Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Как должен быть построен усет в общепите

Как должен быть построен усет в общепите

Как должен быть построен усет в общепите

Учет в столовой: проводки, особенности, документация, налогобложение


Автор статьи Ольга Евсеева 9 минут на чтение 6 397 просмотров Содержание Оборот документов и бухгалтерский учет в столовых является одним из самых сложных в сфере торговли и услуг. Он содержит большое количество присущих только этой сфере особенностей, с которыми следует разобраться.

В данной статье мы рассмотрим учет в столовой и его особенности. Рекомендуемые формы:

  • Книга учета доброкачественности и наличия на складе обязательных наименований продуктов.
  • Книга приемки готовой продукции.
  • Книга учета лабораторного контроля продукции. Все результаты анализов, испытаний или измерений, их соответствие или отклонение от нормы.
  • Книга контроля над условиями хранения.
  • Книга регистрации происшествий и аварий.

Это документ формы ОП-4 (ОКУД 0330504). С его помощью списывают продукцию со склада в производство.

Он не является самостоятельным документом, а является ответом на требование предоставить товар кухне, составленное бухгалтерским отделом. Накладная является подотчетным документом, поэтому при записях в ней не следует допускать ошибки.

Ее шаблон логичен и понятен для заполнения:

  1. далее, следует вписать в таблицу наименование товара, отпущенное его количество, стоимость единицы товара и итог:
  2. ФИО ответственного лица, которому передается продукция;
  3. номер и дата составления;
  4. обязательно заверение накладной автографами с расшифровками кладовщика, работника кухни, которому был передан товар, зав. производством и директора фирмы.
  5. в конце списка делается итог по количеству продукции, ее стоимости:
  6. номер требования бухгалтерии и точное время передачи товара кухне;
  7. наименование и подразделение компании;

Важно!

К накладной всегда должно быть приложено требование на выдачу продуктов от бухгалтерии. Документ категории ТОРГ-29 необходим для учета движения продукции в хранилище.

Его заполняет материально ответственный работник склада, проверяет и заверяет бухгалтерский отдел. У каждого остается по 1 экземпляру документа.

В бланк отчета записывают:

  1. в расходной зоне в каждой строке упоминают выданную продукцию.
  2. номера и даты документов, фиксирующих принятие и выдачу товаров, общее количество и стоимость последних;
  3. в приходной части указывают остаток товара с предыдущего поступления, а затем новую партию – все это записывается в хронологическом порядке;

Читайте также статью: → “” Бланк категории ОП-16 учитывает количество всей продукции в кладовой в определенный промежуток времени. Документ заполняется кладовщиком между месяцами и при проведении ревизии по информации из товарной книги.

Далее, его проверяет бухгалтер, заверяя верность указанных цифр своей подписью. В ведомости записывается:

  1. должность, ФИО ответственного работника;
  2. подпись и ее расшифровка.
  3. данные в таблице: наименование, единица измерения, учетная цена продукции, затем количественное наличие и выходящая из него сумма стоимости товара в первый и последний день указанного периода;
  4. номер, дата записи, отчетный период;

Бланк формы ОП-1 предназначен для высчитывания стоимости, по которой будет реализовываться та или иная продукция или блюдо. Как видно из названия, цена основывается на технологии калькуляции.

Для расчетов берется общая стоимость продуктов для изготовления сотни подобных блюд. Оттуда берется себестоимость единицы товара. Если компоненты для приготовления блюда в силу каких-то причин были заменены, то в чистые графы карточки заносят измененные сведения и новую стоимость, обязательно записав дату обновления документа.

Своими подписями карточку заверяют заполнивший ее сотрудник, зав.

производством и управляющий организацией. Читайте также статью: → “” Документ контролирует перемещение и сохранность сырья, тары, готовых блюд в стенах организации. Продукты отображаются по учетной стоимости.

Помимо них вносятся сведения о таре, специях.

В «Приход» переносится информация из предыдущей ведомости, а затем упоминаются номера и наименования документации прихода настоящего дня.

В «Расход» – итог продажи продукции посетителям, данные отпуска продукции в дочерние отрасли, накладные, свидетельствующие о возврате тары, продукции на склад. Итоговый остаток – разность этих двух столбцов.

Первый экземпляр ОП-14 остается у заведующего производством, второй – сдается в бухгалтерию для проверки. На ведомости ставит подпись бухгалтер и ответственный сотрудник.

