Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Социальное обеспечение - О пенси онном фонде союзного государства россии и беларуси

О пенси онном фонде союзного государства россии и беларуси

Право выбора пенсии обеспечивает государство


Открытые границы между двумя государствами всегда вызывают рост миграционных процессов. У людей появляются новые варианты для трудоустройства, и они переезжают из одной страны в другую. Правда, с возрастом многим хочется вернуться на историческую родину, к своим корням, жить рядом с детьми и близкими людьми.

И в этом плане для белорусов и россиян сегодня не существует никаких сдерживающих факторов. Независимо от того, где они решили провести свою старость, граждане обоих государств имеют равные права на социальное обеспечение, на получение различных социальных выплат, в том числе и пенсий.

Два варианта – Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения предусматривает несколько вариантов предоставления пенсионной выплаты, – отметила начальник отдела пенсионного законодательства главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова. – Первый – по пропорциональному принципу, когда каждое государство назначает пенсию за работу на его территории.

При этом было принято решение, что за советский стаж, приобретенный до 13 марта 1992 года, платит та страна, где проживает человек в момент обращения за пенсией.

Второй способ – по законодательству государства, гражданином которого является пожилой человек.

В таком случае вопросы по пенсионному обеспечению россиянина, проживающего в нашей стране, будут рассматривать в России, а белорусского гражданина, переехавшего на постоянное место жительства, например в Москву, – в Беларуси. При этом на какой пенсии остановиться – пропорциональной или по признаку гражданства – люди решают сами. Более того, в прошлом году была достигнута договоренность, что компетентные органы двух стран могут обмениваться предварительным расчетом пенсий.

Что это дает? У человека на руках оказывается полная раскладка его будущих выплат, а значит, он может выбрать для себя более выгодный вариант.

Еще один плюс заключается в том, что все документы, в том числе и те, которые касаются заграничного стажа, подаются по месту жительства. Таким образом, ехать самому никуда не нужно, всеми вопросами в дальнейшем занимаются специалисты. Еще один важный нюанс. Если пенсионер выбрал пропорциональный принцип, он может в любое время поменять свое решение и перейти на пенсию по гражданству.

В то же время сделать обратную перестановку невозможно, подчеркнула Елена Гоморова. В договоре четко записано, что выплата по признаку гражданства назначается единожды, этот вариант окончательный и пересмотру не подлежит.

Хотя при смене гражданства с русского на белорусское или наоборот у пенсионеров опять наступает право выбора. Временно пребывал. Но работал До недавнего времени самой большой проблемой для белорусской стороны являлся вопрос о признании стажа у работавших на протяжении нескольких лет в России и имевших статус временно пребывающих.

Дело в том, что по законодательству соседнего государства на эту категорию иностранных граждан не распространялась норма об уплате взносов на пенсионное страхование. Тем самым не формировались их пенсионные права.

Хотя на практике многие наниматели производили за таких работников отчисления и у людей имелись страховые свидетельства. Однако выплата за указанный стаж не назначалась.

– Мы неоднократно обращались к нашим коллегам, чтобы в рамках Союзного государства выработать иные подходы. И сейчас данная проблема частично уже решена, – пояснила Елена Васильевна.

– В конце прошлого года в России в соответствующее законодательство внесены изменения. Теперь иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих в России и заключившие трудовой договор на неопределенный срок или на период более чем шесть месяцев, подлежат пенсионному страхованию. Замечу, что указанная норма касается людей, которые будут работать здесь с 2012 года.

А вот по поводу тех, кто трудился на территории России до этого периода, вопрос пока остается открытым. Надеемся, что в ближайшее время мы придем к общему согласию с Министерством здравоохранения и социального развития и указанная категория граждан также будет приниматься в расчет.

Впрочем, решение подобных сложных ситуаций – это скорее единичные случаи. С момента вступления в силу договора о социальном обеспечении прошло уже пять лет.

За это время отработан четкий механизм взаимодействия, и говорить о каких-то кардинальных изменениях пока не приходится. Если и возникают некоторые технические вопросы, они сразу же решаются в рабочем порядке. Запрос — через «электронку» Безусловно, внести определенные коррективы периодически предлагают и сами граждане обоих государств.

