Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Как отразить в учете квитанцию за такси

Как отразить в учете квитанцию за такси

Расходы на такси: когда и как их можно учесть при ОСНО и УСН


11 сентября 2021 11 сентября 2021 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям Дорожающее топливо, платные парковки, видеокамеры и высокий транспортный налог приводят к тому, что все большее число организаций и предпринимателей отказываются от собственных автомобилей, предпочитая брать их в краткосрочную аренду (каршеринг), либо вовсе пользоваться такси. При этом услуги такси в последнее время стали доступнее как в финансовом плане, так и в организационном. Теперь для того, чтобы заказать машину, достаточно установить мобильное приложение на телефон и нажать пару кнопок.

Но как быть с учетом расходов на оплату услуг такси? В каких случаях и как именно можно списать такие расходы?

Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Все многообразие ситуаций, когда работники обращаются к службам такси, можно условно разделить на три группы.

Первая, пожалуй, самая традиционная — это использование такси командированными сотрудниками. При этом зачастую машина берется не только для проезда к аэропорту или вокзалу и обратно, но и для поездок непосредственно в месте командировки. Вторая группа — это использование такси в качестве повседневного транспорта для служебных поездок сотрудников.

Например, менеджеров — к клиентам, руководителей — на переговоры и деловые встречи, бухгалтеров — в контролирующие органы и т.д. И, наконец, третья, наиболее редкая, но тоже встречающаяся на практике группа — это использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно теми работниками, которым положена оплата данных расходов (т.е.

работниками, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Остановимся на каждой из указанных групп подробнее. Как известно, затраты на командировки можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. НК РФ). При этом установлено, что в состав данных затрат включаются расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Каких-либо ограничений по учету расходов на такси для проезда командированного работника Налоговый кодекс не содержит. Следовательно, оплата такси, которым работник воспользовался для проезда на вокзал или в аэропорт, либо обратно (как в пункте отправления, так и в пункте назначения), является частью расходов на проезд к месту командировки и обратно.

А значит, если затраты на такси экономически обоснованы и подтверждены документами, их можно учесть в составе командировочных расходов (письмо Минфина России ; см. «»). Несколько сложнее обстоит ситуация с расходами на такси, которое работник берет для поездок в месте командировки.

Подпункт 12 пункта 1 статьи НК РФ не относит такие расходы к числу командировочных.

Но при этом сам перечень расходов, приведенный в данной норме, является открытым (при перечислении расходов использован оборот «в частности»).

А на основании статьи Трудового кодекса РФвозмещению подлежат любые расходы, которые работник произвел во время командировки с согласия или ведома работодателя. Таким образом, согласованные с работодателем расходы на такси, которые работник понес во время командировки, должны быть ему компенсированы. В целях применения ТК РФ это будут именно расходы, связанные с командировкой.

И нет никаких оснований менять эту квалификацию для целей налогообложения. Следовательно, расходы на такси, понесенные работником в месте командировки и возмещенные работодателем, можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи НК РФ, несмотря на то, что в данной норме они прямо не названы.

Следовательно, расходы на такси, понесенные работником в месте командировки и возмещенные работодателем, можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи НК РФ, несмотря на то, что в данной норме они прямо не названы.

Этот вывод подтверждается письмом Минфина России (см.

«»). В нем как раз был рассмотрен вопрос учета расходов на такси, которым работник воспользовался в месте командировки. По мнению авторов этого письма, такие затраты учитываются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи НК РФ при условии их документальной подтвержденности.

Завершая рассмотрение этого блока ситуаций, заметим, что компании на общей системе налогообложения могут учесть расходы на такси в месте командировки также на основании подпункта 49 пункта 1 статьи НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Такое право им дает пункт 4 статьи НК РФ. Согласно этой норме, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе какой именно группы он учтет такие затраты.

А вот у плательщиков единого налога по УСН подобной возможности для маневра нет, так как перечень расходов, учитываемых «упрощенщиками» при определении объекта налогообложения, является закрытым (п. 1 ст. НК РФ). Командировочные расходы списываются на основании подпункта 13 пункта 1 статьи НК РФ.

Иного основания для учета таких расходов в налоговой базе по УСН подобрать не удастся.