Важно! Если данные расходятся с информацией, что отражена в бухгалтерской книге, в документе отображается решение директора, его виза. Бланк формы ОП-10 составляется ежедневно.

Напротив каждого наименования блюда – количество его реализованных единиц и их общая цена. В графу 14 вписывают общую сумму реализованной продукции, а в 16 – ее себестоимость, после чего она списывается с материально ответственных работников. Если имели место порционные блюда, то их вписывают в отдельную графу.

Если имели место порционные блюда, то их вписывают в отдельную графу.

После заполнения акт отдается для проверки бухгалтеру. Важно! Форма ОП-10 не является самостоятельной, а служит приложением к ОП-14 Акт ОП-11 подобен форме ОП-10, однако он составляется в тех организациях, где не представляется возможным получить данные продажи продукции по наименованию и количеству. Документ заполнятся каждодневно по результатам чеков, накладных, заборных листков, откуда переписывается только стоимость проданных изделий.

Его также следует приложить к ведомости ОП-14. Своими визами акт заверяет кассир, руководитель и ответственный бухгалтер. Документ формы ОП-17 определяет растраты продукции по стандартам той или иной рецептуры на изготовленные блюда за фиксированное время.

Составляется по актам реализации и строго обозначенным нормам в сборнике рецептур.

Расчет формируют в 1 экземпляре, который обязан заверить зав. Производством и бухгалтер. Документ учета может быть представлен как в виде отдельных ведомостей, так и общего журнала. Ведется по приходным и расходным документам, отображает остаток продукции.

В зависимости от вида продукции делится на две формы

  1. поступление (МХ-7) и расход (МХ-8) плодовой и овощной продукции.
  2. поступление (книга МХ-5) и расход (книга МХ-6) продукции и товарно-материальных ценностей;

Форма ОП-19 контролирует столовую посуду и приборы, выдаваемые работникам в подотчетном порядке.

Ее заполняет сотрудник, материально ответственный за это имущество – зам. директор, администратор зала, главный официант. В журнале обязательны подписи работников, получивших посуду и ответственного лица. Первым делом нужно выбрать походящую бухгалтерскую программу учета. В таблице указаны плюсы и минусы самых распространенных приложений: Достоинства Недостатки 1С: Бухгалтерия Поддерживает все виды налогового и бухучета; Универсальна – можно перепрофилировать под любую организацию; Разработана с учетом изменяющегося законодательства РФ; Высокие показатели производительности Нередки случаи, что под запросы организации приложение надо дорабатывать; Затруднения в переносе данных с иной подобной программы; Нужно серьезное обучение пользователя для работы с ней КомТех Наполненный функционал; Готовые шаблоны, согласованные с российским законодательством; Простота в использовании; Удобный интерфейс; Могут использовать как бухгалтеры, так и руководители, кладовщики Требует обязательную установку системы Windows, т.
В таблице указаны плюсы и минусы самых распространенных приложений: Достоинства Недостатки 1С: Бухгалтерия Поддерживает все виды налогового и бухучета; Универсальна – можно перепрофилировать под любую организацию; Разработана с учетом изменяющегося законодательства РФ; Высокие показатели производительности Нередки случаи, что под запросы организации приложение надо дорабатывать; Затруднения в переносе данных с иной подобной программы; Нужно серьезное обучение пользователя для работы с ней КомТех Наполненный функционал; Готовые шаблоны, согласованные с российским законодательством; Простота в использовании; Удобный интерфейс; Могут использовать как бухгалтеры, так и руководители, кладовщики Требует обязательную установку системы Windows, т.

к. является продуктом компании MS Турбо-бухгалтер 6.9 Комплексный учет обращения денежных ценностей, материалов, оборудования, НДС, расчетов с поставщиками; Формирование отчетности, статистики; Учет нескольких филиалов; Работа в локальной сети; Многомерная аналитика; Режим руководителя и бухгалтера Не подстраивается должным образом под специфику предприятия; Низкие показатели оперативности; Нет общих справочников Используется субсчета счета 41:

  • «Товары в розничной торговле» – продукция, не производимая кухней, а приобретенная для перепродажи;
  • «Тара» – наличие и перемещение порожней и занятой тары.
  • «Товары на складах» – движение продукции на складе.

