Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Какой класс условий труда у учителя

Какой класс условий труда у учителя

Какой класс условий труда у учителя

К какому классу вредности относятся учителя


Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На уровне Правительства утверждено, что Список 2 позволяет получить право выхода на заслуженный отдых на законных основаниях при достижении определено возраста. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для определения микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для иных факторов за оптимальные условия труда условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы или отсутствуют, или не превышают уровни, которые приняты в качестве безопасных для населения.

Содержание: Правовое регулирование охраны труда на отечественных предприятиях осуществляется предписаниями статьи 37 Конституции РФ. Все они оказывают определенные воздействия в ходе осуществления трудовой деятельности, вследствие чего организму человека наносится непоправимый ущерб. Мы в своей практике не встречали места с первым классом вредности, присутствие такового в сводной ведомости будет вызывать серьезные вопросы в процессе государственной экспертизы условий труда, подозрения в возможной фальсификации результатов специальной оценки условий труда.

Таким образом, работа во вредных и (или) опасных условиях труда является самостоятельным основанием предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, независимым от продолжительности основного отпуска. Охрана труда на производстве – это важная часть трудового процесса, без которой корпорация не может правильно выстроить рабочий процесс.

Существует несколько категорий вредных условий трудового процесса, которые учитывают факторы окружающей среды и нормативы рабочих мест сотрудников. Эти меры являются обязательными к исполнению для каждого работодателя, чьи сотрудники задействованы на опасных для здоровья и жизни производствах. Руководители предприятий не вправе отказывать сотрудникам в выдаче лечебного питания либо материальной компенсации за его неполучение.

Вредные производственные факторы — это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Дипломная работа на 45 страниц, рисунков — 10 , таблиц -11 , использованных источников литературы – 20.

Представлены в списке работники следующих профессий:

  1. Металлургическая промышленность.
  2. Работники атомной промышленности.
  3. Работники, причастные к электрооборудованию.
  4. Сотрудники горнодобывающего предприятия.

Примечание.

Третий класс производственных факторов делится на 4 подкласса, которые характеризуются определенными признаками вредности условий труда. Организация и улучшение условий труда на рабочем месте является одним из важнейших резервов производительности труда и экономической эффективности производства, а также дальнейшего развития самого работающего человека.

Организация и улучшение условий труда на рабочем месте является одним из важнейших резервов производительности труда и экономической эффективности производства, а также дальнейшего развития самого работающего человека.

В этом главное проявление социального и экономического значения организации и улучшения условий труда.

В дипломной работе объектом исследования является рабочее место учителя химии. На рабочем месте идентифицированы опасные и вредные производственные факторы.

Произведено сравнение значений ОВПФ с нормативными значениями.

Определен класс условий труда на рабочем месте учителя химии, исходя из гигиенических критериев и принципов классификации условий труда. Каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме этого те, чья работа содержит вредные условия труда, имеют право на дополнительный отпуск.

Это дополнительный оплачиваемый отпуск, который предоставляется помимо основного.

Перечень условий 2 класса описывается трудовым кодексом, как вполне безопасный при кратковременном воздействии на организм.

Однако, если не ограничивать воздействие, вполне вероятно, что вредные производственные факторы влияют на организм и приносят нарушения систем и органов. Льготы, которые полагаются за работу во вредных условиях: своевременная пенсия на особенных условиях, предоставление работникам молока и других продуктов, изменения рабочих часов, денежные компенсации. К примеру, обычная рабочая неделя составляет 40 часов.

Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры. Поэтому каждому работнику, выполняющему свои трудовые обязанности в условиях вредности, полагаются льготы.

Их начислением занимается бухгалтерия. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры. Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества.

С психофизиологических позиций крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества.

Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм. Результат оценки и анализа факторов, воздействующих на организм и здоровье человека в процессе его трудовой деятельности.

Класс вредности является логическим итогом проведения специальной оценки условий труда (до 2014 года — аттестация рабочих мест). В нем указываются конкретный вид льготы – гарантии либо компенсации, его размер.

