  3. – государственный заказ на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  4. – государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) для государственных и муниципальных нужд;

Необходимо отметить, что государственный заказ (муниципальный заказ) или заказ бюджетных учреждений может быть размещен:

  1. – путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. – без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

Формы, порядок и источники финансового обеспечения оказания государственных услуг во многом зависят от типа организации и осуществляемых ею функций. Источником финансового обеспечения являются бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг, которые осуществляются в следующих формах:

  1. • обеспечения выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  2. – оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам,
  3. – закупки товаров в государственный материальный резерв.
  4. • осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  5. • предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  6. • предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;
  7. – разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа,
  8. • закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения), в том числе в целях:
  1. С 1 января 2013 г. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

    № 44-ФЗ

    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    вступил в силу и заменил Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ

    «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

    , за исключением положений, для которых ст. 114 нового Закона установлены иные сроки вступления их в силу.

Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений

Отметим, что до принятия БК РФ единого определения бюджетного учреждения не существовало.

Ведомственные нормативные акты определяли бюджетные учреждения с различной степенью похожести.

Понятие «бюджетная организация» можно найти в финансово-экономической литературе.

Так, например, Л.А. Бурмистрова дает следующее определение: «бюджетные организации — это организации, выступающие в качестве юридических лиц, которые функционируют в непроизводственной сфере и осуществляют свою деятельность на некоммерческих началах, получая средства для текущего содержания и развития из федерального, регионального или местного бюджетов. Бюджетные учреждения — организации, финансируемые преимущественно или полностью из средств государственного или местного бюджетов.

К бюджетным учреждениям относятся органы власти, армия, суды, прокуратура, социальные учреждения, наука, образование, здравоохранение. Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.

В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета. По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации: государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ; судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд; международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.

В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы: финансируемые за счет средств федерального бюджета; финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ; финансируемые за счет средств местных бюджетов. По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы: бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств; бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств. В соответствии с статьей ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Из данного определения следует, что статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками: 1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной.

Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п. 4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов.

До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы. Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией. С 1 января 2008 года в статью 161 БК РФ Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

(далее — Закон № 63-ФЗ) были внесены существенные изменения, которые, в том числе, отменили ранее действующее определение бюджетного учреждения.

Очередные изменения, затрагивающие различные аспекты правового и финансово-экономического регламента деятельности всех бюджетных учреждений, были введены Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

(далее — Закон № 83-ФЗ). Изменения, внесенные данным законом, вступили в действие с 1 января 2011 года.

Рассмотрим содержание основных статей Закона № 83-ФЗ, касающихся правового положения бюджетных учреждений.

Прежде всего, Законом 83-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) введена новая статья 17.1, в которой установлены три типа государственных (муниципальных) учреждений: бюджетные, казенные и автономные.

Понятие бюджетного учреждения с 1 января 2011 года закреплено в статье 9.2 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с которой бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Понятие казенного учреждения представлено в статье 6 БК РФ, в которой указано, что казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Соответственно статья 161 БК РФ с 1 января 2011 года вместо названия

«Особенности правового положения бюджетных организаций»

именуется «Особенности правового положения казенных учреждений».

Определение автономного учреждения оставлено без изменений и содержится в действующей редакции Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ).

В статье 2 данного закона указано, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. В результате предполагаемых инноваций претерпел принципиальные изменения регламент деятельности бюджетного учреждения. В новой редакции ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+