Также имеет место счет 42 «Наценка», если учет продуктов ведется не по стоимости реализации и счет 19.4 «НДС по приобретенной продукции». Пример проводки:

  1. плата за транспортировку – 120 руб. – Дт 76 – Кт 51.
  2. оприходование продукции, без НДС – 2000 руб. – Дт 41.1 – Кт 60;
  3. расходы на транспортировку – 100 руб. – Дт 41.1 – Кт 76;
  4. наценка на продукцию –200 руб. – Дт 41.1 – Кт 42;
  5. НДС на расходы по доставке – 20 руб. – Дт 19.4 – Кт 76;
  6. НДС на приобретенную продукцию – 400 руб. – Дт 19.4 – Кт 60;
  7. плата за товар поставщику – 2400 руб. – Дт 60 – Кт 51;

Все расходы столовой – в счет 44 «Расходы на продажу»: Операция Дебет Кредит Платеж за аренду 44 76 Износ оборудования 44 02 Единый соц.

налог 44 69 Зарплата персонала 44 70 Ремонт своими силами 44 02, 10, 69, 70 Ремонт с привлечением бригады 44 76 НДС на ремонт 19 76 Коммунальные платежи 44 76 НДС по коммунальным платежам 19 76 Списание растрат на тару 44 69, 70, 76 По этой схеме проводится посуда, приборы, скатерти, испорченные продукты:

  1. НДС по приобретенному товару – Дт 18.3 Кт 60;
  2. передача на склад в эксплуатацию – Дт 10.12.2 – Кт 10.12.2
  3. сумма вычета по приобретенному товару – Дт 68.2 Кт 18.3;
  4. поступление на склад – Дт 10.12.1 Кт 60;

Потери и бой посуды:

  1. списание потерь – Дт 44 – Кт 94;
  2. НДС на сумму потерь – Дт 94 – Кт 68.2;
  3. отражения факта боя – Дт 94 – Кт 10.12.2;
  4. отражение суммы боя для уплаты виновным лицом – Дт 73.2 – Кт 94;
  5. удержание суммы из зарплаты виновного – Дт 70 – Кт 73.2.

Списание негодной продукции при наличии виновных:

  1. убыток от порчи – Дт 791 Кт 947;
  2. начисление суммы ущерба – Дт 375 Кт 716;
  3. погашение ущерба – Дт 716 Кт 791.
  4. списание – Дт 375 Кт 072;
  5. получение возмещения – Дт 301 Кт 375;

Списание испорченной продукции при отсутствии виновных:

  1. отражение на забалансовом счете – Дт 072;
  2. налоговый кредит на списанное – Дт 949 Кт 641;
  3. расчеты по потерям сверх нормы – Дт 791 Кт 947.
  4. списание стоимости испорченного товара – Дт 947 Кт 282;

Читайте также статью: → “” НДС – это налог на прибавочную стоимость, которая возникает при реализации продукции, так как приготовленный продукт нет смысла реализовывать по себестоимости без наценки.

Организации общепита облагаются 18% ставкой НДС. Особенности начисления, учета и оплаты этого налога приведены в гл.21 НК РФ.

Что касается столовой, то НДС облагается стоимость продукции по той цене, по которой она была продана посетителю. Цена для клиента увеличивается на величину налога. Для отражения в бухгалтерских книгах НДС используется счет 19 «НДС» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на добавленную стоимость».

Столовые уплачивают и федеральный/региональный 20% налог на прибыль.

Начисляется он на фактическую величину получаемого дохода.

В книге бухгалтера он отображается так – Дт 99 Кт 68.

Важно! От уплаты НДС освобождаются бюджетные столовые образовательных и медицинских организаций при условии, что они реализуют самостоятельно изготовленную продукцию. Это зависит от индивидуальных показателей: уровня доходов и расходов, площади помещения, количества сотрудников. ОСН и УСН будут удобны для столовых с небольшим доходом, а ЕНВД и ПСН – с невысокими физ.

показателями – площадью, числом сотрудников.

Система налогообложения Рекомендации ОСНО Будет выгодно для столовой, поставщики которой уплачивают НДС. Если в штате больше 100 человек, то возможен только этот режим ЕНВД Плюсом является простая налоговая отчетность. Не стоит выбирать для столовой с небольшим доходом.

Для организаций, чья численность свыше 100 человек, режим недоступен.

