Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Пейзади в романе престцпление и наказание

Пейзади в романе престцпление и наказание

Пейзади в романе престцпление и наказание

Преступление и наказание. подскажите пожалуйста,где в романе даны описания пейзажей?


На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.

Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.

Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой.С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.

Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу.

Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.

позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди.

В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.

«И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.»

— как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного.

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело.

«Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж.

Лестница чем дальше, тем становилась темнее.Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье.

Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать.

В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная.

Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали.

Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные

помогите пожалуйста описания пейзажа преступление и накозание часть 1 глава 1.

часть 2 глава 1.2.6. часть 5 глава 5.

В романе «Преступление и наказание» город, природа и погода играют очень важную роль.

При этом Достоевский не балует читателей подробным описанием природы в романе.

Автор дает лишь необходимый минимум сведений о погоде, обстановке в городе. Однако и этих скудных сведений достаточно, чтобы составить образ Петербурга, а также проследить связь природы с состоянием героев и т.

д. История о Раскольникове в романе начинается в июле в Петербурге.

На протяжение всего романа (в течение около 2 недель) в Петербурге стоит жара и духота.

Об этом автор часто мельком упоминает в тексте. Жара, несвежий воздух и духота сопровождают Раскольникова все две недели . Жара и духота словно усиливают болезненное и мучительное состояние Раскольникова. После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой.

После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой. Жара и долгожданный дождь: что этим хотел сказать Достоевский? Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь.

Достоевский наделяет этот «спасительный» дождь особенным смыслом: дождь идет как раз накануне явки Раскольникова с повинной.

Мучения от жаркой погоды сменяются дождем. Так же страдания Раскольникова перерастают в решительные действия: он является в контору с повинной. Вот как автор описывает жаркую погоду в Петербурге до дождя:».На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни.

Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных.

» А вот как Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге: «

Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю.

Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.» На следующий день после этого дождя и грома Раскольников прощается с матерью и сестрой и отправляется в контору,где признался в убийстве старухи и ее сестры. Но более важную роль играет городской пейзаж,пейзаж психологический. пейзаж отдельных улиц и города.

«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста (Николаевского) не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо рассмотреть даже каждое его украшение». Но

«необъяснимым холодом веяло на него (Раскольникова) всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина»

.см.

.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание в цитатах

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду.

Такие дома называются «доходными домами». Так, и господин снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка . В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду.

Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами.

Например, сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

«.как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.»

(часть 2 глава II) «Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать.» (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I) «Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть.

Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.» (часть 1 глава V) Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей.»

(часть 2 глава VII) «.и полуразвалившиеся извозчики.» (часть 2 глава I) «Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами.» (часть 1 глава V) В романе «Преступление и наказание» автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, «С-й переулок», что означает Столярный переулок, «В-й проспект», что означает Вознесенский проспект и т.д.

Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе «Преступление и наказание».

Например, до сих пор существуют:

  1. (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
  2. (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
  3. (Набережная канала Грибоедова, 104/25)

В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа «Преступление и наказание». Это еще раз доказывает то, что в романе «Преступление и наказание» Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени.

Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе «Преступление и наказание», характеристика, описание города в цитатах. Смотрите: — —

Пейзажи в романе Преступление и наказание, цитаты

Марк Решено23 сентября, 2021 Опубликовано 25 сентября, 2021 Вот как автор описывает жаркую погоду в Петербурге до дождя: “…На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных…” А вот как Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге: “Между тем вечер был душный и мрачный.

К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.” “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины”. “Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день”.

“День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки… С высокого берега открывалась широкая окрестность.

С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его”. “Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает.

“Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение… Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…” “Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день.

Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница… Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом”. “Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве.

Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями”.

Похожие вопросы

  1. 3.
  2. 4.
  3. 1.
  4. 6.
  5. 5.
  6. 2.
  7. 7.

Напишите его здесь. или

  1. 4242 Вопроса
  2. 9040 Вопросов
  3. 3800 Вопросов
  4. 748 Вопросов
  5. 4310 Вопросов

Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» . Сочинение.

в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» .

Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского.

Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.

Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

. Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных. . и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания» .

Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу. «На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.ужас у него душно.

. а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек.

Господи, что за город!» . Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга — «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной». Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление.

Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление.

«Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день»

. Образ солнца в романе имеет несколько значений.

Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его.

В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике XIV, «короле-солнце» . В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя.

Однако солнце ослепляет Раскольникова — точно так же героя губит его идея о «сильной личности» .

Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения.

«Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания»

.

«Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его.

. Все дела их — как солнце пред Ним. » — читаем в Книге Премудрости Иисуса.

Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей.

Так, пейзаж у Достоевского участвует в сюжетном развитии действия, предопределяя будущее раскрытие преступления Раскольникова.

Раскольникова в романе часто сопровождает и солнце заходящее, угасающее.

продолжение здесьhttp://lit-helper.ru/p_Peizaj_i_ego_funkcii_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Городские пейзажи в преступлении и наказании.

