Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Интернет издания в патриотическом воспитании2021 год

Интернет издания в патриотическом воспитании2021 год

Интернет издания в патриотическом воспитании2021 год

Определены участники Всероссийской научно-практической конференции «Система патриотического воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы формирования»


23/09/2021 Уважаемые друзья! Определены участники конференции.

Благодарим вас за разработку и направление научных работ. Всего организаторами было получено 170 докладов из 48 регионов России.

Тема конференции 2021 г:

«СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ»

.

Миссия конференции — привлечь внимание научной и педагогической общественности к проблеме совершенствования системы патриотического воспитания подрастающего поколения и обсудить необходимые для этого меры.

Цель конференции — всесторонне обсудить предпосылки и основные проблемы формирования системы патриотического воспитания подрастающего поколения, ее идейное содержание, структуру и функции.

Подробнее о проекте можно прочитать Экспертным советом Всероссийской научно-практической конференции

«Система патриотического воспитания подрастающего поколения: основные проблемы и перспективы формирования»

одобрены следующие доклады: Секции №1 — «Идейное основание патриотического воспитания юношества»: 1. Чикаева Татьяна Александровна —

«Идеи русских философов как принципы современного патриотического воспитания»

; 2.

Рожковский Виталий Борисович —

«Идейно-философские основания патриотического воспитания молодежи в современной России: основные принципы»

; 3. Харитонова Светлана Александровна —

«Основные направления, этапы реализации патриотического воспитания подрастающего поколения и критерии оценки эффективности»

; 4.

Кусмарцев Михаил Борисович —

«Патриотизм -основа духовного мира защитника отечества»

; 5. Животов Виктор Георгиевич — «Многообразие концепций патриотизма»; 6. Сафонова Дария Витальевна —

«Патриотизм Российского общества: вчера, сегодня, завтра»

; 7.

Мациевская Галина Апполинариевна —

«История становления и развития патриотизма в России»

; 8. Дворцова Татьяна Алексеевна —

«Формы и методы патриотического воспитания молодежи в первые годы советской власти (исторический аспект)»

; 9. Зимбули Андрей Евгеньевич- «Патриотизм: нравственно-ценностные ракурсы».

10. Грачёв Юрий Геннадиевич —

«Формирование национальной элиты на основе философии стоиков, как фундамент патриотического воспитания»

; Секция № 2 — Национально-культурные, политические и иные особенности патриотического сознания: 11. Джамалутдинова Д.А —

«Национальная идея и система патриотического воспитания подрастающего поколения»

; 12. Ашмаров Игорь Анатольевич — «К вопросу о причинах победы СССР в 1945 году»; 13.

Виноградов Борис Витальевич —

«К проблеме исторической составляющей патриотического воспитания в северокавказском регионе»

; 14. Подольская Анастасия Алексеевна — «Понятие чести в произведениях о войне А.Т.

Твардовского»; 15. Тупаев Андрей Васильевич — «Историческая память и патриотическое воспитание: практика взаимодействия»; 16.

Зубарева Галина Юрьевна —

«Идея укрепления единства многонационального народа Российской Федерации – необходимая часть системы патриотического воспитания подрастающего поколения»

; 17. Коверда Владимир Сергеевич —

«Герои Отечества: вселенское и национально-культурное значение героизации личности»

; 18. Кучеренко Богдан Юрьевич —

«Народ и нация, Родина и Отечество в патриотическом умонастроении российских граждан и в сознании подрастающего поколения нашей страны»

; 19.

Хайманов Борис Петрович —

«Герои Отечества – пример мужества и высокой нравственности для детей и молодёжи Республики Северная Осетия-Алания»

.

20. Замалетдинов Ильдар Валиуллович —

«Патриотическое воспитание школьников (из опыта работы)»

; 21.

Чижова Мария Вадимовна —

«Патриотизм в контексте проблемы совершенствования семейных, общественных и политических отношений»

; 22. Плотников Владимир Валериевич —

«Отношение к месту, где живет человек: опыт рефлексии на тему бэкграунда»

; 23.

Мусхаджиев Саид-Хасан Хамзатович —

«Северный Кавказ: историческое пространство диалога культур в условиях формирования общенациональной идентичности России»

; 24. Гончарова Наталья Александровна –

«На каком языке должен говорить патриот России: поиск патриотических ориентиров в родной речи»

; 25.