Кроме того, возможность перейти на ЕНВД зависит от региона – в каждом из них свой список разрешенных (в большинстве есть и общепит) для обложения этим режимом видов деятельности Патент Нет отчетности вообще, необязательно наличие кассового устройства. Режим выбрать могут только ИП с числом работников до 15 человек со схожими с ЕНВД видами деятельности. Неудобный момент – при изменении любого показателя (прибавление в коллективе, расширение площади) нужно получать новый патент УСН Небольшие столовые зачастую выбирают его из-за лояльной налоговой ставки на доходы.

Переход на режим недоступен организациям с коллективом более сотни человек и доходом свыше 80 млн. руб. ежегодно Особенности инвентаризации в общепите:

  1. обязательно присутствие всех сотрудников для их же блага – недостачи коллеги могут списать на отсутствующих;
  2. проводить инвентаризацию целесообразнее тогда, когда на складе остался минимум продукции;
  3. обязательно наличие утвержденных технологических карт на момент события;
  4. при фиксировании подсчета во избежание ошибок желательно максимально подробно описывать имущество.
  5. для проведения инвентаризации можно пригласить стороннего специалиста;
  6. учетная база должна быть в идеальном порядке;
  7. не стоит ее начинать в «часы пик» заведения;
  8. необходимо заранее обговорить в каких мерах веса и объема будут считаться товары;
  9. более чем желательно заранее подготовить пустые бланки форм инвентаризации;

Вопрос №1: Я – ИП, владелец небольшой столовой возле студенческого общежития. Снимаю помещение бывшей закусочной.

Какой налоговый режим мне выбрать, если в бухгалтерии я совершенно не разбираюсь? Если число работников менее 15 человек, вы можете выбрать патентное налогообложение – без бух. отчетности. Однако общепит должен быть разрешен для «патента» в вашем регионе.

Вопрос №2: Столовая при предприятии может быть освобождена от уплаты НДС? Нет, льгота действует только для бюджетных столовых при медицинских и образовательных организациях.

Вопрос №3: Может ли повар выполнить расчет контрольного расчета расходов? Нет, это привилегия бухгалтера.

Вопрос №4: Может ли журнал учета посуды вести бухгалтер?

Целесообразнее вести документ сотруднику, ответственному за данное имущество.

Поделитесь статьей

(нет голосов, будьте первым)

Загрузка. Обсуждения

  1. Я работаю в столовой открытого типа с разнообразным меню и свободным выбором блюд . Количество питающихся всегда разное . Бухгалтер заставляет меня делать количественный учёт . Я не согласна и привожу доводы , что количественный учёт в предприятиях закрытого типа (садик , лагерь , санаторий ) т е там где известно кол питающихся и комплексное меню . А в столовых открытого типа учёт суммарный . Помогите мне ссылками на какие либо нормативные документы

Рекомендуем похожие статьи Горячее Запишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников 29 авторских уроков Поле не заполненоПолучить сейчас!

Более 45 000 подписчиков Полезно знать Льготы по налогу на прибыль организаций: федеральные и региональные льготы для предприятий разной формы. Льготы по налогу на прибыль организаций: медицинских и образовательных, учреждений культуры, социальных организаций. Налоговые льготы для инновационных предприятий.
Налоговые льготы для инновационных предприятий.

Льготы для предприятий, работающих в местностях, пострадавших от радиации Наши книги

Учет продукции общественного питания столовой бюджетного учреждения

04 августа 2016 г. 12:37 Автор: М. Зарипова Журнал «» № 8/2016 В статье рассмотрены вопросы, связанные с выпуском готовых блюд и их реализацией в бюджетном учреждении.

В частности, освещены особенности: – калькулирования стоимости готовых блюд; – применения наценки при расчете цены готовой продукции, выпускаемой в столовой образовательного учреждения; – отражения на счетах бухгалтерского учета операций по формированию стоимости готовой продукции и ее реализации.

Многие бюджетные учреждения имеют в своем составе структурные подразделения – столовые, в которых организуется изготовление готовых блюд для питания сотрудников и студентов (учащихся). Предоставление питания осуществляется за плату, при этом размер наценки регулируется нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

В статье мы рассмотрим вопросы, связанные с выпуском готовых блюд и их реализацией в бюджетном учреждении. Продукция столовых общественного питания, реализуемая за плату, в целях бухгалтерского учета является готовой продукций и учитывается на счете 0 105 37 000

«Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения»

(п. 121 Инструкции № 157н). Рассмотрим особенности учета и реализации готовой продукции.

Особенности учета готовой продукции приведены в п. 38 – 48 Инструкции № 174н. Одной из таких особенностей является то, что принятие к учету готовой продукции осуществляется по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату ее выпуска.

