Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Ответственность налогового органа за нарушение сроков ответов на письма

Ответственность налогового органа за нарушение сроков ответов на письма

Ответственность налогового органа за нарушение сроков ответов на письма

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений


Добавить в «Нужное» Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 марта 2011 г.М.Н. Ахтанина, юрист С осени прошлого года штрафы по статьям 126 и 129 НК увеличились в разы.

Поэтому знать, за что именно установлена ответственность этими статьями и когда она может применяться, нужно каждому.

Начнем с самого распространенного штрафа — за непредставление и несвоевременное представление документов. Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений, которые согласно налоговому законодательству: Штраф за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных налоговым законодательством, составляет:

  1. срок представления документов истек 03.09.2010 или позже — 200 руб. за каждый документ.
  2. срок представления документов истек 02.09.2010 или раньше — 50 руб. за каждый документ;
  1. истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка. С этим все более или менее ясно, , ;
  2. организация или предприниматель должны представлять в налоговые органы самостоятельно в силу того, что являются налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверки.

Это, в частности:

  1. сообщения об участии в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или доли в уставном капитале ООО (форма № С-09-2);
  2. налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций; ;
  3. сообщения об открытии или закрытии обособленных подразделений организации, а также сообщения об изменении адреса, наименования или руководителя ОП (формы № С-09-3-1 и № С-09-3-2);
  4. бухгалтерская отчетность организаций (кроме организаций, применяющих УСНО);
  5. сообщения о принятом организацией решении о реорганизации или ликвидации (форма № С-09-4).

При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п.

1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:

  1. сообщения об открытии или закрытии банковского счета (форма № С-09-1);
  2. заявление о постановке на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК (например, заявление о постановке на учет организации в качестве плательщика ЕНВД (форма № ЕНВД-1));
  3. налоговые декларации.

Ответственность за непредставление этих документов установлена статьями 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.

Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством.

Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый. Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекцию, .

За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штраф. Организации и предприниматели — налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:

  1. декларации по НДС, даже если сам налоговый агент плательщиком этого налога не является;
  2. сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ);
  3. налоговые расчеты по налогу на прибыль (по доходам, выплаченным в виде дивидендов организациями — неплательщиками этого налога);
  4. информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов; ;
  5. сообщения о невозможности удержать налог из доходов, выплаченных физическому лицу (форма 2-НДФЛ); .

О том, какие документы можно не представлять налоговикам в ходе камеральной проверки, не опасаясь штрафа, читайте: 2010, № 19, с.

18 Полномочия налоговиков по истребованию документов в ходе выездной или камеральной проверки не безграничны.

При камеральной проверке они достаточно жестко ограничены ст. 88 НК РФ. И даже при выездной проверке можно истребовать только документы, относящиеся к проверяемому налогу и периоду. Отсюда вывод: если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельзя.

Например, нельзя оштрафовать за непредставление: Если у вас истребуются документы, копии которых вы уже представляли при проведении проверки в 2010 г. и позже, повторно представлять их не нужно.

  1. любых документов, копии которых уже представлялись налоговому органу при проведении налоговой проверки начиная с 01.01.2010; .
  2. счетов-фактур, истребованных при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог не был заявлен к возмещению;
  3. счетов-фактур, выставленных в 2009 г., истребованных при проведении выездной проверки по НДС за 2010 г.;

Еще одно ограничение — налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверки.

Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет.

Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой декларации, .

Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверки), вы вправе на него не реагировать и оштрафовать вас по п. 1 ст. 126 НК нельзя. Этот вывод подтверждают и ВАС, и Минфин. Если налоговый орган не вправе истребовать какой-либо документ, то и оштрафовать за его непредставление нельзя.

Также обратите внимание на то, что в п.

1 ст. 126 НК говорится об ответственности только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством. То есть если документ в налоговом законодательстве не упомянут, то за его непредставление оштрафовать нельзя.

И суды, как правило, приходят к выводу, что нельзя оштрафовать по ст.