К примеру, многим бы хотелось, чтобы выплата пенсии производилась ежемесячно, а не ежеквартально, как принято сейчас. Между тем специалисты поясняют, что такая практика будет применяться и впредь. С учетом тех огромных объемов, с которыми вынуждены работать социальные службы России, по-другому сделать просто невозможно.
С учетом тех огромных объемов, с которыми вынуждены работать социальные службы России, по-другому сделать просто невозможно.

Причем, по прогнозам, в дальнейшем нагрузка на Пенсионный фонд России будет возрастать, так как на территории Беларуси проживает много россиян, и они постепенно достигают пенсионного возраста. Если три года назад российскую пенсию в Беларуси получали 3648 человек, то сейчас их количество уже достигло почти десяти тысяч.

Еще один вопрос, который волнует пожилых людей, – время, которое требуется для оформления пенсии.

– Сразу подчеркну, что сроки рассмотрения документов ни договором, ни административным соглашением не регулируются, – пояснила Елена Гоморова. – Они определяются законодательством того государства, которое принимает решение. К примеру, в Беларуси на это отводится десять дней с момента поступления необходимых официальных бумаг.

Если же специалистам необходимо запросить какую-то дополнительную информацию, данный период увеличивается до месяца. В свою очередь, российская сторона старается также действовать оперативно.

Однако иногда возникают ситуации, когда данный процесс может растянуться и на четыре месяца, и на полгода.

Особенно если речь идет о человеке, который работал в районах Крайнего Севера. – Наверное, со временем мы придем к тому, что все нюансы, которые касаются оформления пенсионных документов граждан Союзного государства, будут решаться с помощью электронного варианта, – отметила Елена Гоморова.

– Вне всяких сомнений, это позволит снять многие проблемы. КСТАТИ Несмотря на то что законодательства в области социального обеспечения двух союзных государств имеют немало различий, есть у нас и много общего. Как Россия, так и Беларусь развиваются по пути усиления страховых основ пенсионной системы.

Так, до 2006 года пенсия в Беларуси при неполном стаже могла быть назначена хотя бы за один день уплаты страховых взносов, сегодня для этого необходимо, чтобы отчисления производились не менее пяти лет.

Что касается России, то здесь значительно сократили перечень так называемых кредитных периодов, таких как учеба, уход за малолетними детьми и другие. А в Беларуси этот список остался по-прежнему достаточно большим. Хотя определенные подходы к оценке данной социально значимой деятельности тоже претерпели некоторые изменения.

Так, вместо отсутствующего заработка с нынешнего года будет учитываться условный доход – 40 процентов средней заработной платы по стране за соответствующие месяцы.

Это позволит ориентировать граждан на «зарабатывание» пенсий, в том числе и стажа. Версия для печати Добавить в закладки Постоянная ссылка

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения подписан 6 июня 2016 года и вступил в силу с 01.10.2017 (в первый день третьего месяца, следующего за днем обмена ратификационными грамотами, который состоялся 11.07.2017).

  • Договор для Российской Федерации распространяется на страховые пенсии по старости (в том числе досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированную выплату к страховой пенсии, повышения и (или) увеличения данной выплаты и доплаты к страховой пенсии, накопительную пенсию и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также социальные пенсии (статья 2 Договора).
  • Договор основан на пропорциональном принципе. По общему правилу каждая Договаривающаяся Сторона назначает и выплачивает пенсию за те периоды страхования[1], которые были приобретены на ее территории.

При этом социальная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, которые постоянно проживают в России.

  • Действие Договора распространяется на лиц, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— являются гражданами России или Израиля; — проживают на территории России или Израиля; — подпадали или подпадают под действие законодательства России или Израиля (то есть работали или работают на их территориях). Также право на пенсионное обеспечение в рамках Договора имеют члены семей указанных лиц, проживающие на территории России или Израиля.

Кроме того, действие Договора распространяется на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 в период проживания на территории России или Израиля, а также членов их семей.