Выбытие готовой продукции при ее отпуске заказчику отражается также по плановой (нормативно-плановой) себестоимости. Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 174н Принята к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости 2 105 37 340 2 109 60 200 Пункт 39 Списана с учета готовая продукция при отпуске ее заказчику по плановой (нормативно-плановой) себестоимости 2 401 10 130 2 105 37 440 Пункт 42 На практике часто возникает вопрос: как определяется нормативно-плановая себестоимость готовых блюд общественного питания?

Разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Минфина РФ от 22.04.2016 № 02-07-05/23495 (далее – Письмо № 02-07-05/23495). В нем чиновники финансового ведомства отметили следующее.

Особенность ценообразования в общественном питании заключается в том, что себестоимость каждой единицы выпускаемой продукции (блюда) не определяется. Однако для каждого изделия собственного производства рассчитывается цена реализации.

Цены реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в сборниках рецептур норм закладки сырья. Рекомендуемые сборники приведены в письмах Минторга РФ от 07.06.1999 № 21-9/410, Роскомторга от 15.07.1996 № 1-806/32-9. Среди них:

  1. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России издания 1992 года;
  2. Сборник «Торты, пирожные, кексы, рулеты» издания 1978 года.
  3. Сборник рецептур блюд диетического питания издания 1988 года;
  4. Сборник технологических нормативов издания 1994 – 1997 годов;
  5. Сборник рецептур мучных кондитерских и хлебобулочных изделий издания 1986 года;

Кроме того, бюджетные учреждения могут использовать аналогичные сборники, выпущенные позднее, или изготавливать новые и фирменные изделия только в случаях разработки стандартов предприятий (СТП), технических условий (ТУ) и технико-технологических карт (ТТК) на них.

При разработке технико-технологических карт и стандартов предприятий (СТП) организациям общественного питания следует руководствоваться Разъяснениями МВЭС РФ от 12.07.1997 (Временный порядок разработки и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия и Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий). Как отмечают специалисты Минфина (Письмо № 02-07-05/23495), с учетом того, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, определенная калькуляционным способом цена реализации изделия собственного производства является нормативно-плановой себестоимостью.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

.

Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (ф. ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (ф.

ОП-2). Рассмотрим пример калькуляции готового блюда.

В меню столовой запланировано приготовление салата «Летний» (раскладка 25 Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 1996).

Калькуляция блюд осуществляется по I колонке раскладки. Расчет калькуляции составлен 01.07.2016. Весовые нормы продуктов в сборниках рецептур блюд даны по брутто и нетто. При брутто показывают вес необработанного сырья, то есть то количество сырья, которое необходимо взять для приготовления данного блюда, а при нетто – вес сырья непосредственно в готовом блюде.
При брутто показывают вес необработанного сырья, то есть то количество сырья, которое необходимо взять для приготовления данного блюда, а при нетто – вес сырья непосредственно в готовом блюде.

Представим необходимые данные раскладки 25 в таблице. Наименование продукта I Брутто (г) Нетто (г) Картофель молодой 160 128 / 120* Огурцы свежие 213 170 Помидоры свежие 188 160 Лук зеленый 150 120 Фасоль стручковая консервированная или горошек зеленый 133 80 Яйца (шт.) 3 шт.

120 Сметана 240 240 Выход – 1 000 * Масса вареного очищенного картофеля. Цены реализации блюд определяются по нормам закладки брутто. Соль и специи включают в калькуляцию по нормам закладки по сборнику рецептур блюд.

Расчет стоимости блюда (кулинарного изделия) производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг кулинарных изделий.

Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции (или 1 кг изделия). Цена продажи блюда (кулинарного изделия) сохраняется впредь до изменения сырьевого набора блюда (кулинарного изделия) или стоимости сырья.

При изменении сырьевого набора (стоимости сырья) новая цена продажи исчисляется в следующей свободной графе калькуляционной карточки. Калькуляционные карточки регистрируются в специальном ре­естре.

Правильность исчисления цены продажи блюда (кулинарного изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.

Рассчитаем стоимость одной порции салата «Летний».

Порядковый номер калькуляции, дата утверждения № 10 от 01.07.2016 № п/п Наименование продукта Норма, кг Цена, руб.

