Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Когда был создан нпф

Когда был создан нпф

Когда был создан нпф

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ)


18 октября 2018Если вы еще из тех, кто не перебрался в негосударственный пенсионный фонд, но подумываете, что пора перевести свою накопительную часть из государственного ПФР, эта статья будет вам полезна.1. ПФР — по умолчанию2. НПФ3. Управляющая компания (УК).Конец года самое время, чтобы выбрать НПФ и написать заявление о переводе своих 6% из ПФР в 2021 году. Либо сменить НПФ.1. Доходность НПФ в среднем выше доходности ПФР.2.

НПФ дает возможность передать ваши накопления по наследству.

В случае же с ПФР при вашей смерти, деньги уйдут государству.3. Суммы накоплений застрахованы (ищите НПФ из списка застрахованных) системой как и страхование вкладов.1.

РИА Рейтинг ежегодно составляет по результатам работы за прошлый год. Ваша задача скачать рейтинг за предыдущий год (2017) или даже за несколько, чтобы отследить динамику.2.

Отберите фонды, средства которых застрахованы государством и с наибольшим сроком работы. Чем старше фонд, тем надежнее.3.

Дальше изучаем доходность и размеры активов фонда. Доходность лучше изучить за несколько последних лет. Очень часто даже крупные фонды показывают отрицательную доходность.

Например, у меня накопительная часть в НПФ «Лукойл». За 2017 год у «Лукойл» была отрицательная доходность -5,3%.4.

Смотрим наличие офисов, филиалов в вашем городе. 5. Оцениваем деловую репутацию НПФ. Гугл в помощь. Изучаем какие были негативные инциденты или случаи, в которых замечен НПФ.6.

Удобный сервис, сайт, открытость информации, личный кабинет, горячая линия.

Есть возможность отслеживать свои пенсионные накопления в личном кабинете. Возможность онлайн-обслуживания. Сотрудничать вам придется долгие годы.

Если у НПФ хорошо отлаженная инфраструктура сотрудничество будет более приятным, долгосрочным и эффективным.�менять НПФ можно, но лучше делать это не чаще чем 1 раз в 5 лет, иначе потеряете инвестиционный доход.�анализируйте доходность НПФ на промежутке 5-10 лет.�чтобы перейти из ПФР в НПФ, нужен паспорт, снилс и заявление.Интересное по этой теме:

Почему граждане переводят накопления из негосударственных фондов обратно в ПФР

Газета «Коммерсантъ» от 03.04.2020, стр.

8 Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) впервые в истории по итогам 2021 года столкнулись с сокращением клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию.

Оно было связано и с возвращением части клиентов в Пенсионный фонд России (ПФР), и с уходом по естественным причинам: смертям и досрочным выплатам. Привлечение же новых клиентов в НПФ почти прекращено. И если в прошлому году отток средств был компенсирован ростом стоимости инвестпортфелей, в этом на фоне падения финансового рынка помощи ждать не следует.

Это может привести к сокращению объемов активов под управлением частных фондов.

Впервые в истории существования в России накопительной пенсионной компоненты количество клиентов НПФ сократится после подведения итогов переходной кампании.

Это следует из расчетов “Ъ”, основанных на предварительных неофициальных данных Пенсионного фонда России (). На 1 апреля 2021 года количество застрахованных лиц составит 37,3 млн граждан, на 100 тыс. человек меньше, чем год назад.

Таким образом, число клиентов частных фондов так и не смогло превысить количество россиян, которые выбрали государственного страховщика.

На отчетную дату, по расчетам “Ъ”, их было больше на 2 млн человек — 39,2 млн граждан. Негативной динамике по клиентской базе частных фондов предшествовало замедление ее роста в результате переходной кампании еще 2018 года.

Тогда количество застрахованных лиц в НПФ увеличилось менее чем на 400 тыс.

человек (). В предыдущие десять лет количество клиентов частных фондов прирастало на несколько миллионов человек в год.

С 2010 года их клиентская база выросла почти в пять раз.

Переходящая проблематика Передача пенсионных накоплений от одного страховщика к другому — одна из застарелых проблем системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), которая во многом связана с балансировкой рисков неправомерных переводов и возможности продавать продукт в широких агентских сетях. До 2014 года ПФР дистанционно принимал заявления о смене страховщика через трансфер-агентов (), а затем через удостоверяющие центры (УЦ, ).

Однако эти способы перестали действовать в связи с высокими рисками фальсификации заявлений.