Гражданам других государств, в том числе государств – бывших республик СССР, право на пенсионное обеспечение по нормам Договора не предоставлено. Также, Договором не регулируются вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других, созданных согласно законодательству этих Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц, пенсионирование которых осуществляется согласно специальному законодательству, а также на государственных гражданских служащих.

  • Согласно общему правилу, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает без учета стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании стажа, приобретенного на ее территории.
  • Определение права на пенсию, исчисление ее размера, а также подсчет и подтверждение стажа каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством.

В случае, когда общая продолжительность стажа, приобретенного на ее территории, не дает право на пенсию, то при определении права учитывается стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон (в том числе на территории бывшей РСФСР), за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Если продолжительность стажа, приобретенного на территории одной из Договаривающихся Сторон, составляет менее 12 месяцев и этот период не дает права на пенсию, то этот стаж засчитывается другой Договаривающейся Стороной, при условии, что с учетом этого стажа возникает право на пенсию.

Таким образом, при определении права на российскую пенсию в соответствии с Договором учитывается стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе, на территории бывшей РСФСР)[2]. Периоды стажа, приобретенные на территории других бывших республики СССР, а также на территории иных государств, не учитываются.
Периоды стажа, приобретенные на территории других бывших республики СССР, а также на территории иных государств, не учитываются.

При этом, если стажа, приобретенного на территории России (РСФСР) недостаточно для назначения пенсии, применяется правило суммирования и учитывается стаж, приобретенный на территории Израиля, за исключением случаев совпадения приобретения стажа одновременно в России и Израиле.

  • По законодательству Российской Федерации, наряду с достижением установленного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) [3] и наличием определенной продолжительности стажа[4], для права на страховую пенсию требуется наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента[5].
  • Размер российской страховой пенсии, назначаемой в рамках Договора, исчисляется за периоды стажа, приобретенные исключительно на территории России (в том числе на территории бывшей РСФСР) и по ее законодательству.

При этом за один год стажа работы в Израиле применяется ИПК, равный единице, при определении величины ИПК[6], в случае определения права на российскую пенсию с учетом суммирования стажа.

Еще одним аспектом правового регулирования является установление фиксированной выплаты к страховой пенсии, (по старости, по инвалидности либо по случаю потери кормильца), повышения фиксированной выплаты и (или) увеличения повышения фиксированной выплаты, которая выплачивается одновременно с пенсией.

Право на указанную выплату по Договору имеют граждане, проживающие на территории Российской Федерации. Ее размер устанавливается пропорционально отношению фактической продолжительности стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная пропорция применяется если продолжительность стажа работы на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности стажа для определения права на страховую пенсию на день назначения пенсии. Например, гражданин, проживающий в Израиле, достигший 60 лет, имеющий 4 года российского стажа и 22 года стажа в Израиле, обратился за назначением страховой пенсии по старости.

Поскольку для определения права на российскую пенсию в 2017 году необходимо 8 лет и величину ИПК 11,4 , производится суммирование израильского и российского страхового стажа гражданина.

При этом 1 год стажа в Израиле учитывается как ИПК, равный 1. Таким образом, все необходимые условия соблюдаются и его право на российскую пенсию определяется. При этом размер страховой пенсии по старости будет определен из стажа, приобретенного на территории России, т.е.
4-х лет.

  • Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его положениями на основании соответствующего заявления лица, с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления, но не ранее даты вступления в силу Договора, а также при условии, что заявление о пересмотре пенсии по Договору подано гражданином не позднее истечения 2 лет, начиная с даты вступления в силу Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит и не может повлечь уменьшения размера пенсии.

В случае если размер пенсии в результате пересмотра уменьшается, то такой пересмотр не производится и продолжает выплачиваться ранее назначенная пенсия в прежнем порядке.

  • Порядок реализации Договора регламентируется Административным соглашением по его применению[7], согласно которому по вопросам реализации пенсионных прав по Договору граждане России и Израиля, а также члены их семей должны обращаться в компетентные учреждения России и Израиля по месту жительства, которыми в Российской Федерации являются Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в Государстве Израиль – Институт национального страхования Государства Израиль

Таким образом, граждане, проживающие в Израиле, могут реализовать свои права путем обращения в Институт национального страхования Государства Израиль.