126 НК за непредставление документов, не предусмотренных ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством, а также документов, составлять которые вы можете, но не обязаны. В частности, суды признавали незаконным привлечение к ответственности за непредставление:

  1. копий выданных векселей;
  2. операторных и диспетчерских листов;
  3. экономического обоснования расчета арендных платежей, детализации переговоров с мобильных телефонов и приказов об установлении лимита расходов на мобильную связь, расчетов, подтверждающих целесообразность отказа от исполнения опциона и целесообразность приобретения финансовых инструментов срочных сделок;
  4. перечней основных средств, относящихся к разным видам деятельности, перечней арендуемых объектов недвижимости, расчетов распределения доходов и расходов по разным видам деятельности;
  5. штатного расписания.
  6. сертификатов и деклараций соответствия выпущенной продукции требованиям ГОСТа, копий писем Рос­ста­та, подтверждающих код по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельности;

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были?

Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление.

Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой декларации просто потому, что к сроку ее составить не успели. Есть и суды, которые указывают на законность штрафа по п. 1 ст. 126 НК при непредставлении документов из-за того, что они не составлены; .

Правда, как ни странно, они в меньшинстве. А большинство судов придерживается позиции, согласно которой штрафа в такой ситуации быть не может.

Логика проста: раз документ не составлялся, то он и не мог быть представлен в срок, установленный требованием, по объективным причинам.

Например, суды указывали, что нельзя штрафовать за несоставленные и непредставленные:

  1. приказы об учетной политике.
  2. книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; ;
  3. книги покупок и книги продаж;
  4. справки по форме 2-НДФЛ;

Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться. Вместе с тем имейте в виду: обосновывая во время проверки непредставление обязательных первичных документов и счетов-фактур тем, что они не составлялись, можно «попасть» на штраф по ст.

120 НК. Кроме того, естественно, что суды признают незаконными штрафы по п.

1 ст. 126 НК, если документы не представлены из-за того, что они:

  1. изъяты другим госорганом (в частности, милицией); ; ;
  2. похищены; ;
  3. утрачены по иным причинам (например, при аварии или стихийном бедствии); ; .

Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственности, . По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почте; ; ; .

Причем доказать получение требования должен именно налоговый орган; . Правила представления документов по требованию налогового органа просты:

  1. документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя. Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требования.
  2. документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;
  3. документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;

То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодексе, . А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила?

В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательно; ; .

Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок.

Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Если есть хоть малейший риск не представить в срок документы, истребованные инспекцией, нужно подать ходатайство о продлении срока.

Даже если инспекция его не продлит, а документы мы в срок представить не сможем, сам факт подачи такого ходатайства поможет оспорить штраф по п. 1 ст. 126 НК. Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за представление в срок незаверенных (или заверенных ненадлежащим образом) копий истребованных документов?

Формально такое деяние состава правонарушения, предусмотренного п.

1 ст. 126 НК, не образует. Однажды с этим согласился и ФАС Уральского округа. Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять. Правомерность такого отказа признавал ФАС Московского округа.

И если в результате копии документов, заверенные надлежащим образом, будут представлены вами с нарушением срока, налоговики без сомнений оштрафуют вас за это. И, к сожалению, не факт, что суд признает такой штраф незаконным. Иногда налоговые органы штрафуют по п.

1 ст. 126 НК за представление документов, заполненных неправильно.

Но, как вы понимаете, это неправомерно.

Поэтому шансы оспорить такой штраф в суде весьма высоки; ; . В том числе в случае, если документы представлялись в электронном виде, а ошибки в них привели к тому, что в протоколе входного контроля было указано, что документы не приняты; ; . Штраф установлен в размере 200 руб.

за каждый непредставленный или представленный с опозданием документ. Вроде бы арифметика проста: не представили один документ — штраф 200 руб., не представили 100 документов — штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.

Когда документы пусть и с опозданием, но все-таки будут представлены, налоговый орган сможет просто посчитать их количество. А для определения размера штрафа за непредставление документов в идеале в требовании налоговиков должно быть указано их точное количество. Например, в требовании написано:

«Представьте счет-фактуру, выставленный ОАО “Леший” при отгрузке клюквы в сентябре 2010 г., — 1 штука»

.

Однако на практике так не бывает. Потому как налоговый орган просто не имеет данных о количестве счетов-фактур, полученных налогоплательщиком. И тогда он пишет в требовании:

«Представьте счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в III квартале 2010 г.»

.

И как в этом случае рассчитать сумму штрафа, если налогоплательщик счета-фактуры не представил? Исчислить штраф на глазок нельзя, это 3 года назад налоговым органам разъяснил ВАС.