Также был перекрыт дистанционный канал сдачи заявлений «в бумаге», через курьеров или по почте (), несший те же риски.

В итоге с прошлого года действуют лишь два способа: личный визит в отделение ПФР (или же через представителя с нотариально заверенной доверенностью) и дистанционный — через единый портал госуслуг (ЕПГУ),— при котором подача заявления должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, выдаваемой УЦ.

В итоге с прошлого года действуют лишь два способа: личный визит в отделение ПФР (или же через представителя с нотариально заверенной доверенностью) и дистанционный — через единый портал госуслуг (ЕПГУ),— при котором подача заявления должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, выдаваемой УЦ.

Технологические проблемы в подаче заявлений через ЕПГУ, наблюдавшиеся в начале прошлого года (), а также «антифрод»-механизмы, настроенные в портале против массовой сдачи заявлений, привели к невозможности для большинства крупнейших игроков наладить массовое привлечение новых застрахованных лиц. В результате прошлогодняя переходная кампания стала самой слабой в истории системы — за год было подано менее 350 тыс.

заявлений на смену страховщика (). Отрицательное влияние оказал и введенный в прошлом году период охлаждения, который приходится на декабрь и во время которого можно отказаться от поданного заявления ().

Вместе с тем общее количество переходов возросло благодаря реализации прав застрахованных лиц на срочный перевод пенсионных накоплений ().

В результате в этом году было удовлетворено 430,9 тыс. заявлений: 187,3 тыс. человек сменили один НПФ на другой, 138,6 тыс.

ушли из ПФР, а 104,9 тыс. человек вернулись в него (). В то же время с 1 апреля по 31 декабря 2021 года клиентская база НПФ сократилась почти на 150 тыс.

человек за счет граждан, вышедших на пенсию досрочно и получивших единовременную выплату (при отсутствии достаточных средств для назначения пожизненной выплаты), а также умерших. Это обеспечило первое в истории российского рынка уменьшение количества клиентов НПФ по итогам переходной кампании.

С 2021 года регулятор также ввел новую форму типового договора об ОПС, предполагающую подпись со стороны НПФ «единоличного исполнительного органа фонда». Эта норма, в частности, ограничивает массовое подписание со стороны гендиректоров НПФ заключенных с клиентами договоров, усложняет логистику документооборота, а также вводит личную ответственность главы фонда за возможный неправомерный перевод застрахованного лица ().

В результате ряд крупных игроков остановили привлечение. Проводивший в прошлом году тестовые продажи ОПС НПФ Сбербанка, по-видимому, не собирается ставить продукт на полку материнского банка.

«Какого-то существенно активного привлечения по ОПС (по этому году.— “Ъ”) мы не запланировали»

,— признавала в начале марта руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка (в него входит и НПФ) Наталья Алымова.

Во многом именно динамикой привлечения крупнейшего фонда определялась активность рынка. Лидер позапрошлогодней и прошлогодней кампаний «ВТБ Пенсионный фонд» также пока не предпринимает активных действий и не планировал их, уверяли источники “Ъ”.

«В этом году «ВТБ Пенсионный фонд» продолжает работу по привлечению застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством»,— пояснила глава НПФ Лариса Горчаковская, отметив, впрочем, что за первый квартал в пользу фонда было подано лишь 764 заявления.

Гендиректор НПФ «Открытие» Михаил Моторин рассказывал, что фонд также не собирается охотиться за новыми клиентами, а «собирается сосредоточиться на защите клиентской базы» (). Базовая неустойчивость ПФР исторически был основным донором для пополнения клиентской базы частных фондов, ежегодно лишаясь миллионов своих клиентов. Однако эта практика стала ломаться еще в кампанию 2018 года ().

Впрочем, тогда ПФР лишился около 500 тыс. застрахованных лиц. По итогам же кампании 2021 года нетто-отток составил менее 35 тыс. человек. На фоне прекращения частными фондами привлечения ПФР в этом году может превратиться из донора в основного бенефициара переходной кампании.

Традиционно около 100 тыс. граждан по итогам каждой кампании возвращаются в фонд.

Сейчас в ряде НПФ отмечают, что более 75% поданных в первом квартале заявлений на уход пришлось на перевод накоплений в ПФР.

«Люди больше идут в ПФР и почти не переходят в другие фонды»

,— рассказывает топ-менеджер НПФ из первой десятки.