Для решения вопроса об установлении и выплате российской пенсии гражданам, проживающим в Израиле, формуляры, заявления граждан и иные представляемые ими в целях пенсионного обеспечения документы направляются Институтом национального страхования Государства Израиль в Отделение ПФР по Тульской области, являющееся уполномоченным по реализации Договора с Израилем.
Для решения вопроса об установлении и выплате российской пенсии гражданам, проживающим в Израиле, формуляры, заявления граждан и иные представляемые ими в целях пенсионного обеспечения документы направляются Институтом национального страхования Государства Израиль в Отделение ПФР по Тульской области, являющееся уполномоченным по реализации Договора с Израилем.

  • Назначение, перевод с вида на вид, перерасчет и пересмотр пенсий осуществляется на основании заявления, заполняемого по форме, применяемой в стране проживания гражданина, и необходимых документов, представляемых гражданином в компетентное учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает.

Заявление о назначении и выплате пенсии по нормам Договора, поданное по законодательству одной Договаривающейся Стороны в компетентное учреждение этой Стороны считается одновременно поданным в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны и датой его подачи считается день обращения за назначением пенсии в компетентное учреждение первой Договаривающейся Стороны.

  • В целях установления группы и причины инвалидности производятся медицинское освидетельствование (обследование) или переосвидетельствование по месту жительства застрахованного лица. Данная процедура носит безвозмездный характер, если иное не установлено законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которого она производится. В случае возмездного проведения указанного освидетельствования, расходы покрываются в порядке, установленном законодательством названной Договаривающейся Стороны.

В свою очередь решение о группе и причине инвалидности, на основании представленных результатов, принимает медико-экспертное учреждение той Договаривающейся Стороны, по законодательству которой производится назначение и выплата соответствующей пенсии или пособия.

Тем самым, в целях назначения российской страховой пенсии по инвалидности при обращении гражданина в компетентное учреждение Израиля с соответствующим заявлением и документами названное учреждение направляет формуляр и медицинские документы в ПФР.

Для заочного медицинского освидетельствования ПФР перенаправляет эти документы в соответствующее медико-экспертное учреждение Российской Федерации, которое проводит указанное освидетельствование и сообщает о результатах в ПФР. На основании этих результатов ПФР выносит решение об установлении страховой пенсии по инвалидности.

  • По желанию пенсионера на основании заявления назначенная ему пенсия может выплачиваться:

на территории Российской Федерации – путем ежемесячного зачисления на счет пенсионера в банке или иной кредитной организации либо путем перевода через организации почтовой связи при условии ежегодного подтверждения факта нахождения гражданина в живых[8]; переводиться в Государство Израиль – путем перевода сумм пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации до 15 числа первого месяца каждого квартала за предшествующий квартал на банковский счет компетентного учреждения Израиля, которое в свою очередь обеспечивает доставку российской пенсии на банковский счет пенсионера, реквизиты которого он представил в компетентное учреждение Израиля.

При этом, ежегодное подтверждение гражданином факта нахождения в живых не требуется. При переселении гражданина, которому назначена пенсия в рамках Договора, из России в Израиль и наоборот выплату этой пенсии продолжает осуществлять государство, ее назначившее. В случае выезда указанного гражданина для постоянного проживания на территорию третьего государства, либо выхода из гражданства России или Израиля пенсия по Договору не выплачивается.

В этом случае гражданину (члену его семьи) компетентное учреждение дает разъяснения о действиях, которые ему (им) необходимо предпринять в целях решения вопроса о его (их) дальнейшем пенсионном обеспечении.

  • Положения Договора предусматривают возможность обращения компетентного учреждения одной Договаривающейся Стороны, при выявлении факта выплаты пенсии в размере, превышающем полагающийся гражданину по закону размер пенсии, в компетентное учреждение другой Договаривающейся Стороны с целью проведения процедуры удержания из выплачиваемой этим учреждением суммы пенсии в соответствии со своим законодательством. При этом удержанные суммы возмещаются компетентному учреждению первой Договаривающейся Стороны.