В любом случае и компаниям на УСН, и тем, кто применяет ОСНО, можно рекомендовать включить положение о порядке учета данных расходов в учетную политику для целей налогообложения.

Следующий блок ситуаций, когда перед организацией возникает вопрос об учете расходов на такси, — это использование данного вида транспорта для служебных поездок работников.

Здесь на помощь придут разъяснения Минфина России, приведенные в письме . В нем сказано, что организации могут использовать такси в качестве служебного транспорта. В этом случае затраты, связанные с перевозкой работников в корпоративных целях службами такси, можно учесть на основании подпункта 11 пункта 1 статьи НК РФ как расходы на содержание служебного транспорта (конечно, при выполнении требований статьи НК РФ).

Плательщики единого налога по УСН также могут списать затраты на перевозку работников на такси, поскольку расходы на содержание служебного транспорта включены в перечень, предусмотренный пунктом 1 статьи НК РФ. Данные затраты «пройдут» на основании подпункта 12 пункта 1 статьи НК РФ.

Вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет организация, мы рекомендуем документально зафиксировать тот факт, что в качестве служебного транспорта используется такси. Это можно сделать соответствующим распорядительным документом организации (приказом или распоряжением руководителя). В нем также следует прописать порядок действия работников, которым необходимо осуществить поездку (заявка, согласование, визирование и т.п.).

Есть и второй вариант учета данных затрат. Согласно пункту 25 статьи НК РФ, в расходы на оплату труда включаются любые виды расходов, произведенных в пользу работника, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

В то же время, в пункте 26 статьи НК РФ сказано, сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.

Однако это правило не действует в отношении сумм, которые включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Однако это правило не действует в отношении сумм, которые включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России , при расчете налога на прибыль организации вправе учесть расходы, связанные с перевозкой работников службами такси. Но при соблюдении следующих условий: данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (См. «»). Таким образом, организация вправе учесть затраты на услуги такси в составе расходов на оплату труда (подп.

25 ст. НК РФ), если выполняются указанные выше условия.

В частности, если организация расположена далеко от остановок общественного транспорта или имеются иные технологические особенности производства, в силу которых работники пользуются услугами такси для служебных поездок, а оплата указанных расходов предусмотрена трудовыми договорами. Поскольку правила статьи НК РФ действуют и при определении объекта налогообложения по УСН, все вышесказанное актуально и для налогоплательщиков, применяющих этот спецрежим (подп.

6 п. 1 и п. 2 ст. НК РФ) Но при таком подходе к учету рассматриваемых затрат надо быть готовыми к возможным претензиям налоговиков в части начисления НДФЛ и страховых взносов. Поэтому мы рекомендуем учитывать затраты на такси для служебных поездок по первому варианту, то есть как расходы на содержание служебного транспорта.

При таком способе учета направленность затрат на интересы организации, а не физлиц, очевидна, что снимает вопросы и по НДФЛ, и по страховым взносам.

И, наконец, заключительная ситуация: использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как быть с расходами на такси в этом случае?

Напомним, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Такая возможность установлена статьей ТК РФ.

и статьей 33 Закона РФ

«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

.

При этом согласно статьей ТК РФ., организации, финансируемые из бюджета, оплачивают работникам стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси). То есть в данном случае запрет на использование такси установлен на уровне закона. «Северные» организации, не финансируемые из бюджета, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно.

Такое решение нужно закрепить в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения первичных профсоюзных организаций, и (или) трудовых договорах (ч. 8 ст. ТК РФ.). И в этом случае закон не запрещает работодателям оплачивать услуги такси.

А значит, такие организации вправе предусмотреть в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре порядок компенсации расходов работников на проезд к месту проведения отпуска и обратно при использовании различных видов транспорта, в том числе такси. Теперь обратимся к положениям Налогового кодекса. Если организация не финансируется из бюджета, то затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников «северных» организаций) учитываются в составе расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном работодателем.

Об этом сказано в пункте 7 статьи НК РФ. Как видим, данная статья не содержит положений, запрещающих «северным» организациям учитывать расходы на такси для проезда работников в отпуск и обратно.

Таким образом, коммерческие организации могут списать указанные расходы.