Двое его коллег видят «незначительный» всплеск подачи заявлений в пользу ПФР. Это подтверждается и оценкой “Ъ”, основанной на данных нескольких НПФ.

В первом квартале 2021 года было всего подано 15,6 тыс.

заявлений, в этом году только в пользу ПФР заявления уже превышают эту цифру. При этом в НПФ Сбербанка по итогам первых трех месяцев года

«не фиксируют всплеска в части оттока застрахованных лиц»

, отмечает директор по развитию фонда Александр Прокопенков. Сохранение прошлогодней динамики отмечают и еще в одном НПФ, входящем в десяток крупнейших.

Большинство НПФ обладают не очень устойчивой клиентской базой, отмечают два контрагента частных фондов и бывший топ-менеджер одного из них. По их словам, сформированная за счет внешних агентских продаж, при которых гражданин не всегда понимал, куда и зачем переводит свои пенсионные накопления, она в большинстве своем не отличается лояльностью.

«Помимо откровенного «фрода» агенты привлекали застрахованных лиц, продавая им продукт частного фонда, например, под видом пенсионной реформы, без привязки к конкретному НПФ или же предоставляя о частном фонде неверную информацию. И это не говоря о, например, подложенных в пакете документов в банках заявлениях и договорах об ОПС»,— говорит один из собеседников “Ъ”.

Также, по его словам, на нелояльность к своему НПФ повлияли покупки, слияния и переименования фондов. Разочарование в системе частных фондов могли вызвать и скромные результаты инвестирования. Несколько лет НПФ в большинстве своем проигрывали по доходности государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ, которая управляет средствами «молчунов».

«На протяжении последних пяти лет результаты портфелей ВЭБ.РФ по доходности от инвестирования накоплений стабильно опережали инфляцию, в сравнении с крупнейшими НПФ результаты ГУК были в числе лучших, а в отдельные годы — самыми высокими»

,— отмечает вице-президент блока доверительного управления ВЭБа Александр Попов. Во многом на результаты НПФ влияют законодательно установленные максимальные лимиты по вознаграждению, на которые имеют право частные фонды и которые они по большей части выбирают полностью.

Например, в прошлом году инвестиционные результаты НПФ были выше, чем по расширенному портфелю ВЭБа, однако за счет вознаграждения, взятого частными фондами, на счета клиентов была разнесена меньшая доходность (). Естественная убыль Помимо оттоков клиентов из НПФ в ПФР, существует естественная убыль застрахованных лиц.

Она связана со смертностью клиентов НПФ (в этом случае пенсионные накопления выплачиваются правопреемникам), а также с застрахованными лицами, которые получили право на выплату пенсии, однако объем средств на счету у них был недостаточен для назначения пожизненной пенсии, и они были выплачены единовременно ().

По расчетам “Ъ”, такого рода убыль клиентов по прошлому году составила около 200 тыс.

человек, что соответствует 0,6% от агрегированной клиентской базы НПФ.

Эти данные подтверждаются данными одного из крупнейших российских НПФ, у которого по итогам прошлого года единовременная выплата была назначена чуть больше 0,4% клиентов, а смертность составила немногим меньше 0,4%.

До 2028 года, по расчетам этого фонда, рост выплачиваемых сумм правопреемникам будет ежегодно расти на 0,1 процентного пункта, а единовременные выплаты — на 0,2 процентного пункта. Таким образом, даже если отток клиентов в ПФР сохранится на уровне переходной кампании прошлого года, то без притока средств из госфонда сокращение клиентской базы НПФ может по итогам этого года превысить 400 тыс.
Таким образом, даже если отток клиентов в ПФР сохранится на уровне переходной кампании прошлого года, то без притока средств из госфонда сокращение клиентской базы НПФ может по итогам этого года превысить 400 тыс.

человек, или более 1% от нынешних застрахованных лиц.

«Небольшое сокращение клиентской базы частных фондов по этому году отчасти компенсируется заработанным ими значительным инвестиционным доходом, что в итоге приведет к росту портфеля НПФ»

,— считает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Однако, по его мнению, ситуация будет усугубляться.

Стабильный отток застрахованных лиц из НПФ в ПФР на уровне 100 тыс. клиентов сохранится, вырастут смертность и выплаты правопреемникам, увеличатся единовременные выплаты. В отсутствие привлечения новых клиентов из ПФР и при негативной динамике финансового рынка это может привести к сокращению инвестиционного портфеля самих фондов.