[1] Далее – стаж. [2] Далее – периоды работы. [3] С 01.01.2019 поэтапно повышается возраст выхода на пенсию для мужчин с 60 до 65 лет и женщин с 55 до 60 лет (в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей — 65 и 60 лет соответственно.).

[4] В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) продолжительность страхового стажа должна составлять 15 лет.

При этом, согласно статье 35 Закона № 400-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляла шесть лет, и, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год, с достижением 15 лет в 2024 году. [5] Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее – ИПК) – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию и продолжительность страхового стажа. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ С 01.01.2015 требуемая величина ИПК должна быть не ниже 30.

При этом в 2015 году эта величина должна была быть не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 к 2025 году. [6] Один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

[7] Административное соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством социального обеспечения и услуг Государства Израиль по применению Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль от 06.06.2016, подписанное 11.07.2017. [8] Подтверждение данного факта производится путем представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, выданного компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства или нотариусом на территории Российской Федерации, а также составления акта о личной явке гражданина дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями России за границей либо Пенсионным фондом Российской Федерации или его территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации (Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386).

Пенсия по договору

Пенсионеры, сменившие белорусскую прописку на российскую, и россияне, переехавшие жить в Беларусь, скоро, как ожидается, будут избавлены от трудностей, связанных с получением денежного довольствия от государства на новом месте жительства.

Упростится для переселенцев и процесс назначения семейных пособий, пособий по безработице, материальных выплат на погребение, компенсаций по возмещению вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Беларусь и Россия подготовили проект договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, который планируется подписать на очередном заседании Высшего Госсовета Союзного государства.

По самым скромным оценкам, документ решит жизненно важные проблемы сотен тысяч человек. Решение о разработке этого документа было принято около года назад. Поначалу речь шла лишь о разработке двустороннего соглашения только в области пенсионного обеспечения. Однако позже по инициативе Министерства здравоохранения и социального развития России в документ был включен целый блок вопросов, касающихся социального обеспечения.

Однако позже по инициативе Министерства здравоохранения и социального развития России в документ был включен целый блок вопросов, касающихся социального обеспечения.

По сей день пенсионер, переехавший из Беларуси в Россию, на долгие месяцы оказывается без денежного содержания.

Дело в том, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное в марте 1992 года, основано на территориальном принципе. Иными словами, после переезда платить пенсию человеку обязана уже страна, на территорию которой он переселился.

Но, к примеру, по российскому законодательству для получения пенсии вначале нужно оформить вид на жительство, на что уходит год-полтора.

Из Беларуси же человек выписался и тем самым тоже потерял право на пенсионное обеспечение. Есть и другие проблемы. К примеру, за белоруса, не имеющего российской прописки, но работающего в России, работодатель не платит взносы в фонд соцстраха.

Соответственно, этот период работы на территории России человеку не будет засчитан в стаж. И в последующем этот момент негативно отразится при начислении ему пенсии. Принцип «пропорциональности», заложенный в двусторонний договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, призван урегулировать «пенсионную» проблему на территории Союзного государства.

По словам начальника отдела пенсионного законодательства Минтруда и соцзащиты Беларуси Ларисы Яшковой, после подписания и ратификации договора каждое государство будет назначать и выплачивать человеку пенсию за трудовой стаж, накопленный на его территории после распада СССР.

То есть белоруса, переехавшего сейчас в Россию, будет содержать Беларусь, а россиянина, получившего прописку в Беларуси, — Россия.

Но есть и пенсионеры, успевшие поработать после развала Советского Союза на территории двух государств. Значит, они будут получать денежное содержание из пенсионных фондов обеих стран. За стаж, который был заработан на территории СССР, обязательство по выплате пенсии берет та страна, на территории которой постоянно проживает человек.

Таким образом, будет обеспечен непрерывный процесс выплаты пенсий.