Поэтому для исчисления штрафа налоговый орган может и должен получить данные, позволяющие определить точное количество непредставленных документов. Причем сделать он это может двумя способами.

Способ первый: установить количество непредставленных документов по результатам встречных проверок, в рамках которых от контрагентов проверяемого лица будут получены документы, экземпляры которых должны быть у этого лица. Такими документами могут быть счета-фактуры, договоры, товарные накладные. То есть любые документы, которые составляются в двух экземплярах либо у которых есть отрывная часть, передаваемая контрагенту.

Так, о существовании приходного кассового ордера (форма КО-1) налоговики могут узнать, получив копию квитанции к ПКО. Второй способ: установить количество непредставленных документов по результатам выемки документов у проверяемого лица.

Если будет изъято 100 счетов-фактур, полученных при приобретении товаров (работ, услуг) в III квартале 2010 г., то исходя именно из этого количества и нужно считать штраф.

Правда, воспользоваться этим способом налоговый орган может только при выездной проверке, .

Правильность исчисления размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК должна подтверждаться документами, позволяющими установить точное количество документов, не представленных (несвоевременно представленных) налогоплательщиком или налоговым агентом.

Это может быть:

  1. опись документов, представленных контрагентами проверяемого лица при встречной проверке.
  2. опись документов, представленных с нарушением срока;
  3. протокол выемки либо опись документов, изъятых при ее проведении;
  4. требование о представлении документов, в котором указано точное количество запрашиваемых документов;

Когда штраф налоговиками рассчитан на глазок, решение о привлечении к ответственности стоит обжаловать. Конечно, управление ФНС по субъекту РФ может и оставить его в силе.

Зато шансы на выигрыш в суде весьма велики; ; ; ; .

Главное — не забудьте указать суду на то, что определить размер штрафа невозможно.

Ведь иногда налогоплательщики проигрывают такие споры, так сказать, по собственной вине. Например, оспаривая штраф по любым другим основаниям и не заявляя о невозможности определить размер штрафа. Или соглашаясь в судебном заседании с расчетом, сделанным инспекцией; . Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена пп.
Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена пп.

1 и 2 ст. 126 НК, заключается в том, что субъекты (то есть лица, которых можно за эти нарушения оштрафовать) у них разные.

Пункт 2 ст. 126 НК установил штраф не для налогоплательщиков (плательщиков сбора) или налоговых агентов, а для какой-то третьей организации, у которой налоговый орган запрашивает документы со сведениями о налогоплательщике; . То есть о совершении нарушения можно говорить только при наличии трех условий, , : Штраф за непредставление организацией по требованию налогового органа документов, предусмотренных НК, со сведениями о другом налогоплательщике или их представление с заведомо недостоверными сведениями равен:

  1. правонарушение совершено до 03.09.2010 — 5000 руб.;
  2. правонарушение совершено после 02.09.2010 — 10 000 руб.
  1. организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

  2. эти документы у организации есть;
  3. налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;

Единственное, что из этого понятно, — это то, что оштрафовать по п. 2 ст. 126 НК могут только организацию.

Но какую? Истребовать какие-либо документы со сведениями о налогоплательщиках у третьих лиц налоговый орган может только в порядке, установленном ст.

93.1 НК. Другой процедуры просто нет. Так значит, по п. 2 ст. 126 НК можно оштрафовать организацию, которая не представила документы, запрошенные при «встречке»? А вот и нет! Ведь есть специальная норма, согласно которой отказ лица от представления документов, запрошенных при «встречке», или их непредставление в срок влечет ответственность по ст.

129.1 НК, . Поэтому привлечь за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126 НК в настоящее время нельзя.

Этой позиции придерживаются и многие суды; ; ; ; . ПЕТРОВА Светлана Михайловна Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук “В силу прямого указания п.

6 ст. 93.1 НК РФ организация, не представившая в установленный срок (в том числе отказавшаяся представить) документы со сведениями о налогоплательщике, истребованные у нее налоговым органом при проведении налоговой проверки, должна привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.1 НК РФ”. Почему налоговые органы пытаются штрафовать за непредставление документов при «встречке» по п.

2 ст. 126, а не по п. 1 ст. 129.1 НК, понять можно.

Ведь первый штраф в два раза больше.

Но такой штраф можно и нужно оспаривать. Ведь неправильная квалификация правонарушения налоговым органом — основание для отмены решения о привлечении к ответственности. Как видите, получается, что сейчас по п.