«Первым звонком, предупреждающим индустрию о кризисе, стало сокращение количества клиентов, вторым может стать сокращение инвестиционного портфеля по итогам года»

,— отмечает Околеснов.

В 2022 году начнут по общим основаниям получать право на выплату пенсионных накоплений женщины, а в 2027 году — мужчины. Это резко увеличит оттоки клиентской базы.

Это будет долгий период ухода денег ОПС с рынка, полагает гендиректор УК «Ронин траст» Сергей Стукалов, растянутый на многие годы. Илья Усов Самое важное в канале Коммерсантъ в

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка
  2. подписка подписка

Негосударственный пенсионный фонд

В этом разделе не хватает С 2007 года семьям, в которых родился или был усыновлён второй (третий или последующий) ребенок, выплачивается . Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент.

Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Ежегодный:

  1. . К примеру, в 2010-х годах предпринял ряд мер для предотвращения .

Ежеквартальный:

  1. Федеральная налоговая служба

Ежемесячный:

  1. Федеральная налоговая служба

Еженедельный:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации

Ежедневный:

  1. НПФ Доверие (1 810 282)
  2. (1 530 433)
  3. «Пенсионный Фонд Российской Федерации» от 17 сентября 2014
  4. +57,14%
  5. — сайт Банка России
  6. НПФ Открытие (Лукойл-Гарант) (7 415 120)
  7. (неопр.). Российская газета. Дата обращения 6 марта 2016.
  8. НПФ ВТБ Пенсионный Фонд (2 120 615)
  9. НПФ «Согласие» +61,59%
  10. НПФ «Нефтегарант» +51,80%
  11. (неопр.).

    «НПФ-ЭКСПЕРТ» (30.06.2019). Дата обращения 12 февраля 2021.

  12. НПФ Будущее (4 502 671)
    1. предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 года;
    2. ужесточение требований к качеству инвестиций (активов) НПФ со стороны регулятора (Центральный банк).
    3. НПФ «Лукойл-Гарант» +47,50%
    4. НПФ «Большой» +48,80%
    5. НПФ РГС +48,40%
    6. — Рейтинговое агентство «»
    7. НПФ «Сафамар» +47,30%
    8. В целях увеличения числа участников, некоторые управленцы использовали нечестные схемы для переманивания клиентов из других НПФ в свой, а также для , вплоть до подлога документов.

      Такие случаи участились после прекращения поступления средств по линии ОПС (с 2014 года все выплаты от работодателей идут в на страховые пенсии, и работник не вправе попросить переадресовать часть этих денег на накопительную пенсию — ни в ПФР, ни в НПФ). Имеет место и разорение негосударственных пенсионных фондов, в таких случаях Центральным Банком России предлагается ответственность. Прорабатываются и вопросы санации НПФ.

      Создавая офшорные компании некоторые НПФ попросту выводили за границу пенсионные накопления.

      Численность НПФ в России Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 04.08.2017 Число НПФ без ПН 254 279 270 270 262 251 287 283 296 243 216 161 131 53 49 43 34 31 33 37 42 30 Число НПФ с ПН 0 0 0 0 0 0 0 0 0 47 73 91 104 112 102 103 100 89 87 65 41 38 Число НПФ, всего 254 279 270 270 262 251 287 283 296 290 289 252 235 165 151 146 134 120 120 102 83 68 ПН — пенсионные накопления.Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

      1. Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей.
      2. (неопр.).

        Российская газета. Дата обращения 12 сентября 2018.

      3. // Статья от 01.05.2019 г.

        «». И. Шестак.

      4. // Статья от 23.05.2019 г. «». Д. Козлова.
      5. — сайт Investfunds Информационного агентства Cbonds.ru
      6. Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей.
        При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает.

        Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов.

      7. (неопр.). РБК. Дата обращения 11 сентября 2018.

      8. «ВТБ Пенсионный фонд» +51,40%
      9. МНПФ Большой (410 617)
      10. НПФ Социум (268 216)
      11. ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
      12. (неопр.).
        РБК. Дата обращения 13 марта 2016.
      13. Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц.

        В активах обычно преобладают пенсионные накопления.

      14. Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур.

        В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями.

      15. НПФ «Сургутнефтегаз» +48,60%
      16. +50,48%
      17. НПФ Газфонд Пенсионные накопления (6 325 739)

      Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами

      Анонсы 9 ноября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

      Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 24 ноября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

      7 февраля 2014

      2013 год завершился принятием целого ряда законов, направленных на проведение в России так называемой пенсионной реформы. В частности, утверждена новая формула для расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, до конца 2015 года продлен срок выбора гражданами тарифа взноса на формирование накопительной части пенсии.