Сумма, руб. 1 Картофель молодой 1,6 60-00 96-00 2 Огурцы свежие 2,13 120-00 255-60 3 Помидоры свежие 1,88 150-00 282-00 4 Лук зеленый 1,50 100-00 150-00 5 Фасоль стручковая консервированная 1,33 – – 6 Горошек зеленый консервированный 1,23 60-00 73-80 7 Яйца (шт.) 30 10-90 327-00 8 Сметана 2,4 100-00 240-00 Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд 1424-40 Стоимость блюда 14,244 Наценка 50%* 7,122 Цена продажи блюда, руб. коп. 21,37 Выход одного блюда в готовом виде, г 100 * Устанавливается в соответствии с нормативно-правовым актом субъекта РФ.

Выпуск всех блюд на конкретный день определяется на основании плана-меню (ф.

ОП-2). Меню составляется ежедневно в одном экземпляре заведующим производством накануне дня приготовления пищи, утверждается руководителем организации. Предположим, что в столовой бюджетного учреждения 18 июля 2016 года планируется изготовить винегрет, борщ, блины картофельные с мясом и луком и т.

д. При приготовлении готовых блюд используется Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, 2003. Общая сумма выпуска готовых блюд за 18.07.2016 составила 25 653 руб.

В плане-меню указываются наименования (графа 2) и номера (графа 4) блюд по сборнику рецептур или техническим условиям. Блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т.

д. Руководствуясь планом выпуска готовых блюд, 17 июля 2016 года заведующий производством утвердил следующий план-меню: Номер по порядку Блюдо и гарнир Количество Цена продажи, руб. коп. Сумма, руб. коп. Наименование и краткая характеристика Код Номер блюда по сборнику рецептур, ТТК, СТП Выход одного блюда, г 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Винегрет овощной 75/2003 100 50 25,00 1 250 2 Борщ 132/2003 200 100 30,00 3 000 3 Блины с мясом и луком 436/2003 150 70 35,00 2 450 и т.

д. … Итого 25 653 Далее отметим, что нормативно-плановая себестоимость продукции общественного питания за месяц будет рассчитана на основании всех планов-меню по столовой, составленных заведующим производством, которые будут сданы в бухгалтерию учреждения. Предположим, что за июль 2016 года нормативно-плановая себестоимость изготовленной продукции общественного питания составила 196 800 руб. Вся продукция реализована покупателям.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости 2 105 37 340 2 109 60 200 196 800 Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям по нормативно-плановой себестоимости 2 401 10 130 2 105 37 440 196 800 Как было отмечено, нормативно-плановая себестоимость готовой продукции общественного питания определяется на основе калькуляции.

В расчете конкретного блюда участвует наценка на сырьевой набор продуктов.

В соответствии с Методикой учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 № 1-1098/32-2, уровень наценок определяется и утверждается самостоятельно руководителем организации, если они не регулируются местными органами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239

«О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право регулировать наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.06.2001 № 55 установлены следующие предельные уровни единой наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания (независимо от форм собственности) при общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования на территории Ленинградской области:

  1. на покупные товары в мелкой расфасовке промышленного производства, реализуемые без дополнительной обработки (молоко, молочнокислые продукты, соки, кондитерские изделия), – 25%;
  2. на продукцию собственного производства предприятий общественного питания, производимую на средства, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на текущий год и направляемые на льготное или бесплатное питание учащихся, а также на средства учащихся, работников общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования на основе абонементного обслуживания скомплектованными рационами – 47%.
  3. на хлеб и хлебобулочные изделия промышленного производства – 30%;

В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.05.2010 № 282 предельная наценка (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, расположенных на территории Нижегородской области, составляет не более 50% к ценам приобретения сырья и покупных товаров. Таким образом, при расчете продажной цены готовых блюд столовой бюджетному учреждению необходимо при установлении размера наценки руководствоваться нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

Фактическая себестоимость готовой продукции складывается из фактических затрат учреждения, которые определяются по окончании месяца (п.

122 Инструкции № 157н, Письмо № 02-07-05/23495).

При этом все произведенные затраты подразделяются на прямые, накладные и общехозяйственные, для учета которых применяются соответствующие счета бухгалтерского учета (п. 58 Инструкции № 174н):

  1. 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  2. 2 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».
  3. 2 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

Перечень прямых расходов определяется в учетной политике.