Отметим, что такое право есть не только у тех, кто находится на ОСНО, так и у тех, кто применяет УСН, так как в последнем случае расходы на оплату труда также учитываются по правилам статьи НК РФ (п. 2 ст. НК РФ). Но тут надо помнить, что положения статьи НК РФ применяются с учетом положения статьи НК РФ об экономической обоснованности расходов.

Поэтому отнести затраты на оплату проезда в отпуск на такси в расходную часть налоговой базы можно только при условии экономической обоснованности таких затрат.

Это правило актуально как для общей системы налогообложения, так и для УСН, поскольку положения статьи НК РФ распространяются и на «упрощенщиков» (п. 2 ст. НК РФ). Отдельно остановимся на вопросе документального подтверждения затрат на такси.

Широкое распространение онлайн-сервисов по заказу такси привело к тому, что далеко не в каждой поездке пассажир получает соответствующий подтверждающий документ.

И если в ситуациях, когда такси используется «для себя», отсутствие такого документа не имеет существенного значения, то в случае служебной поездки учесть ее стоимость при налогообложении без подтверждающего документа не получится ни в одном из вышеописанных случаев. Ведь по правилам пункта 1 статьи НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Эти положения актуальны для любых видов расходов и, как уже упоминалось, должны применяться также плательщиками единого налога по УСН (п. 2 ст. НК РФ). Документы, подтверждающие оказание услуг такси, должны быть оформлены в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв.

постановлением Правительства РФ ). Согласно пункту 111 этих Правил, перевозка в такси оформляется кассовым чеком или квитанцией в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать следующие данные: — наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси; — наименование фрахтовщика; — дату выдачи квитанции на оплату; — стоимость пользования легковым такси; — ФИО и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В квитанции на оплату такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия перевозки пассажиров и багажа.

Таким образом, учесть расходы на такси без кассового чека или квитанции, оформленной в указанном выше порядке, не получится. Заменить их какими-то другими документами (распечатками с сайта или мобильного приложения, банковскими выписками и т.п.) нельзя, поскольку законодательством это не предусмотрено.

Соответственно, налогоплательщикам нужно быть крайне осторожными при заказе такси через онлайн-сервисы. Следует заранее уточнить, что вам понадобится документ, подтверждающий оплату поездки.

Либо организация может заключить договор с таксопарком, на основании которого ей будут подаваться машины. В договоре нужно предусмотреть обязательную выдачу водителем кассового чека или квитанции. Работник, который воспользуется услугами такого такси, должен будет получить от водителя необходимый подтверждающий документ.

Работник, который воспользуется услугами такого такси, должен будет получить от водителя необходимый подтверждающий документ. Рекомендуем разъяснить работникам, что без правильно оформленных подтверждающих документов компания не сможет возместить им соответствующие расходы.

При этом в локальном акте организации, регламентирующем порядок использования работниками такси, нужно зафиксировать, какие именно документы должен представить сотрудник, претендующий на компенсацию расходов на такси.

41 011 41 011 41 011 41 011

  • Можно, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
  • Можно, в составе расходов на содержание служебного транспорта.
  • Не может, так как данные затраты не являются командировочными.
  • Можно, если компания применяет ОСНО.
  • Во время командировки юрист компании с согласия работодателя пользовался услугами такси для проезда из гостиницы в здание суда и обратно. Организация возместила ему соответствующие затраты. Может ли она учесть эти расходы при налогообложении?
    • Может.
    • Может, если применяет ОСНО.
    • Не может, так как данные затраты компенсируются за счет суточных.
    • Не может, так как данные затраты не являются командировочными.
  • Не может, так как данные затраты компенсируются за счет суточных.

  • Нельзя.
  • Для поездки на переговоры работник воспользовался услугами такси.

    В качестве документов, подтверждающих оплату, он представил выписку банка по карте за этот день, где была указана сумма, списанная за услуги такси, а также распечатку с сайта заказа такси о маршруте поездки (маршрут прорисован на карте). Также в этой распечатке были указаны следующие данные: дата и время поездки; наименование фирмы, оказавшей услугу; имя заказчика; тариф поездки; последние 4 цифры банковской карты, с которой оплачивались услуги.

    Можно ли учесть расходы на такси на основании указанных документов?

    • Можно.
    • Можно, если компания применяет ОСНО.
    • Можно, если такой порядок использования такси закреплен в локальном акте организации.
    • Нельзя.
  • Может.