      Кроме того, значительные поправки внесены в Федеральный закон «» (далее – Закон). ПФР в своем информационном сообщении от 20 января 2014 года отмечает, что изменения вызваны непрекращающимися из года в год жалобами граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) и объясняет, почему возникали такие ситуации. Как выбор тарифа взноса на накопительную часть пенсии влияет на выбор страховщика Подробнее о тонкостях нового порядка расчета пенсий читайте в нашем материале: «».

      Россияне могут сами определить, кто будет страховщиком по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС): ПФР или НПФ. Если же для управления пенсионными накоплениями выбирается частная управляющая компания, то страховщиком по ОПС все равно остается ПФР. Раньше подать заявление о выборе НПФ можно было в любом таком фонде.

      НПФ передавал данные в ПФР, являясь его трансфер-агентом, и на основании этих данных пенсионные накопления гражданина переводились в НПФ.

      Трансфер-агент – юридическое лицо, выполняющее по договору с регистратором функции по приему документов, необходимых для проведения операций в реестре, и передаче зарегистрированным и иным лицам выписки по лицевым счетам, уведомления и иную информацию из реестра, которые предоставлены регистратором (ст. 8.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «»). Регистратор (держатель реестра) – лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг ( указанного закона).

      Статус трансфер-агента обязывал НПФ передавать в ПФР проверенные и достоверные сведения, однако не все негосударственные фонды могли обеспечить достаточный уровень контроля за этим процессом.

      Напомним, предусмотрена возможность перехода из негосударственного фонда в ПФР и наоборот – из ПФР в НПФ, а также перехода из одного негосударственного фонда в другой (не чаще одного раза в год).

      Во всех трех случаях заявление о переходе подается в Пенсионный фонд РФ.

      Форма заявлений о переходе и инструкции по их заполнению также утверждаются ПФР. Однако последний сообщает, что в 2014 году порядок перевода пенсионных накоплений граждан из одного НПФ в другой, а также из НПФ в ПФР снова может измениться. Возможно, подавать заявление о смене негосударственного фонда можно будет не только в ПФР (как сейчас), но и в НПФ, в котором на данный момент формируются накопления.

      При этом нужно будет заключить договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ, в который планируется перевести накопления. Предлагаемая процедура должна исключить ситуацию неправомерного перевода средства в новый, заинтересованный, НПФ. Заявление о переходе из НПФ в ПФР также можно будет подавать в фонд, в котором находятся накопления.

      Отметим, что в текущем и следующем году на выбор страховщика непосредственно будет влиять тот вариант пенсионного обеспечения, который выберет гражданин. Так, россияне 1967 года рождения и моложе в течение указанного периода должны определиться: формировать накопительную часть трудовой пенсии или нет.

      В первом случае пенсионные накопления нужно будет перевести в НПФ или выбрать частную управляющую компанию (далее – УК) либо один из возможных инвестиционных портфелей государственной управляющей компании, функции которой в настоящее время выполняет «Внешэкономбанк». Тариф взноса на накопительную часть пенсии для выбравших такой вариант будет по-прежнему составлять 6%. Для так называемых «молчунов», накопления которых находятся в ПФР и которые ни разу не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля УК или переходом в НПФ, данный тариф составит 0%.

      В этом случае тариф на формирование страховой части пенсии будет составлять 16%. Те, кто только начинает свою трудовую деятельность и вступает в систему ОПС с 2014 года, смогут выбрать вариант пенсионного обеспечения в течение пяти лет.

      До тех пор, пока выбор не будет сделан, тариф будет составлять 0%.

      Таким образом, выбор 6%-ного тарифа накопительной части пенсии в любом случае связан с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

      Акционирование НПФ Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «» (далее – Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму.

      До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2021 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы ().

      Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ.

        МНЕНИЕ

        Галина Морозова, президент НПФ Сбербанка: «Основное преимущество акционерного общества перед некоммерческой организацией в том, что структура управления обществом более открыта и прозрачна. Преобразование НПФ в форму акционерного общества позволит и регуляторам, и самим клиентам видеть собственников НПФ. Также смена правового статуса НПФ и переход к международным стандартам деятельности будут способствовать росту привлекательности НПФ со стороны инвесторов. Стоит отметить, что реорганизация НПФ в акционерное общество является обязательным условием вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений, аналогичной системе страхования банковских вкладов».