Норма предусмотрена указаниями статьи 72 ТК РФ. В ней отмечено, что льготы назначаются с учетом условий выполнения труда.

При этом по некоторым должностям педагогических работников (в том числе учителей общеобразовательных учреждений) предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В настоящее время работодателями применяется более продуктивная система поощрений и компенсаций за физический ущерб.

Кроме этого, действуют специальные государственные программы, направленные на поддержку этой категории трудоустроенных граждан.

Этими нормативно-правовыми документами регулируются трудовые отношения между работодателями и сотрудниками, занятыми на вредных производствах. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24 декабря 2003 года №161 «О введении в действие ГН 2.2.5.1828-03» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение №1 к ГН 2.2.5.1314-03.

Вредные условия труда – это условия трудовой среды и самого процесса, которые неблагоприятно воздействуют на работающего человека, а при достаточной длительности или интенсивности работ вызывают даже различные профессиональные заболевания.

Опасные и вредные условия труда могут вызывать также полную или же частичную нетрудоспособность, обострение соматических и других заболеваний, сказаться на здоровье потомства. Классификация вредных условий труда проводится по степени вредности.

  • Четвертая степень: условия труда вызывают тяжелые формы профессиональных заболеваний, рост хронических заболеваний, полную утрату трудоспособности.
  • Третья степень: условия труда вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям, временной утрате трудоспособности непосредственно в период трудовой деятельности.
  • Первая степень: условия труда вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при длительном прерывании контакта с вредными факторами.
  • Вторая степень: условия труда вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие к проявлениям профессиональных заболеваний после длительной работы (свыше 15 лет).

Все эти факторы могут значительно влиять на здоровье и самочувствие работника.

К примеру, если на производстве очень низкие температуры, у работника могут возникать острые респираторные заболевания.

Степень влияния данных факторов на жизнь и здоровье работника будет напрямую зависеть от силы их влияния. Вредные условия труда по классам Перечень классов вредности. Негатив, который получает человек от такой работы сглаживался, хотя бы бесплатным молоком (речь идет о Советском Союзе, где молоко выдавали бесплатно, Согласно установленной нормы, в зависимости от воздействия агрессивной среды на человека).

Негатив, который получает человек от такой работы сглаживался, хотя бы бесплатным молоком (речь идет о Советском Союзе, где молоко выдавали бесплатно, Согласно установленной нормы, в зависимости от воздействия агрессивной среды на человека). Производство ртути, элементарной серы, ксантогената, мышьяка, хромовых солей, сернистого натрия, светосоставов, молибдата аммония, сталинита, их соединений. Для женщин устанавливается другой возрастной диапазон, а именно – достижение 45-ти лет, при общем трудовом стаже в 15 лет.

При этом, на вредном производстве, они должны проработать не менее 7 лет. Название Последствия Опасные Образование травмы различной степени тяжести, обуславливающей наступление нетрудоспособности Вредные Провоцирование зарождения и дальнейшего развития профессиональных заболеванийразличного типа Примечание.

Третий класс производственных факторов делится на 4 подкласса, которые характеризуются определенными признаками вредности условий труда.

Это значило и значит, что люди работают на предприятиях и производстве, где существуют высокие риски для здоровья. Согласно внесенным изменениям, в законе про классы опасных факторов на предприятии, правительство приняло решение сократить список профессий, которые дают право на досрочное освобождение от трудового процесса.

Согласно внесенным изменениям, в законе про классы опасных факторов на предприятии, правительство приняло решение сократить список профессий, которые дают право на досрочное освобождение от трудового процесса.

Данная мера поможет снизить определенную нагрузку на бюджет и экономическую ситуацию в стране в период кризиса. Таким образом, профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института им. В. М. На сегодняшний день, данную сферу регулирует:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.
  • Постановление Правительства № 188.
  • Постановление Правительства № 198/П-22.
  • ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда».

Вредность на работе подразделяется на уровни, а именно:

  1. 1 степень. Она подразумевает изменения в организме, которое проходят после того, как человек прекращает такую деятельность.
  2. 3 степень.

    Эта степень влечет стойкое разрушение здоровья, при котором возможна потеря трудоспособности.