2 ст. 126 НК штрафовать можно только организацию, представившую по запросу налогового органа документы с заведомо недостоверными сведениями о налогоплательщике. Хотя, конечно, выявить и доказать заведомую недостоверность сведений почти нереально. Правда, есть несколько решений, в которых суды пришли к выводу, что организацию, не представившую документы при «встречке», нужно штрафовать именно по п.

2 ст. 126 НК; . Кстати, «резидентам» налоговых инспекций Москвы и Московской области стоит знать, что ФАС Московского округа считает, что штрафовать по п. 2 ст. 126 НК нужно не просто за непредставление документов при «встречке», а именно за отказ от их представления, . Хотя, напомним, п. 6 ст. 93.1 НК прямо указывает на то, что и к «отказникам» должна применяться ответственность, установленная ст.

129.1 НК. Этот штраф применяется при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговому органу:

  1. информации по конкретной сделке, истребованной налоговым органом вне рамок проверки.
  2. документов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), истребованных в ходе налоговой проверки, ;
  3. сведений, которые лицо обязано представить в силу прямого указания ст. 85 НК РФ. Это касается таких организаций, как, например, органы ФМС России, органы ГИБДД и Гос­тех­над­зо­ра, органы Рос­ре­ест­ра, отделы ЗАГСов. Понятно, что к обычным организациям и предпринимателям это основание для штрафа отношения не имеет, поэтому дальше рассматривать его мы не будем;

Разберемся с двумя последними случаями. Во-первых, налоговый орган, проводящий камеральную или выездную проверку какого-либо налогоплательщика (налогового агента), вправе потребовать у вас представить имеющиеся документы или информацию (сведения), касающиеся его деятельности.

Сделать это он может:

  1. во время самой проверки;
  2. после ее завершения, если при рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа решит истребовать такие документы или информацию в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Во-вторых, вне налоговой проверки у вас может быть истребована имеющаяся информация о конкретной сделке, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения такой информации. Как видите, речь всегда идет о документах или информации, у вас имеющихся. Поэтому если вы не представите документы или информацию по той причине, что ими не располагаете, то оштрафовать вас по ст.

129.1 НК будет нельзя; ; ; . Но не стоит злоупотреблять и на любое требование налогового органа отвечать письмом об отсутствии запрашиваемых документов или информации.

Ведь если документы у вас все-таки есть и налоговики смогут доказать это, то вы не только штраф заплатите, но еще и репутацию себе подмочите. Если истребуемых документов или информации у вас нет, то вам нужно сообщить об этом в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

В этот же срок представляются документы или информация при их наличии. Причем заметьте: за нарушение срока представления документов или информации оштрафовать можно, а вот за опоздание с сообщением об их отсутствии — нет; . За однократное в течение календарного года непредставление документов или сведений, истребованных при «встречке», могут оштрафовать:

  1. срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или раньше — 1000 руб.;
  2. срок представления документов или информации истек 02.09.2010 или позже — 5000 руб.

При совершении такого правонарушения два раза и более в течение календарного года штраф составит:

  1. правонарушение совершено после 02.09.2010 — 20 000 руб.
  2. правонарушение совершено до 03.09.2010 — 5000 руб.;

Если по объективным причинам (большое количество документов, их нахождение в отдаленном обособленном подразделении) вы не успеваете представить истребованные документы в срок, нужно подать ходатайство о его продлении.

Даже если срок вам не продлят, сам факт подачи такого ходатайства может помочь оспорить штраф по ст. 129.1 НК; . Обратите внимание: нередко в рамках встречной проверки налоговые органы запрашивают документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, касающиеся исключительно деятельности его контрагента. Например, при проверке ОАО «Леший» у его поставщика — ООО «Домовой» — могут истребовать договор оказания услуг, заключенный между ООО «Домовой» и ЗАО «Водяной», которое является покупателем продукции ОАО «Леший».

А могут потребовать и какие-то внутренние документы самого ООО «Домовой».

Но у налоговиков нет права истребовать что угодно и когда угодно. Поэтому если вы не будете представлять документы по таким требованиям, то суд, скорее всего, вас поддержит; ; ; ; .

В то же время не стоит игнорировать требования налоговиков о представлении документов только из-за того, что они не имеют прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Все-таки некоторые документы пусть и косвенно, но могут касаться его деятельности.