В свою очередь, семейные пособия будут назначаться по месту проживания ребенка, материальная компенсация вреда от несчастного случая на производстве — там, где он произошел.

— Принцип пропорциональности, на котором основан договор, — более справедливый в сравнении с территориальным, — говорит Л. Яшкова. — На его основе строятся многие международные соглашения. Кстати, сейчас ведется работа над модернизацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года с единственной целью — чтобы пенсионное обеспечение граждан, меняющих место жительства в пределах государств — участников соглашения, осуществлялось также по принципу пропорциональности.

Власть Работа власти Внешняя политика Экономика Пенсии и пособия Международные организации Союзное государство России и Беларуси

Существует ли соглашение между Россией и Белоруссией о пенсионном обеспечении?

Если да, то где его можно найти, его полное название.

Двухстороннего — пока нет. Существует нижеследующее. «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.)Правительства государств-участников настоящего Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем:Статья 1Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.Статья 2Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.См. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск (Ташкент, 15 мая 1992 г.)Статья 3Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.Статья 4Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.Статья 5Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.Статья 61.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.2.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.Статья 7При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.Статья 8Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.Статья 9Государства-участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением путем переговоров.Статья 10Государства-участники Содружества берут на себя обязательство информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.Статья 11Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.Статья 12Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.Статья 131. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Правительство За Правительство Азербайджанской Республики Российской Федерации / подпись / За Правительство За Правительство Республики Армения Республики Таджикистан / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Республики Беларусь Туркменистана / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Республики Казахстан Республики Узбекистан / подпись / / подпись / За Правительство За Правительство Республики Кыргызстан Украины / подпись / / подпись / За Правительство Республики Молдова Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями / подпись / »

«Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены; Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области

«О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области»

недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и государств — участников СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано. 24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены. о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); 37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства — участники от 13 марта 1992 г.

«О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»

(Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства — участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей, 4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 <*> до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств — участников о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 <**>.

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Равные права и подводные камни

В редакцию «СОЮЗа» приходит очень много писем, посвященных проблеме пенсионного обеспечения граждан Союзного государства. Сегодня мы публикуем одно из них и надеемся, что разъяснения, которые нам удалось получить, будут полезны многим нашим читателям.

«Уважаемая редакция! Мы с мужем граждане России, с 1992 года постоянно проживающие в Беларуси. В 2009 году достигли пенсионного возраста и, поверив в равенство прав и единое государство, выбрали пенсию по принципу гражданства, т.е. российскую. Когда мы получили ее, то испытали шок.

Я работаю с 17 лет, имею высшее образование, стаж более 25 лет, а пенсия мне была назначена 2795 руб.

02 коп. Первая реакция — произошла ошибка.

Но оказалось, что Пенсионный фонд России зачел нам не весь стаж работы, а лишь до 2001 года, мотивируя тем, что мы не делали страховых выплат в российский ПФ. Но мы их делали в Пенсионный фонд Беларуси, то есть эти выплаты имеются, они реальные.

Когда мы оформляли пенсию, белорусская сторона нас уверила, что весь наш стаж (работа в СССР, России и Беларуси) будет учтен согласно Договору о равных правах.

Мы работали на государственных предприятиях, являлись добросовестными налогоплательщиками, а оказались вне закона. Продолжаем трудиться и после назначения пенсии, делать страховые отчисления, которые не влияют на размер нашей пенсии, и уже два года ведем переписку с различными организациями.

Но куда бы мы ни обращались, российская бюрократическая машина возвращает все наши послания в Пенсионный фонд РФ, который непробиваем. Возникает вопрос, а как будет назначаться пенсия нашей дочери, гражданке России, у которой вся трудовая деятельность прошла на территории Беларуси, если она осуществит свое право на пенсию по принципу гражданства? Она будет равна нулю? Возможно ли в такой ситуации говорить о равных правах в пенсионном обеспечении, когда нарушены наши конституционные права.

Жизнь заставила меня изучить законодательную базу обоих государств и международные соглашения в области пенсионного обеспечения. Законодательные органы разработали замечательные законы, защищающие права граждан.