  • Можно, но только для поездок руководителя организации.
  • Можно.
  • Нельзя.
  • Может, если применяет ОСНО.

  • Можно, если такой порядок использования такси закреплен в локальном акте организации.

  • Организация на УСН (объект налогообложения «доходы минус расходы») решила отказаться от корпоративного парка автомобилей, а для служебных поездок работников использовать такси. Можно ли учесть расходы на такси при определении объекта налогообложения по УСН?
    • Можно, в составе расходов на содержание служебного транспорта.
    • Можно, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
    • Можно, но только для поездок руководителя организации.
    • Нельзя.

Популярное за неделю16 72814 907223 71520 32987 557

Как заполнить квитанцию такси для бухгалтерии

/ / 13.02.2020, Квитанция такси — это документ, подтверждающий факт оплаты за поездку.

Бланк может пригодиться работнику для подтверждения своих затрат на выполнение трудовых обязанностей.Довольно часто сотрудники вынуждены пользоваться услугами таксистов для исполнения служебного задания.

Конечно, никто не желает тратить собственные деньги, и работник вправе потребовать с работодателя возместить эти транспортные расходы.

Но затраты на услуги таксистов должны быть оправданны и подтверждены документально. В противном случае наниматель не сможет принять расходы к учету, а следовательно, и возместить их.Чтобы подтвердить оплату поездки, придется сдать в бухгалтерию кассовый чек или специальный квиток.

Например, квитанция Яндекс.Такси или иной службы перевозок пассажиров.Основная проблема — это отсутствие бумаг у самого таксиста – часто по вызову приезжают «вольнонаемные» граждане, которые работают на себя, хоть и под логотипом крупной компании. Такие водители зачастую слабо понимают русскую речь, что уж говорить о бланках строгой отчетности или кассовых чеках (ордерах).Отчаиваться не стоит. Обычно в любом городе или ином населенном пункте функционирует не одна служба заказа такси.

Работнику следует самостоятельно выяснить, какая из служб готова предоставить правильные чеки. Выясните заранее, какое такси — с квитанцией.

Москва, например, готова предложить десятки разных вариантов.

Каждая из фирм работает официально и готова подтвердить оплату поездки документально.Совет.

В момент формирования заявки на машину уточните у оператора, готов ли водитель предоставить вам подтверждающий документ. Это может быть не только квитанция или кассовый чек, но и специальный бланк строгой отчетности. Как должны выглядеть эти документы, мы сейчас расскажем.Когда машина подана, спросите водителя еще раз, готов ли он выдать вам документ.

Если таксист отказывается, то следует напомнить ему о положениях федерального законодательства – о законе № 54 от 22.05.2003 и о правилах перевозки пассажиров № 112 от 14.02.2009.Согласно этим нормам, водители обязаны выдавать квитки, ордера и квитанции, подтверждающие факт оплаты поездки. В противном случае в отношении нарушителей предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП:

  1. на юридических лиц — штраф от 75 до 100 % от принятой суммы без квитка, но не менее 30 000 рублей.
  2. на должностных лиц и ИП — штраф от 25 до 50 % от суммы, принятой без чеков, но не менее 10 000 рублей;

Эти правила применимы только в отношении официальных перевозчиков.

С водителя, работающего на себя, стребовать подтверждающие документы довольно проблематично.Получив на руки квиток, не торопитесь радоваться.

Бумага должна соответствовать определенным требованиям, содержать обязательные . В противном случае бланк не примут в бухгалтерии.

То есть возврата ваших расходов не видать.Подробно разберемся как заполнить квитанцию такси правильно.

Обратите внимание на обязательные реквизиты:

  • Ф.И.О. водителя либо иного ответственного лица, который осуществил расчет.
  • Полное наименование компании либо индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки. Все или фирмы, то есть ИНН, КПП, адрес места нахождения, контактные телефоны.
  • Цена единицы оказанной услуги, например, цена за один километр, общая стоимость поездки.
  • Дата оказания услуг, то есть дата совершения поездки, дата и время выдачи бланка.

Для бланков строгой отчетности обязательными являются серия и номер документа.