Например, при проверке комитента таким документом может быть договор поставки, заключенный его комиссионером во исполнение комиссионного поручения.

Однако в этом случае налоговый орган должен в требовании пояснить, почему истребуется этот документ и каким образом он относится к деятельности комитента. Иначе требование будет выглядеть произвольным, а это позволит покупателю или поставщику не исполнять его на законных основаниях.

Напомним, что с этого года вы вправе не представлять документы, истребованные при встречной проверке, если копии этих документов вы представляли в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки начиная с 01.01.2011, . Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут.

Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут. С истребованием документов при «встречках» все более или менее понятно.

Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверки.

Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее).

Между тем слово «документ» в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия «информация» и «документ» не являются тождественными.

Они четко разделены и в тексте ст.

93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации). Информация — это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почте; .

Документ же — это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текста; . И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий, , .

Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерно; ; .

Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. То есть, как минимум, в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т.

д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельзя; .

*** Конечно, никто не хочет лишний раз конфликтовать с налоговой инспекцией, но если требования о представлении документов явно незаконны, то их можно не исполнять, не опасаясь штрафов. Понравилась ли вам статья?

  1. Статья появилась слишком поздно
  2. Нужно больше примеров
  3. Слишком много слов
  4. Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  5. Почему оценка снижена?
  6. Тема не актуальна
  7. Аргументы неубедительны
  8. Ничего нового не нашел
  9. Другое
  10. Есть ошибки
  11. Нет ответа по поставленные вопросы

Поставить оценку

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  1. я не подписчик, но хочу им стать
  2. хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика
  3. я подписчик электронного журнала
  • , № 13
  • , № 16
  • , № 9
  • , № 3
  • , № 11
  • , № 5
  • , № 13
  • , № 19
  • , № 12

Штраф 5000 руб.

За несвоевременный ответ на запрос налоговой

Здравствуйте. Я попал в обидную ситуацию. Налоговая прислала требование объяснить почему разница между РСВ и откорректированным РСВ составляет 19 руб.

92 коп. Я проигнорировал этот вопрос, потому что он мне показался незначительным. А зря! Как оказалось, за неответ мне выписали штраф 5000 руб.

Подскажите, есть ли возможность отвертеться от этого штрафа? 10 Декабря 2018, 17:53, вопрос №2194163 Михаил, г.

Москва

    ,

400 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) получен гонорар 50% 5218 ответов 1376 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Белгород Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Михаил.

Конечно вы правы, что зря не ответили про 19 рублей. Но факт… остается фактом… В соответствии со ст.

129.1 НК РФ штрафные санкции за несоблюдение сроков предоставления запрашиваемых документов составляют 5 000 рублей. Если в течение года совершается повторное нарушение, то сумма штрафа увеличивается до 20 000 рублей и дополнительно уплачивается административный штраф на должностное лицо, допустившее нарушение. Если дойдет дело до суда, и у Вас это впервые, то суд снижает даже минимальные штрафные санкции.

Попробуйте договорить с ИФНС, что предоставите документы. У некоторых получалось! Других вариантов нет, увы.

10 Декабря 2018, 18:54 1 0 получен гонорар 50% 8,1 Рейтинг Правовед.ru 2087 ответов 1013 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Чебоксары Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 8,1рейтинг

Здравствуйте, Михаил!

«Отвертеться» в полном объеме от штрафной санкции навряд ли удастся, поскольку сам факт налогового нарушения зафиксирован.

Но при этом обращает на себя внимание малозначительность допущенного нарушения, Налоговая прислала требование объяснить почему разница между РСВ и откорректированным РСВ составляет 19 руб.

92 коп. Я проигнорировал этот вопрос, потому что он мне показался незначительным. Михаилсовершенно очевидно, что применяемая к вам санкция в виде штрафа в 5 тыс. руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ) явно несоразмерна допущенному правонарушению — невыполнению требования по объяснению возникшей разницы по расчету страховых взносов в 19 руб.

(!). На этот счет уже давно высказался Конституционный суд (Постановление Конституционного суда от 30.07.2001 № 13-П (п.

4): «.несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу… Конституции [РФ]… ч. 1 ст. 34, ч. 1—3 ст. 35, ч. 3 ст.

55 Конституции РФ недопустимо».Михаил, обратите внимание на положения п.3 ст.114 НК РФ, согласно которому при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. Перечень таких смягчающих обстоятельств предусмотрен п.1 ст.112 НК РФ: 1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как видим, перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в п.