Казалось бы, что может быть проще для единого государства — каждая из сторон засчитывает весь имеющийся стаж, приобретенный гражданами на территории обоих государств, и выплачивает либо из своего фонда, либо перечисляет начисленные страховые взносы стране, производящей выплаты. Все просто, но этого не делается.

Почему? Думаю, дело в том, что правильные и нужные законы приняты на высшем уровне, а низшие эшелоны власти никак за все эти годы не выработали и не приняли механизмы взаимодействия между договаривающимися сторонами. Что дает возможность Пенсионному фонду РФ вольно трактовать свои законы, читая то, что их устраивает, и говорить, что они не знакомы с международными соглашениями и не учитывают их. Если бы был четко проработан механизм взаимодействия между собой органов двух стран, занимающихся соцобеспечением, то отступления от законов были бы невозможны.

Пора, наконец, и ведомствам, которые равные права граждан должны обеспечивать на практике, разработать и принять четкий и эффективный механизм взаимодействия.

Пенсионеры обеих стран ждут этого с нетерпением. Людмила Черевашенко, г. Гомель».

Редакция «СОЮЗа» попросила прокомментировать это письмо заместителя министра труда и социальной защиты Беларуси Валентину Королеву: — С 29 марта 2007 года пенсионное обеспечение российских граждан в Беларуси и наоборот регулируется международным договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. А также соглашением наших министерств труда и социальной защиты, здравоохранения и финансов с Минздравсоцразвития России о применении норм названного договора.

Соглашение — технический документ, закрепивший порядок взаимодействия компетентных органов cоюзных государств, например, по назначению, перечислению (переводу) денежных средств и другим актуальным вопросам. Как вы правильно заметили, пенсионное обеспечение россиян в Беларуси может производиться по двум принципам: «по пропорциональности» либо «по гражданству».

Если человек выбирает «пропорциональность», то каждое государство назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года на его территории. В этом случае применяется и национальное законодательство, и международный договор о соцобеспечении.

За периоды работы до 13 марта 1992 года в СССР пенсию назначает и выплачивает та страна, в которой пенсионер проживает.

Также по желанию пенсия может быть назначена по законам страны, гражданином которой заявитель является.

Выбор лучше делать обдуманно и взвешенно, поскольку решение окончательное и пересмотру в дальнейшем не подлежит.

Государство, назначающее пенсию, подсчитывает и подтверждает страховой (трудовой) стаж, влияющий на размер пенсии, по своим законам. Например, по белорусскому Закону «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются те периоды деятельности, в которые уплачивались обязательные страховые взносы, предусмотренные системой государственного социального страхования.

Белорусское законодательство (в отличие от российского) позволяет включить в «пенсионный» стаж годы работы в России, если из заработной платы гражданина удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Более того. По Закону

«Об основах государственного социального страхования»

гражданин Беларуси, работающий за границей, имеет право самостоятельно и добровольно формировать право на пенсию, перечисляя в белорусский Фонд соцзащиты 29 процентов от определяемого им дохода.

Надо только помнить: если доход, от которого рассчитываются взносы, окажется ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), то к стажу для назначения пенсии применят поправочный коэффициент.

Информация о размере минимальной заработной платы и ее индексации есть на сайте Министерства труда и социальной защиты Беларуси (www.mintrud.gov.by) в разделе «Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств». Для реализации права на добровольную уплату пенсионных взносов гражданину нужно стать на учет в отделе фонда по месту жительства в Беларуси.

Что можно посоветовать вашей дочери? До принятия ею решения, какой принцип пенсионирования выбрать, по «пропорциональности» или по признаку гражданства, стоит обратиться в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства в Беларуси и предварительно просчитать размер будущей пенсии в обоих случаях, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант.

Этой публикацией мы не заканчиваем освещение данной проблемы.

И в одном из следующих номеров вернемся к этой теме, продолжив разговор с чиновниками как с белорусской, так и с российской стороны. У вас есть вопросы? Пишите! Наш адрес в Минске: 220013, Минск, ул.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+