  3. 4 степень. Эта степень обозначает функциональное расстройство и прочее, что влечет полную потерю нетрудоспособности.
  4. 2 степень.

    При такой степени вредности в организме происходят стойкие изменения, влекущей развитие хронических недугов, особенно если человек работает на производстве более 15 лет.

Его основная функциональная обязанность заключается в сведении к минимуму вероятности поражения организма работников либо наступления у них заболеваний различной степени тяжести, не снижая при этом максимальную производительность труда. Порядок досрочного оформления пенсии для таких граждан, регламентирован двумя списками.

Это так называемые профессии 1 и 2 сетки, дающие право досрочного оформления пенсионного обеспечения.

Если условия труда на рабочих местах учителей отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, то указанным работникам, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст.

117 ТК РФ. Даже за период отпуска не удается привести норму, в связи с чем возникают предпосылки развития гипертиреоза. Постоянная нагрузка на одни и те же центры полушарий головного мозга приводит к резкому перераспределению мозгового кровотока, отсюда — бессонница, которая является первым признаком переутомления. Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03 устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года №76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «Гигиеническими нормативами «Химические факторы производственной среды.

ВконтактеFacebookTwitterGoogle+Одноклассники

Приложение N 20. Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса

Приложение N 20к проведения специальнойоценки условий труда,утвержденной Министерства трудаи социальной защиты РФот 24 января 2014 г. N 33н Отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса Таблица 1 Физическая динамическая нагрузка — единицы внешней механической работы за рабочий день (смену), кг м Показатели тяжеститрудового процесса Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 При региональной нагрузке перемещаемого работником груза (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса работника) при перемещении груза на расстояние до 1 м: для мужчин для женщин до 2 500 до 1 500 до 5 000 до 3 000 до 7 000 до 4 000 более 7 000 более 4 000 При общей нагрузке перемещаемого работником груза (с участием мышц рук, корпуса, ног тела работника): при перемещении работником груза на расстояние от 1 до 5 м: для мужчин для женщин до 12 500 до 7 500 до 25 000 до 15 000 до 35 000 до 25 000 более 35 000 более 25 000 при перемещении работником груза на расстояние более 5 м: для мужчин для женщин до 24 000 до 14 000 до 46 000 до 28 000 до 70 000 до 40 000 более 70 000 более 40 000 Таблица 2 Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг Показатели тяжести трудового процесса Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 Подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): для мужчин для женщин до 15 до 5 до 30 до 10 до 35 до 12 более 35 более 12 Подъем и перемещение тяжести постоянно в течение рабочего дня (смены) (более 2 раз в час): для мужчин для женщин до 5 до 3 до 15 до 7 до 20 до 10 более 20 более 10 Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены): с рабочей поверхности: для мужчин для женщин до 250 до 100 до 870 до 350 до 1 500 до 700 более 1 500 более 700 с пола: для мужчин для женщин до 100 до 50 до 435 до 175 до 600 до 350 более 600 более 350 Таблица 3 Стереотипные рабочие движения, количество за рабочий день (смену), единиц Показатели тяжести трудового процесса Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 Количество стереотипных рабочих движений работника при локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук): до 20 000 до 40 000 до 60 000 более 60 000 Количество стереотипных рабочих движений работника при региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса): до 10 000 до 20 000 до 30 000 более 30 000 Таблица 4 Статическая нагрузка — величина статической нагрузки за рабочий день (смену) при удержании работником груза, приложении усилий, кгс с Показатели тяжести трудового процесса Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 При удержании груза одной рукой: для мужчин для женщин до 18 000 до 11 000 до 36 000 до 22 000 до 70 000 до 42 000 более 70 000 более 42 000 При удержании груза двумя руками: для мужчин для женщин до 36 000 до 22 000 до 70 000 до 42 000 до 140 000 до 84 000 более 140 000 более 84 000 При удержании груза с участием мышц корпуса и ног: для мужчин для женщин до 43 000 до 26 000 до 100 000 до 60 000 до 200 000 до 120 000 более 200 000 более 120 000 Примечания: 1.