1 ст. 112 НК РФ, не исчерпывающий, что следует из подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, поэтому таковыми могут быть признаны многие обстоятельства, вызывающие у налогового органа (вышестоящего налогового органа), суда сочувствие и ощущение несоразмерности наказания допущенному проступку.

Исходя из сложившейся арбитражной практики, кроме предусмотренных в налоговом кодексе, смягчающими обстоятельствами обычно признают: привлечение к налоговой ответственности впервые; применяемая санкция несоразмерна допущенному правонарушению; отсутствуют неблагоприятные экономические последствия для бюджета; раскаяние и признание своей вины. Обратите внимание, что в самом акте об обнаружении фактов налогового правонарушения, полученного Вами, прямо указано на Ваше право представить возражения на этот акт и возможность в последующем обжаловать решение налогового органа по привлечении вашей организации.

Данными правами вашей организации обязательно следует воспользоваться в целях снижения штрафной санкции: Статья 101.4, НК РФ Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях 5.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Вам следует изначально подать ходатайство о снижении суммы штрафной санкции вследствие наличия смягчающих обстоятельств, о которых шла речь выше,штраф может быть снижен в 2 раза и более. В дальнейшем, когда налоговый орган вынесет решение о привлечении Вас к налоговой ответственности (взысканию штрафа) такое решение Вы вправе обжаловать в вышестоящую налоговую инспекцию (УФНС), а затем обратиться с жалобой в суд (п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ). Суд на практике часто снижает сумму штрафа не только в 2 раза, но и в десятки раз (при наличии вышеизложенных смягчающих обстоятельств), даже если налоговый орган (вышестоящий налоговый орган) уже снизил эту сумму ранее (после подачи возражений в налоговый орган и при первоначальном обжаловании в вышестоящий налоговый орган).

11 Декабря 2018, 17:53 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 11 Мая 2021, 22:23, вопрос №2768783 25 Января 2017, 12:23, вопрос №1512241 22 Апреля 2021, 19:39, вопрос №2752024 11 Мая 2021, 13:15, вопрос №2768327 02 Марта 2021, 17:08, вопрос №2702577 Смотрите также

Письма от налоговой – когда отвечать, а когда — нет

18 декабря 2021 г.

11:42 Автор: Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация» Материалы газеты «», декабрь 2021 г.

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен.

Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания. В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п.

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п.

12 ст. 89, НК РФ), обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях и НК РФ: 1. Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации. Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения ( НК РФ).

2. Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, НК РФ). 3. Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п.

8 ст. 88, НК РФ). 4. В декларации по НДС:

  1. расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
  2. несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.
  3. занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур ( НК РФ). 5. Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого. 6. Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам ( НК).

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования.

Дата получения требования определяется следующим образом:

  1. письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки ( НК РФ);
  2. требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ ( НК).

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений. В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка

«выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции»

не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются.

Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код.

Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить. В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная — это самостоятельные элементы налогообложения.

Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка.

Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения. В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.
В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

Срок на ответ по требованию о представлении пояснений – 5 рабочих дней с момента получения. Дата получения определяется так же, как и дата по требованию о представлении пояснений. Пояснения можно направить по ТКС, Почтой РФ или лично представить в налоговый орган.

За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений. Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)».

Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц. Еще один пример любопытного «неправильного» документа из инспекции в рамках камеральной проверки – предписание.

Данный пример взят из судебного разбирательства по делу А19-25029/2018. Ситуация: инспекция установила, что организация не оплачивает по работникам и направила предписание на исправление нарушений.

Однако в случае выявления недоимки налоговый орган обязан выставлять требование об уплате налога, сбора, страховых взносов ( НК РФ), а не предписание. В сложившейся ситуации налоговый орган соригинальничал, за что и был наказан. Суд определил, что предписание – неустановленная форма документа для требования уплаты недоимки.

Предписание – распорядительный документ, но он не выдается налогоплательщику в рамках камеральной проверки.

Форма требования об уплате четко определена, поэтому именно ее и необходимо было направить налогоплательщику для устранения выявленных нарушений.

Организация сразу же отправилась в суд, чтобы признать незаконность документа из налогового органа, и выиграла все судебные инстанции.

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет.

Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст.

и НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье.

Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+