Пейзаж в преступлении и наказании

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.Нестерпимая же вонь из распивочных.Петербург Достоевского»

методическая разработка по литературе (10 класс) по темеПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».Петербург Достоевского» Базовый учебник.Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М.

Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М.

Пушкина и Н.В. Гоголя.Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные—Оглавление: В философии Достоевского очень значима мысль о том, что

«гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай»

.Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт.

Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.Таков уже первый пейзаж романа.Петербург в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты.«. . . На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.

. » «. . . Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический.

Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.

Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.Достоевского «Преступление и наказание»1 Амелина Е.В.

Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.Достоевского «Преступление и наказание»1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского.

Как правило, это типовые пейзажи.Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.

Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стоялаВ романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж.«Достоевский понимает поэзию города.В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в „широкошумные дубравы»

— он бродит, одинокий, по улицам большого города.В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», — писал Д.

Мережковский. Описания природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.Вот как автор описывает жаркую погоду в Петербурге до дождя:“…На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни.

Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных…”А вот как Достоевский описывает долгожданный дождь в душном Петербурге:“Между тем вечер был душный и мрачный.

К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю.

Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева.”“…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины”.“Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день”.“День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки… С высокого берега открывалась широкая окрестность.

С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его”.“Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает.

Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение… Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…”“Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день.

Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница… Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом”.“Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом.

Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями”.Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето.

Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.Работа на уроке пойдёт по схеме:— сцены уличной жизни;Учитель: — Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).— Какая атмосфера царит на улицах города?

(Подтвердим цитатами из романа).Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр.Было часов восемь, солнце заходило.

Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха…» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие.Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург — это медный всадник посреди болота.Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города.

«А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне»

.«Преступление и наказание» называют «петербургским романом».формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;формировать у учащихся умение использовать информационно-коммуникационные технологии;воспитывать сочувствие и сострадание, внимательное отношение к художественному слову, искусству, любовь к классической литературе.Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедиа проектор; декорация «Петербург Достоевского» (светлый фон декорации используется как экран для проецирования); карточки с заданиями; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; презентация к уроку; ученическая презентация «Петербург Гоголя и Пушкина».Так пролежал он очень долго.Между посетителями были две дамы.

Одна в трауре, бедно одетая, сидела за столом против письмоводителя и что-то писала под его диктовку. Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди, величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала.

Раскольников сунул письмоводителю свою повестку.

Тот мельком взглянул на нее, сказал: «подождите» и продолжал заниматься с траурною дамой.Он перевел дух свободнее. «Наверно, не то!» Мало-помалу он стал ободряться, он усовещивал себя всеми силами ободриться и опомниться.«Какая-нибудь глупость, какая-нибудь самая мелкая неосторожность, и я могу всего себя выдать! Гм. жаль, что здесь воздуху нет, — прибавил он, — духота.

Голова еще больше кружится. и ум тоже.

«Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладеть с собой.— Никакой шум и драки у меня не буль, господин капитэн, — затараторила она вдруг, точно горох просыпали, с крепким немецким акцентом, хотя и бойко по-русски, — и никакой, никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и это я все расскажит, господин капитэн, а я не виноват.

у меня благородный дом, господин капитэн, и благородное обращение, господин капитэн, и я всегда, всегда сама не хотель никакой шкандаль. А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал но’гом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут нет никакой манир, и я сказаль.— Луиза Ивановна, вы бы сели, — сказал он мельком разодетой багрово-красной даме, которая все стояла, как будто не смея сама сесть, хотя стул был рядом.— Ich danke, — сказала та и тихо, с шелковым шумом, опустилась на стул.Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз.

Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его.Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден.

Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан.Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели. «Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения!
Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения!

Тьфу, какое все это ничтожество. » Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих.Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности.

Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье.В печку?

Но в печке прежде всего начнут рыться. Сжечь? Да и чем сжечь? Спичек даже нет. Нет, лучше выйти куда-нибудь и все выбросить.

Да! лучше выбросить! — повторял он, опять садясь на диван, — и сейчас, сию минуту, не медля. »Но вместо того голова его опять склонилась на подушку; опять оледенил его нестерпимый озноб; опять он потащил на себя шинель. И долго, несколько часов, ему все еще мерещилось порывами, что

«вот бы сейчас, не откладывая, пойти куда-нибудь и все выбросить, чтоб уж с глаз долой, поскорей, поскорей!»

Он порывался с дивана несколько раз, хотел было встать, но уже не мог.Окончательно разбудил его сильный стук в двери.— Да отвори, жив аль нет?

И все-то он дрыхнет! — кричала Настасья, стуча кулаком в дверь, — целые дни-то деньские, как пес, дрыхнет! Пес и есть! Отвори, что ль.Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?— Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?— Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?ВЫВОД.

Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.— Уже на первых страницах романа автор создает образ Петербурга.Похож ли он нас столицу в обычном понимании этого слова?Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы.

Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?Чтение отрывка из романа (Ч.Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, входя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо. — Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная. — Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул.

— Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите.

— А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать. — Много ль за часы-то, Алена Ивановна? — А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.Источники:Оценка статьи:

Загрузка.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+