Статические усилия встречаются в различных случаях: 1) удержание обрабатываемого изделия (инструмента), 2) прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту), 3) перемещение органов управления (рукоятки, маховики, штурвалы) или тележек.

В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии.

В третьем случае усилие на органах управления можно определить с помощью динамометра или по технологической (эксплуатационной) документации.

2. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (или по фотографии рабочего дня). Отнесение условий труда на рабочем месте к классам (подклассам) условий труда по тяжести трудового процесса осуществляется с учетом определенной преимущественной нагрузки: на одну руку, две руки или с участием мышц корпуса тела и ног работника. Если при выполнении работы встречается 2 или 3 указанных выше нагрузки (нагрузки на одну, две руки и с участием мышц корпуса тела и ног работника), то их следует суммировать и суммарную величину статической нагрузки соотносить с показателем преимущественной нагрузки.

Таблица 5 Рабочее положение тела работника в течение рабочего дня (смены) Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 Свободное удобное положение с возможностью смены рабочего положения тела (сидя, стоя). Нахождение в положении «стоя» до 40% времени рабочего дня (смены). Периодическое, до 25% времени смены, нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении.

Нахождение в положении «стоя» до 60% времени рабочего дня (смены).

Периодическое, до 50% времени смены, нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении; периодическое, до 25% времени рабочего дня (смены), пребывание в вынужденном положении.

Нахождение в положении «стоя» до 80% времени рабочего дня (смены).

Нахождение в положении «сидя» без перерывов от 60 до 80% времени рабочего дня (смены).

Периодическое, более 50% времени рабочего дня (смены), нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении; периодическое, более 25% времени рабочего дня (смены), пребывание в вынужденном положении. Нахождение в положении «стоя» более 80% времени рабочего дня (смены).

Нахождение в положении «сидя» без перерывов более 80% времени рабочего дня (смены). _____________________________ *(1) Для целей настоящей методики работой в положении «стоя» считается работа, которая не предполагает возможности ее выполнения в положении «сидя». *(2) Работа с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног.

Неудобное рабочее положение характерно для работ, при которых органы управления или рабочие поверхности оборудования расположены вне пределов максимальной досягаемости рук работника либо в поле зрения работника находятся объекты, препятствующие наблюдению за обслуживающимся объектом или процессом. Неудобное положение работника может быть также связано с необходимостью удержания работником рук на весу. *(3) К фиксированным рабочим положениям относятся положения с невозможностью изменения взаимного положения различных частей тела работника относительно друг друга.

Подобные положения встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе производственной деятельности различать мелкие объекты. Примером работ с фиксированным рабочим положением являются работы, выполняемые с использованием оптических увеличительных приборов — луп и микроскопов.

Фиксированное рабочее положение характеризуется либо полной неподвижностью, либо ограниченным количеством высокоточных движений, совершаемых с малой амплитудой в ограниченном пространстве. *(4) К вынужденным рабочим положениям работника относятся положения «лежа», «на коленях», «на корточках». Таблица 6 Наклоны корпуса тела работника более 30°, количество за рабочий день (смену) Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 до 50 51 — 100 101 — 300 свыше 300 _____________________________ * Оценить факт работы с вынужденным наклоном корпуса тела работника более 30° можно, приняв во внимание, что у работника со средними антропометрическими данными наклоны корпуса тела более 30° встречаются в том случае, если он берет какие-либо предметы, поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более 50 см от пола.

Таблица 7 Перемещения работника в пространстве, обусловленные технологическим процессом, в течение рабочей смены, км Класс (подкласс) условий труда оптимальный допустимый вредный 1 2 3.1 3.2 По горизонтали: до 4 до 8 до 12 более 12 По вертикали: до 1 до 2,5 до 5 более 5 < приложение> Приложение >> Содержание

Основные факторы риска труда учителя

Тяпкина Альбина Дмитриевна кандидат биологических наук, доценткафедры анатомии и физиологии человека и животныхКовригина Татьяна Руфимовна кандидат биологических наук, доценткафедры анатомии и физиологии человека и животных Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.УшинскогоЯрославльВ XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие.

Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях.

Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния — от физического и психического здоровья.

Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества.

Труд учителя — постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций[3].Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей.Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:- повышенное психо-эмоциональное напряжение;- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;- преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;- большой объем интенсивной зрительной работы;- высокая плотность эпидемических контактов.Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем [1].Исследование влияния различных факторов на состояние здоровья педагогов проводилось в течение нескольких лет среди учителей старшего звена средней общеобразовательной школы № 26 города Рыбинска и основной общеобразовательной школы деревни Миглино Большесельского района (Ярославская область). Было обследовано 30 человек: женщины в возрасте от 26 до 46 лет со стажем работы от 2-х до 25-ти лет.

Основными методами исследования были анкетирование и тестирование.Результаты исследования оказались следующими. При ответе на вопрос «Обнаруживаете ли Вы у себя признаки стресса?» выяснилось, что подавляющее большинство исследуемых — 80°/о (15 городских и 9 сельских учителей) обнаруживают у себя признаки стресса. Результаты определения уровня профессионального стресса представлены на рисунке № 1.

Возможной причиной того, что все опрошенные учителя городской школы обнаруживают у себя признаки стресса, является напряженный ритм городской жизни. У 6°/о обследуемых стресс представляет собой главную проблему.

Интересно, что получают удовольствие от работы в школе только 37°/о опрошенных учителей (8 — сельских, 3- городских). При изучении психологического здоровья учителя (рис. 2) выяснилось следующее: у 26°/о педагогов (6 сельских и 2 городских) признаков излишнего перенапряжения и переутомления нет, риск срыва низкий.

У 57°/о учителей (9 сельских и 8 городских) имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если им не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов (5 человек из городской школы) имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.Большинство учителей (80% — 13 городских и 11 сельских) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги.

18% учителей (1 городской и 4 сельских) имеют низкий уровень тревоги . 2% (учителя городской школы) – средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги.

Подавление эмоций может стать началом психосоматического заболевания.При анализе полученных результатов нами была обнаруженаположительная корреляционная зависимость (р < 0, 05) между стрессом и хроническими>Оценка состояния здоровья показала, что 18 учителей из опрошенных (11 — городских и 7- сельских) страдают хроническими заболеваниями, в связи с чем им приходится довольно часто принимать лекарства (рис. 3).Из 30 опрошенных учителей только один придерживается режима питания (учитель городской школы), а остальные не соблюдают его, иногда даже обходятся без завтрака и обеда. Такое отношение к режиму питания связано с большой загруженностью на работе.

И в этом проявляется отношение к своему здоровью.Также выяснено, что 23 учителя (77%), из них 10 городских и 13 сельских не делают зарядку. Только трое из опрошенных (10%) учителей городской школы по возможности выделяют время для физкультуры и спорта в выходной день.Достаточно хорошую память имеют все 30 опрошенных учителей.Часты были жалобы учителей на то, что им трудно выдерживать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание.

Большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания [4]. В связи с этим администрации школы необходимо предусмотреть выполнение гигиенических профилактических мероприятий по сохранению голоса и предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Например, правильно планировать учебную нагрузку для каждого преподавателя в течение дня и в течение недели; улучшать акустические способности классных комнат; поддерживать нормы показателей микроклимата помещений; создавать благоприятные условия для отдыха учителей во время перемен и т.д.У многих обследованных учителей выявлена близорукость (67%).

Действительно, труд педагога связан с необходимостью выполнения большого объема напряженной зрительной работы. Если при этом не соблюдаются элементарные правили гигиены зрения, не осуществляются целенаправленные профилактические мероприятия, то велика вероятность возникновения патологических изменений и заболеваний органа зрения. Основой профилактики патологии зрительного анализатора являются: создание условий «зрительного комфорта» (основной составляющей «зрительного комфорта» является состояние освещения); правильный режим зрительной работы; выполнение специальных лечебно-профилактических процедур; овладение приемами и методами сохранения и улучшения зрения [2].Исследуя психофизиологические аспекты труда учителя, мы пришли к выводу, что данная проблема, касающаяся учителей сельской школы, малоизученна, и естественно в литературе освещена слабо.