Бланк – всегда отпечатан типографским способом, а компания-перевозчик обязана вести их учет.При оплате услуг перевозчика онлайн, например, через интернет-банкинг или электронные деньги, формируется соответствующий документ, которой вполне достаточно для подтверждения расходов в бухгалтерии. Но онлайн-расчеты поддерживают далеко не все компании-перевозчики.Вот, как должен выглядеть образец заполнения квитанции такси, которую вы приносите в бухгалтерию:ВАЖНО!

Но онлайн-расчеты поддерживают далеко не все компании-перевозчики.Вот, как должен выглядеть образец заполнения квитанции такси, которую вы приносите в бухгалтерию:ВАЖНО! Проверьте бланк сразу при получении. Если в нем отсутствуют обязательные реквизиты, то потребуйте заменить квиток либо внести необходимую информацию при вас.

Законы все время меняются, но Сашка Букашка поддерживает статью в актуальном состоянии.Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить важное: Популярные материалы:13.02.202013.02.202012.02.2021

Учет расходов на оплату услуг такси

Важное 19 декабря 2017 г. 12:39 Автор: Герасимова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «» Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, работники (официанты, повар, администратор) уезжают домой на такси, услуги которого оплачивает организация по договору, заключенному с транспортной компанией.

Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли организаций расходы на оплату услуг такси? Возникают ли у работников в описанной ситуации доходы, подлежащие обложению НДФЛ? Надо ли с сумм оплаты услуг такси начислять ?

Согласно НК РФ плательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в НК РФ) при условии, что эти расходы являются обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными и произведены в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В понимании того, какие затраты являются обоснованными, помогают списки налоговых расходов, приведенные в гл. 25 НК РФ, в том числе в НК РФ. На основании НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

В связи с этим финансисты разрешают в ситуации использования в качестве служебного транспорта услуг такси учитывать при определении базы по налогу на прибыль затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, при выполнении требований НК РФ (Письмо от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839). Поездки в служебных целях – это, например, поездки на встречи с клиентами, на базу за продуктами, с целью сдачи отчетности, а вот поездка работника домой в качестве служебной квалифицировать сложно, поэтому учитывать расходы на оплату услуг такси в рассматриваемой ситуации на основании НК РФ не стоит. Более того, НК РФ установлен запрет на включение в состав налоговых расходов затрат на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.

Но из этого общего правила есть два исключения:

  1. когда расходы на оплату проезда включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;
  2. когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С учетом этой нормы финансисты делают такой вывод (см. Письмо от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181): Организация вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, оплату услуг такси по доставке работников домой вполне можно признать производственной необходимостью.

Так, в деле № А59-3144/2010 общество смогло обосновать расходы на оплату услуг такси, в том числе таким пояснением: Использование транспортных услуг такси обусловлено отсутствием маршрутов регулярного транспорта, безопасностью сотрудников, необходимостью прибытия на рабочее место в срочном порядке либо убытия с рабочего места в поздние часы. В качестве документального подтверждения общество представило договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров (сотрудников), акты выполненных работ, счета-фактуры, выставленные перевозчиками, регистры бухгалтерского учета. Налоговая инспекция сочла наличие этих документов недостаточным, так как они не содержат информацию о дате, времени, Ф.

И. О пассажира, маршруте и стоимости поездки. В свою очередь, общество сообщило, что исполнители представляли соответствующие детальные ведомости, которые проверялись на предмет соответствия договору и лиц, имеющих право пользоваться услугами такси, после чего подписывались акты об оказанных услугах. В целях бухгалтерского и налогового учета обществом обеспечивалась сохранность только актов об оказанных услугах.

Суд посчитал обоснованным довод общества о том, что требуемая налоговым органом детализация акта как первичного учетного документа законодательством о налогах и сборах не установлена.

Предусмотренные договорами детальные отчеты об оказании услуг составляются для целей гражданско-правового характера, осуществления расчетов между сторонами договора, проверки качества и объема выполненных работ.

Итоговый вывод: спорные расходы понесены обществом в связи с производственной деятельностью, поэтому являются экономически обоснованными, и подтверждены документально (Постановление ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011). К сведению: московские налоговики, исходя из того, что в НК РФ речь идет о проезде транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, настаивали в свое время на таком подходе. Оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли (независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре) (Письмо от 27.06.2008 № 20-12/060976).