      Как отмечают авторы законопроекта, на основе которого был принят , создание НПФ в форме акционерных обществ позволит этим фондам стать полноправными участниками рынка, а также повысит прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров фондов за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений.

      Они также подчеркивают, что такая организационно-правовая форма фондов, как некоммерческая организация, не соответствует содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой деятельности на финансовом рынке. В связи со сменой организационной формы фондов установлены новые требования к размеру их собственных средств и уставного капитала. Так, на момент подачи в Банк России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь собственные средства, рассчитанные в установленном ЦБ РФ порядке, в сумме не менее чем 150 млн руб., а с 1 января 2021 года – не менее чем 200 млн руб.

      Напомним, что ранее к средствам НПФ предъявлялись такие требования: величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года должна была составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 года – не менее 100 млн руб.; в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц фонды должны были иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный денежными средствами, в размере не менее 3 млн руб.

      – с 11 мая 1998 года (день вступления в силу первой редакции ), не менее 30 млн руб.

      – с 1 января 2005 года и 100 млн руб. – с 1 января 2009 года.

        МНЕНИЕ

        Евгений Добровольский, председатель совета НПФ «Согласие»: «Акционирование несет в себе значительное количество трудностей для НПФ. Многие фонды столкнутся с проблемой того, как фактическим владельцам фондов реализовать свои права владения организацией при акционировании. Формулировки в законодательстве никак не облегчают эту процедуру. Также уже озвучена проблема, возникающая перед крупными компаниями, являющимися конечными владельцами НПФ – акционирование автоматически увеличивает долговую нагрузку таких компаний, что может негативно сказаться на отчетности и капитализации. К минусам можно отнести увеличение организационных издержек для поддержания работы фонда, увеличение бюрократической нагрузки и сроков принятия стратегических решений. Или, например, такой момент: согласно требованиям законодательства, продажа более 10% акций фонда требует обязательного согласования с ЦБ РФ. Соответственно, затруднительно не только вступить в права владения НПФ, но и распоряжаться им в дальнейшем. В принципе, как плюс можно трактовать то, что после акционирования у фонда будут непосредственные собственники – держатели акций, и их права будут надлежащим образом оформлены и подтверждены. Но фактически основные плюсы от акционирования извлекает регулятор и общество в целом (если иметь в виду повышение прозрачности рынка). Положительных аспектов непосредственно для деятельности НПФ акционирование практически не несет».

      Установлено, что решение о государственной регистрации при создании, в том числе путем реорганизации, и ликвидации НПФ, о государственной регистрации изменений, вносимых в его устав, а также о внесении изменений в сведения о фонде, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, принимает Банк России.

      Одновременно с принятием решения о госрегистрации НПФ ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию выпуска его акций. Отметим, что выпускать фонды будут только обыкновенные акции. Осуществлять операции с векселями и выдавать займы они не вправе.

      Выплачивать же дивиденды по акциям фонды смогут только по истечении пяти лет со дня их госрегистрации (). Кроме того, уточнены требования к лицам, занимающим руководящие должности в фондах. Так, прописано, что должности единоличного исполнительного органа фонда, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа фонда, главного бухгалтера и его заместителей не вправе занимать лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

      Перечень оснований для признания лица несоответствующим этим требованиям закреплен в .

        МНЕНИЕ

        Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ): «Застрахованные лица будут понимать всю структуру управления НПФ, видеть, кто владеет фондом. Кроме того, акционирование – один из обязательных процессов в рамках вступления НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений граждан. Полагаем, что, в целом, у большинства НПФ не возникнет сложностей при акционировании, так как структуры владения фондами и сейчас достаточно открыты. Более детально оценивать уровень прохождения акционирования НПФ пока рано, так как регламента, подробно описывающего все этапы этого процесса, еще нет».

      Резерв по обязательному пенсионному страхованию Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ теперь будут создавать резерв по ОПС.

      Средства, из которых формируется данный резерв, указаны в .

      К ним относятся:

      1. ежегодные отчисления в резерв фонда по ОПС, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода – за счет собственных средств фонда;
      2. средства пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;
      3. проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;
      4. доходы от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;
      5. иное имущество, определенное по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средства акционеров фонда.