К сожалению, сельские педагоги менее ценят свое здоровье, чем городские, и реже обращаются за квалифицированной помощью врачей. В тоже время учителя городской школы больше подвержены стрессам и, следовательно, заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной систем.Из собственных исследований можно сделать второй вывод: учителя с большим педагогическим стажем (20-25 лет) более подвержены профессиональным заболеваниям, чем педагоги с меньшим стажем работы. Начиная с 15-ти лет стажа, сельские и городские педагоги уже имеют хронические заболевания разных систем организма.На наш взгляд, необходимо введение в систему педагогической вузовской подготовки программ, включающих предметы, знакомящие студентов с возможными патологиями органов и систем органов человеческого организма, обусловленных педагогической деятельностью с целью определения основных направлений профилактики профессиональных заболеваний, а также, приучающих будущих педагогов заботиться о своем здоровье.Главной задачей психогигиены и психопрофилактики в труде учителя является нормализация морально-психологического климата в коллективе, межличностных отношениях, нейтрализация факторов повышения психоэмоционального напряжения.

Весьма полезно учителю овладеть техникой аутогенной тренировки, которая является высоко эффективным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.

Рис. 1. Результаты анкеты «Шкала профессионального стресса».Рис. 2. Результаты анкеты «Психологическое здоровье учителя».Рис.

3. Результаты анкеты «Ваше здоровье».Библиографический список:1. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.

– Ленинград: изд-во Ленинградского университета, 1967.2. Раченко И.П. НОТ учителя: книга для учителя.

– 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Просвещение, 1989.3. Рубинштейн М.М.

Проблема учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: издательский центр «Академия», 2004.4.

Учителю о педагогической технике/ под ред.

Л.И. Рувинского. – М.: Педагогика, 1987.

Мой сайт

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека.

Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью.

Их делят на 4 группы:

  1. химические,
  2. физические,
  3. биологические.
  4. психофизические,

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.Выделяют еще опасный производственный фактор, он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест.

По условиям труда выделяютследующие классы:Таблица 1Классификация условий труда постепени вредности и опасности№Наименование классаРиск для здоровья1ОптимальныйУсловия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.2ДопустимыйФакторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.3ВредныйВредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.3.1Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.3.2Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.3.3; 3.4Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.4ОпасныйВ течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.Из лекции Вы узнаете:

  1. какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
  2. к какому классу относится труд педагога
  3. каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде.

Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см.

модуль 10, санитарно-гигиенический режим).Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).Таблица 2Профвредности в труде учителяПсихофизиологические(связаны с профессом труда)Средовые (внутришкольная среда)1. Нервно-психическое напряжение2.

Напряжение голосовых связок3. Гиподинамия4. Нерациональный режим труда и отдыха5. «Детская среда»1. Неблагоприятный микроклимат2.

Нерациональное освещение3. Проникающий шум4. Радиочастотное излучение5. Летучие химические вещества6.

Пыль сложного состава7. Аэроионы8.

Бактерии9. Вирусы10. Паразиты, в т.ч. микропаразитыСредовые факторыУчитель может испытывать действие как охлаждающего, так и нагревающего микроклимата, недостаточной освещенности, проникающего шума, загрязненного воздуха, пыли, содержащей мел, минеральные и органические примеси.Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.Интеллектуальная нагрузка связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда.

Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде.

Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи, что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.Если по физическому напряжению труд педагога легкий (класс 1-2), то по напряженности он относится к третьему (вредному для здоровья классу) – 3.1-3.2.Возможные неблагоприятные последствия – чувство тревоги, невротические состояния, неврозы.Горловые нагрузкиБольшое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов, увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания.

При хроническом ларингите появляется:

  1. ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.
  2. хрипота,
  3. быстрая утомляемость голоса,

Спутник любого умственного труда – гиподинамия, которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.

Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда.К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками.

Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.В характере учителя со временем появляется авторитарность, нетерпимость к чужому мнению, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс, вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами.

Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.Профилактикой подобных неврозов является «умение жить среди людей», т.е.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+