Отметим, что при выпуске продукции общественного питания прямыми расходами будут стоимость сырьевого набора продуктов питания, участвующих в приготовлении блюда, поваров и отчисления с нее во внебюджетные фонды, амортизация основного оборудования. Расходы на оплату коммунальных услуг (электро-, тепло-, газо­снабжение и т. д.), услуг связи являются накладными.

Если в столовой установлены счетчики электропитания, на водо- и теплоснабжение, то данный вид расходов может перейти в состав прямых затрат. Затраты, связанные с процессом управления учреждением, попадают в разряд общехозяйственных расходов. Например, заработная плата руководителя организации и других специалистов администрации будут являться общехозяйственными расходами.

Если накладные и общехозяйственные расходы (в части себестоимости готовой продукции, работ, услуг) не могут быть прямо отнесены на выпуск продукции, то они распределяются косвенным образом, как правило, пропорционально каким-либо показателям (установленным базам).

Они относятся на себестоимость услуг через расчетные коэффициенты. Основанием для распределения накладных (общехозяйственных) расходов могут быть прямые материальные затраты, заработная плата основного персонала и т.

д. (п. 134, 135 Инструкции № 157н). Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов закрепляется в учетной политике бюджетного учреждения.

Все операции по распределению фактических затрат на себестоимость конкретных видов готовой продукции подлежат документальному оформлению справками (ф. 0504833) с приложением расчетов их распределения. Корреспонденции счетов по формированию себестоимости приведены в п.

60 – 62 Инструкции № 174н. Представим их в таблице: Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 174н Сформирована себестоимость в части прямых затрат Пункт 60 на приобретение продуктов питания 2 109 60 272 2 105 32 440 на выплату заработной платы поварам 2 109 60 211 2 302 11 730 на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды 2 109 60 213 2 303 00 730 на приобретение основных средств стоимостью до 3 000 руб.

2 109 60 271 2 101 00 410* Сформирована себестоимость в части накладных расходов на оплату коммунальных услуг 2 109 70 223 2 302 23 730 на оплату услуг связи 2 109 70 221 2 302 21 730 на содержание имущества 2 109 70 225 2 302 25 730 Списаны накладные расходы на себестоимость готовой продукции 2 109 60 200** 2 109 70 200** Списаны общехозяйственные расходы на себестоимость готовой продукции 2 109 60 200** 2 109 80 200** Пункт 62 * Применяются соответствующие группа и код вида синтетического счета. ** Применяется соответствующая статья или подстатья ­КОСГУ (211 – 226, 271, 272, 290). Как мы уже говорили, фактическая себестоимость готовой продукции определяется по окончании месяца (п.

122 Инструкции № 157н). При этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) учитываются следующим образом: 1. В случае превышения фактической себестоимости над нормативно-плановой себестоимостью: Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 174н В части нереализованной продукции 2 105 37 340 2 109 60 200 Пункт 40 В части реализованной продукции 2 401 10 130 2 109 60 200 В части продукции, списанной в результате потерь, в объеме норм естественной убыли 2 109 60 272 2 401 20 272 2 109 60 200 2. В случае превышения плановой (нормативно-плановой) себестоимости над фактической себестоимостью операции, указанные выше, отражаются способом «красное сторно».

Далее хотелось бы обратить внимание на следующую особенность.

Поскольку нормативно-плановая себестоимость продукции общественного питания определяется как цена ее реализации, то в учете бюджетного учреждения будут иметь место в большинстве случаев только бухгалтерские записи, отражаемые способом «красное сторно». Рассмотрим пример. В столовой бюджетного учреждения в июле 2016 года изготовлено 10 600 блюд.

Нормативно-плановая себестоимость выпущенной готовой продукции составила 120 000 руб. Фактические расходы на приготовление блюд – 100 000 руб. Вся продукция была реализована покупателям.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Принята к учету готовая продукция по нормативно-плановой себестоимости 2 105 37 340 2 109 60 200 120 000 Списана готовая продукция с учета при отпуске ее покупателям 2 401 10 130 2 105 37 440 120 000 Начислены доходы от реализации готовых блюд 2 205 31 560 2 401 10 130 120 000 Отражены фактические расходы на приготовление готовых блюд 2 109 60 200 1 105 32 440 1 104 00 410 1 302 11 730 1 303 00 730 1 109 70 223 100 000 Отражено превышение нормативно-плановой себестоимости продукции общественного питания над фактической себестоимостью (120 000 — 100 000) руб. 2 401 10 130 1 109 60 200 (20 000) Все столовые в бюджетных учреждениях с целью организации питания сотрудников, студентов (учащихся) обязаны придерживаться Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (далее – Правила).