Документально подтвердить и экономически обосновать затраты на оплату услуг такси смогло и общество в деле № А13-6206/2012. При исполнении договоров на оказание транспортных услуг сторонами составлялись акты приемки услуг, в которых фиксировались оказанные транспортные услуги за месяц.

Рекомендуем прочесть:  Какая категория прав на скутер

Обществом также представлены квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя. Кроме того, обществом принято положение об использовании корпоративного личного автотранспорта, услуг транспортных компаний и политике использования корпоративного и личного транспорта в производственных целях. В нем предусмотрено оказание услуг по перевозке работников общества транспортными компаниями как в служебных целях, так и по маршруту город – производственная площадка – город (в связи с отдаленностью завода от маршрута общественного транспорта).

Согласно положению, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляет работнику автотранспорт (такси «Шансон» и «Такси-Сервис») для поездок на работу и домой.

При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию.

Каждый работник, которому не компенсируются транспортные расходы, получает 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы. Судьи выяснили, что доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения общества. Следовательно, обществом выполнены требования НК РФ, в связи с чем оно правомерно включило в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 № Ф07-8924/2013).

Если оплата услуг такси по доставке работников домой является производственной необходимостью, объекта обложения НДФЛ не возникает, так как у сотрудников не образуется экономическая выгода. Согласен с этим и Минфин: при использовании сотрудниками организации арендованных автомобилей или такси для служебных поездок налогооблагаемого дохода у них не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков – физических лиц (Письмо от 14.05.2010 № 03-04-06/1-97). Но предупреждает: в организации должны быть документы, подтверждающие использование сотрудниками арендованных автомобилей или такси в служебных целях, их отсутствие может привести к возникновению у таких лиц экономической выгоды в той мере, в какой ее можно оценить.

Полученный в этом случае доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или такси, используемых сотрудниками в личных целях, подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном НК РФ (Письмо от 20.03.2017 № 03-04-06/15815). К сведению: согласно НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Ситуация, когда посчитала, что у работников возникли облагаемые НДФЛ доходы в натуральной форме в виде оказанных им услуг такси за проезд до места работы и обратно, была рассмотрена судьями в деле № А60-42437/2009-С6. Расчет доначисления НДФЛ налоговики осуществили на основании представленного обществом списка работников, пользовавшихся услугами такси, и отработанного работниками времени помесячно по табелям учета рабочего времени. Арбитры же решили, что предложенный налоговой инспекцией расчет является необоснованным, поскольку произведен на основании приблизительного списка сотрудников, пользовавшихся услугами такси, не учитывает, какое количество дней и на какое расстояние осуществлялась перевозка того или иного сотрудника, то есть на основании неполной и приблизительной информации.

При таких обстоятельствах решение в части доначисления НДФЛ в оспариваемой сумме было признано недействительным (Постановление ФАС УО от 18.06.2010 № Ф09-4486/10-С2). Согласно НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Как указано выше, оплата услуг такси производится в пользу организации, а не ее работников, поэтому объект обложения страховыми взносами не возникает.

Такой же подход продемонстрирован в Постановлении ФАС УО от 19.11.2013 № Ф09-10055/13 по делу № А76-25208/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 19.03.2014 № ВАС-2662/14. Общество производило оплату услуг такси на основании договора на оказание услуг по перевозке сотрудников по платежным поручениям и мемориальным ордерам, актов оказанных услуг, счетов-фактур, реестра заказов такси и отчетов по поездкам с указанием маршрута движения. Данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией обществу, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены.

Поэтому спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. * * * Расходы на оплату услуг такси на основании договора, заключенного с транспортной компанией, можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что эти расходы являются основанными (если оплата услуг такси по доставке работников домой после работы – производственная необходимость) и документально подтвержденными.

Оказание транспортных услуг в интересах организации означает, что у работников не возникает облагаемого НДФЛ дохода в виде оплаты услуг такси. Кроме того, с этих сумм не нужно начислять страховые взносы.

Учет расходов на использование сотрудником такси во время командировки для целей налогообложения

Важное 20 октября 2016 г. 11:36 ИА «» Сотрудник организации (г.