      Установлено, что расчетной базой для определения размера ежегодных отчислений в резерв фонда по ОПС являются сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных фондом и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года, включая средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, и денежные средства на счете (счетах) фонда, предназначенном для операций со средствами пенсионных накоплений. Начиная с 1 января 2018 года размер такого резерва должен составлять не менее 1% и не более 10% от указанной выше расчетной базы. Ставка ежегодных отчислений или порядок ее расчета устанавливается Банком России и не может превышать 0,5% расчетной базы.

      Формирование такого резерва – одна из мер по созданию в нашей стране системы гарантирования пенсионных накоплений. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.

      № 422-ФЗ «» предусмотрено, что такая система будет двухуровневой. Ее составляющие: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений, который создается Агентством по страхованию вкладов, в том числе за счет гарантийных взносов страховщиков. Средства резерва фонда по ОПС будут использоваться для выплат накоплений при наступлении гарантийных случаев, перечень которых определен в ст.

      3 данного закона, а также для выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц.

      Из фонда гарантирования выплаты будут осуществляться, если страховщика признают банкротом, аннулируют его лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию или при недостаточности у него пенсионных накоплений – когда сумма накоплений на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов.

      Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение Следует отметить, что НПФ предоставлено право осуществлять досрочное негосударственное пенсионное обеспечение – дополнен главой X.2, которая вступит в силу с 1 января 2017 года.

      Суть данного пенсионного обеспечения – в выплате негосударственных пенсий ранее достижения гражданами пенсионного возраста (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин). Оно осуществляется вкладчиками – работодателями работников, занятые на работах, указанных в пп.

      1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «», на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными (по результатам специальной оценки труда).

      Для его осуществления указанные вкладчики заключают пенсионные договоры досрочного негосударственного пенсионного обеспечения с фондами, определенными пенсионными программами работодателей. Такие договоры заключаются в пользу работников и с их согласия (ст. 36.29 ). Пенсионный договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее – Договор) и пенсионная программа работодателя определяют порядок реализации прав работника и его правопреемников (в случае смерти работника) на соответствующие денежные выплаты при прекращении Договора, в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя и при расторжении трудового договора с работником независимо от основания.

      Пенсионные взносы при указанном пенсионном обеспечении уплачиваются в пользу работников работодателем за счет его средств. Однако пенсионная программа может предусматривать возможность добровольного участия работников в формировании средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения за счет доходов от их заработной платы.

      В этом случае на именном счете работников ведется раздельный учет поступлений пенсионных взносов, уплачиваемых за счет их доходов от зарплаты и за счет работодателя.

      Назначение негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется со дня возникновения у работника права на указанную пенсию при наличии средств, учтенных на его именном пенсионном счете (ст. 36.37 ). Размер такой пенсии не может быть ниже размера, рассчитанного исходя из общего совокупного объема учтенных на именном пенсионном счете работника пенсионных взносов работодателя, уплаченных в пользу этого работника, дополнительных добровольных взносов работников на формирование средств для выплаты указанных пенсий, уплаченных за счет доходов от зарплаты работников, и дохода, полученного от размещения указанных средств.

      Выплачиваться эти пенсии будут до тех пор, пока работник не достигнет пенсионного возраста.

      Внесенные в поправки направлены на то, чтобы сделать сферу негосударственного пенсионного обеспечения более прозрачной, а также понятной для застрахованных лиц и гарантировать россиянам выплату их пенсионных накоплений даже в случае банкротства страховщика.

      Эксперты отмечают положительные моменты этих изменений, однако подчеркивают, что для полноценной их реализации необходимы и время, и дополнительные разъяснения.

      Так, по мнению Галины Морозовой, президента НПФ Сбербанка, одна из возможных сложностей, с которой могут столкнуться некоторые НПФ, – это определение состава акционеров. Такая проблема будет актуальна для тех фондов, которые на протяжении своей деятельности неоднократно меняли учредителей. Евгений Добровольский, председатель совета НПФ «Согласие» также выделяет в качестве главной проблемы распределение акций фактическим владельцам в случае, если на момент принятия решения о преобразовании они не являются учредителями фонда или лицами, сделавшими взнос в совокупный вклад учредителей.

      «К сожалению, формулировка о том, что акции распределяются на основании решения нынешнего совета фонда, в законе отсутствует, хотя она снимала бы проблему практически полностью. Поэтому многим фондам придется как-то решать вопросы с юридическими лицами, которые по факту давно не имеют никакого отношения к работе фонда, но формально имеют право претендовать на участие в распределении акций», – подчеркивает он.

      Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), считает, что сложности могут быть связаны со своевременной подготовкой нормативной базы.

      «Это прежде всего критерии для акционирования и нормативы надежности для вхождения в систему гарантирования средств пенсионных накоплений. Чем раньше мегарегулятор утвердит эти документы, тем быстрее начнется сам процесс. Сегодня у участников рынка есть уверенность, что ЦБ затягивать разработку нормативной базы не будет, более того регулятор ее готовит в тесном сотрудничестве с НПФ», – заключает он.

      Таким образом, два года, предоставленные НПФ на смену организационно-правовой формы, должны показать, какие фонды спокойно пройдут эту процедуру, а какие ее просто не «переживут». Кроме того, станет понятно, как изменится в связи с этими переменами уровень доверия граждан к негосударственным фондам, и изменится ли он вообще. Документы по теме: Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г.

      № 2524-р «» Новости по теме:

      1. – ИА «ГАРАНТ», 5 декабря 2013 г.
      2. – ИА «ГАРАНТ», 9 октября 2013 г.
      3. – ИА «ГАРАНТ», 25 июля 2013 г.

      Материалы по теме:

      1. Домашняя правовая энциклопедия. (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

      ________________________________ Информация Пенсионного фонда РФ от 20 января 2014 г. «» Федеральный закон от 4 декабря 2013 г.

      № 351-Ф3 «» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «» Законопроект № 361766-6 » и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы Федеральный закон «» Теги: , , , , , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

      Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

      Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

      Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

      ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

      Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

      3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

      История развития негосударственных пенсионных фондов

      Стр 2 из 9В 1992г был указ Президента №1077 «О негосударственных пенсионных фондах», который наделял учреждения и организации правом учреждать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) на правах юридических лиц с именными счетами. НПФ должны были функционировать независимо от системы государственного пенсионного обеспечения.

      Указ определял НПФ как некоммерческие организации.

      Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй — Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России. С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

      В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля.

      Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов.

      Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Инспекция стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

      Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». В отличие от первого источника — Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения.

      Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

      Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации: Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции. Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов. Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

      Понятие и виды негосударственных пенсионных фондов НПФ представляет собой некоммерческую организацию, занимающуюся социальным обеспечением, со специальной организационно-правовой формой, созданной для наилучшего осуществления ее деятельности.

      Фонды имеют различный характер развития, поэтому НПФ можно разделить на следующие виды: Корпоративные – работают с учредительскими корпоративными программами, при этом пенсионные накопления ежегодно возрастают. Территориальные– закреплены за конкретным регионом, создавались чаще всего при участии исполнительной или законодательной власти. Универсальные, или открытые – их участниками по большому счету являются физические и юридические лица, сами фонды действуют независимо от крупных финансовых организаций.

      Основную долю активов занимают пенсионные накопления. Принципы работы негосударственных пенсионных фондов Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ.

      Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Косновным плюсам НПФможно отнести различные возможности: принимать непосредственное участие в размере будущей пенсии, создавать различные источники ее выплаты, защитить финансы от неблагополучных пенсионных реформ, получать налоговые льготы и передавать свои накопления по наследству.

      Основные функции НПФ: — Выполнять пенсионное обеспечение участников фонда согласно договору НПО (негосударственного пенсионного обеспечения). — Проводить страховку обязательного пенсионного страхования, о чем гласит Закон о пенсионном страховании РФ.

      — Выполнение задач страховщика, связанных с профессиональным пенсионным страхованием, о чем гласит ФЗ РФ, а также указано в договорах о разработке профессиональных систем пенсионного назначения. Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах: 1) НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

      2) Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход.

      3) Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

      Деятельность НПФ находится под контролем Министерства труда РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов 2.

      Вкладчики негосударственного пенсионного фонда имеют право: • требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме; • представлять перед негосударственным пенсионным фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия негосударственного пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; • требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и досрочным пенсионным договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

      3. Участники негосударственного пенсионного фонда имеют право: • требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора; • получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», условиями пенсионного договора, правилами негосударственного пенсионного фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания; • требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора; • требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», правилами фонда и условиями пенсионного договора. 2 Рекомендуемые страницы: Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1851; lektsia.com 2007 — 2021 год.

      Последние новости по теме статьи

      Важно знать!
      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
      • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

      Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

      • Анонимно
      • Профессионально

      Задайте вопрос нашему юристу!

      Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

      +