В соответствии с п. 20 Правил оплата готовой продукции общественного питания возможна как за наличный, так и за безналичный расчет.

При этом в столовой учреждения потребителю должен быть выдан документ, подтверждающий оплату продукции общественного питания (кассовый чек, счет или другой). Отметим, что расчеты по поступившим денежным суммам и отпущенные блюда проводятся с применением счета 2 205 31 000

«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

(п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже представим корреспонденцию счетов по расчетам за отпущенную готовую продукцию столовой бюджетного учреждения.

Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 174н Начислены доходы от реализации готовой продукции 2 205 31 560 2 401 10 130 Пункт 93, 150 Поступили денежные средства от реализации готовой продукции в кассу учреждения 2 201 34 510 2 205 31 660 Пункт 84 Поступили денежные средства посредством использования банковской карты 2 201 23 510 2 205 31 660 Пункт 77 Что касается вопросов налогообложения (в частности, исчисления НДС) реализации продукции общественного питания, необходимо отметить следующее. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Перечень операций, не признаваемых объектами обложения этим налогом, представлен в п. 2 данной статьи, а не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения) – в ст. 149 НК РФ. Так, пп. 5 п. 2 ст.

149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям. Таким образом, выручка, полученная от реализации готовых блюд медицинским и образовательным учреждением, не будет облагаться НДС, в случае если блюда произведены непосредственно в столовой данных учреждений и реализованы в них.

Что касается применения специального налогового режима в виде уплаты ЕНВД, то отметим следующее.

Согласно пп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной пп. 8 п. 2 данной статьи, если оказание услуг общественного питания:

  1. эти услуги оказываются непосредственно этими учрежде­ниями.
  2. является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений;

Таким образом, в отношении услуг общественного питания бюджетное медицинское, образовательное учреждение, учреждение, оказывающее социальные услуги, применяют общую систему налогообложения.

Рассмотрим пример. В бюджетном образовательном учреждении установлен платежный терминал по безналичным расчетам за продукцию общественного питания столовой. Суммы, поступившие от потребителей через платежный терминал, перечисляются банком-эквайером на лицевой счет учреждения за вычетом комиссии банка, которая составляет 1% от суммы расчетов. За июль 2016 года реализовано готовых блюд на сумму 350 000 руб.

Сумма, поступившая через кассу, составила 150 000 руб., через платежный терминал – 200 000 руб.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от реализации готовой продукции отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» ­КОСГУ.

Расходы учреждения на оплату комиссионного вознаграждения банку-эквайеру относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» ­КОСГУ.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислены доходы от реализации готовых блюд 2 205 31 560 2 401 10 130 350 000 Отражена выручка, поступившая через кассу столовой 2 201 34 510 17 2 205 31 660 150 000 Отражена выручка, поступившая через платежный терминал по безналичным расчетам 2 201 23 510 17 2 205 31 660 200 000 Поступила выручка на лицевой счет учреждения за минусом комиссионного вознаграждения (200 000 руб.

— (200 000 руб. x 1%)) 2 201 11 510 2 201 23 610 198 000 Отражена уплата расходов на банковское вознаграждение* 2 302 26 830 2 201 23 610 2 000 Отражены расходы на уплату банковского вознаграждения 2 109 60 226 2 302 260 730 2 000 * Данную бухгалтерскую запись необходимо согласовать с учредителем, поскольку она отсутствует в Инструкции № 174н. * * * Кратко сформулируем основные выводы. 1. Учет готовой продукции осуществляется на счете 0 105 37 000

«Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения»

.

2. Готовая продукция принимается к учету по нормативно-плановой себестоимости на дату выпуска.

Аналогичным образом происходит ее списание при реализации заказчику.

Нормативно-плановая себестоимость выпускаемых готовых блюд определяется посредством калькуляции. 3. Расчет продажных цен на блюда и изделия предприятиями общественного питания (столовыми) производится в калькуляционных карточках (ф. ОП-1), выпуск всех блюд на конкретный день – на основании плана-меню (ф.

ОП-2). 4. Наценка на продукцию общественного питания определяется на основании нормативно-правового акта субъекта и утверждается приказом руководителя по учреждению.

5. Реализация готовой продукции общественного питания образовательными и медицинскими учреждениями не подлежит обложению НДС и не переводится на уплату ЕНВД.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+