Москва) направлен в командировку по территории РФ. Во время командировки он пользовался услугами такси, чтобы добраться из аэропорта до гостиницы и обратно. За пользование услугами такси выдана квитанция, в которой указаны номер, серия, дата выполнения заказа, маршрут следования, сумма, стоят подпись кассира и печать, отсутствует.

В организации есть положение о командировках, согласно которому работнику возмещаются расходы на проезд в аэропорт (из аэропорта) или на вокзал (с вокзала) в местах отправления, назначения или пересадок, в том числе на такси, на провоз багажа. Может ли организация принять квитанции за услуги такси во время командировки в качестве первичных документов?

Может ли организация уменьшить расходы по налогу на прибыль на услуги такси согласно квитанции, если кассовый чек отсутствует? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В целях налогообложения прибыли организаций квитанция в форме бланка строгой отчетности с необходимыми реквизитами является документальным подтверждением расходов работника на такси от аэропорта до гостиницы и обратно.

При исчислении НДФЛ указанный документ является также основанием для исключения стоимости услуг такси из налогооблагаемой базы. Обоснование вывода: Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( ТК РФ, письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-07/24654). ТК РФ предоставляет работодателям (за некоторыми исключениями, предусмотренными частями второй и третьей ТК РФ) право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения дополнительных расходов, связанных с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы.

Расходы на командировки, в том числе стоимость проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией ( НК РФ).

При этом для целей главы 25 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком ( НК РФ). Следовательно, уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси возможно только при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности (смотрите, например, письма Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162, УФНС России по г.

Москве от 11.11.2011 N 16-15/109748@, от 29.11.2010 N 20-15/124949). Согласно НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с НК РФ расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Датой осуществления расходов признается дата утверждения авансового отчета ( НК РФ).

То есть расходы на командировки учитываются на основании утвержденного в установленном порядке авансового отчета и иных документов, свидетельствующих о фактически осуществленных затратах и подтверждающих фактический срок пребывания работника в служебной командировке, оформленных в соответствии с критериями НК РФ. В силу НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 5.1 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359

«О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

установлено, что документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее — Правила). При этом согласно п. 111 Правил фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси (далее — квитанция).

Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в приложении N 5 к Правилам, а именно:

  1. фамилию, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
  2. наименование фрахтовщика;
  3. дату выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
  4. стоимость пользования легковым такси;
  5. наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Отказ от выдачи подтверждающих оказанную услугу документов влечет административную ответственность, установленную КоАП РФ.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли документальным подтверждением расходов на оплату услуг такси является кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности с реквизитами, предусмотренными в приложении N 5 к Правилам (письма Минфина России от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 N 03-03-06/1/22223, от 04.10.2011 N 03-03-06/1/621, УФНС России по г. Москве от 06.08.2009 N 16-15/080978).

То есть, если предъявленный сотрудником документ соответствует вышеуказанным критериям, расходы по оплате такси могут быть учтены при налогообложении прибыли. На основании абзаца 12 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Учитывая, что в НК РФ не содержится ограничений в отношении видов средств транспорта, используемых работником для проезда в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, суммы оплаты организацией проезда работника на такси от аэропорта до гостиницы и обратно, в том числе в транзитном городе по пути следования в служебную командировку, являясь возмещением командировочных расходов работника, не подлежат обложению НДФЛ (письма Минфина России от 27.11.2013 N 03-04-05/51373, от 25.04.2012 N 03-04-05/9-549, от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/15, УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 28-11/121388.1).

Аналогичную позицию поддерживают судебные инстанции (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2008 N А05-2964/2008 (определением ВАС РФ от 15.04.2009 N ВАС-4283/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Таким образом, если приложенные подотчетным лицом квитанции такси соответствуют указанным в предыдущем разделе требованиям, то такие квитанции являются документами, подтверждающими целевое расходование средств на проезд в целях применения НК РФ.

Если же указанным требованиям эти квитанции не соответствуют, то принятие их в качестве документального подтверждения понесенных сотрудником затрат влечет за собой существенные налоговые риски, в том числе в части неначисления НДФЛ по НК РФ. Рекомендуем ознакомиться с материалами: — Энциклопедия решений.

Учет расходов на командировки по территории РФ; — Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга профессиональный Молчанов Валерий Ответ прошел контроль качества 14 сентября 2016 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+