Загребин Владимир Владимирович – «Патриотические настроения современной молодежи (на примере г. Ярославля)»; Секция № 3 — Актуальные проблемы формирования системы патриотического воспитания: 26. Телёпина Ирина Владимировна —

«Формирование у дошкольников образа Родины через создание преемственности между поколениями и национально- территориальной гражданской самоидентификации»

; 27.

Назарой Олеся Викторовна —

«Пути развития патриотического воспитания как комплексной системной деятельности»

; 28. Виницкая Анастасия Викторовна —

«Вклад детских и молодежных общественных организаций в дело патриотического воспитания подрастающего поколения»

; 29. Еремина Светлана Сергеевна — «Патриотизм против коррупции: война за умы»; 30.

Газман Татьяна Николаевна — «Проблема перспективы развития патриотического воспитания»; 31. Недбаев Денис Николаевич — «Психологические практики формирования патриотизма подрастающего поколения: опыт и перспективы»; 32. Калинина Елена Александровна — «Физическая культура и спорт в реализации программы патриотического воспитания в системе высшего образования»; 33.
Калинина Елена Александровна —

«Физическая культура и спорт в реализации программы патриотического воспитания в системе высшего образования»

; 33. Мухина Зинара Зиевна — «Патриотизм в системе ценностей современной российской молодежи (на примере СТИ НИТУ «МИСиС»)»; 34.

Семенов Аркадий Андреевич «Социальные сети как метод популяризации патриотического воспитания молодежи (на примере Центра патриотического воспитания молодежи «Дзержинец»)»; 35. Харитонова Светлана Александровна —

«Проблемы методического обеспечения в системе современного патриотического воспитания»

; 36.

Мещерякова Дарья Александровна —

«Патриотизм в системе ценностей современной российской молодежи»

; 37.

Иванова Елена Александровна —

«Проблемы формирования гражданской компетенции у молодежи в высшей школе»

; 38.

Назарова Розалина Рафитовна — «Формирование условий и направлений духовно-нравственного воспитания в полицейских классах на примере «МАОУ СОШ№5 » г.Стерлитамак»; 39. Зайцева Наталья Барыевна —

«Влияние информационно-коммуникационной среды на патриотическое воспитание молодежи»

; 40.

Безенкова Елена Викторовна —

«Патриотическое воспитание школьников средствами истории математики»

; 41. Махинин Александр Николаевич —

«Патриотизм в структуре гражданской идентичности: от адаптивных к солидаристским практикам формирования субъектности»

; 42.

Житкова Оксана Николаевна —

«Детские общественные организации как средство развития социальной активности и воспитания патриотического образа мыслей современного российского школьника»

; 43.

Шагиахметова Карина Раульевна —

«Патриотическое воспитание младших Школьников в рамках общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «российское движение школьников»

; 44. Шрам Екатерина Григорьевна —

«Проблемы развития патриотического воспитания как системной деятельности в общеобразовательной школе»

; 45. Самойлов Кирилл Юрьевич —

«Военно-спортивные игры и соревнования как средство гражданско-патриотического воспитания»

; 46.

Сингаев Артем Юрьевич — «Роль наук, религии и философии в формирование патриотического воспитания юношества»; 47. Гужвина Елена Дмитриевна — «Пост №1 — наш идейный вдохновитель»; 48. Волоцков Алексей Анатольевич — «Об организации патриотического воспитания детей и молодежи в Волгоградской области»; 49.
Волоцков Алексей Анатольевич —

«Об организации патриотического воспитания детей и молодежи в Волгоградской области»

; 49. Жилинская Мария Сергеевна —

«Воспитание российской гражданской идентичности как одно из условий функционирования патриотического воспитания»

; 50.

Григорьян Лариса Григорьевна —

«Вахта памяти Пост №1 как форма молодёжной инициативы, пробуждающей в подрастающем поколении деятельную любовь к Родине и желание служить Отечеству»

; 51.

Шелковой Евгений Леонидович —

«Ценностно-смысловые виды деятельности, как успешная основа патриотического воспитания подрастающего поколения: к вопросу о компетентностном подходе к формированию патриотизма»

; 52.

Иванова Елена Александровна —

«Формирование компетентности социального взаимодействия в системе гражданско-патриотического воспитания»

; 53.

Федоренко Людмила Петровна —

«Критерии качества патриотического воспитания подрастающего поколения: измерительный инструмент»

; 54.

Стрекалова Наталья Валерьевна —

«Патриотизм и национально-культурная идентичность в условиях эмиграции: Опыт, теория и практика патриотического воспитания молодого поколения русской эмиграция «первой волны»

в 1920-1930-е гг.»; 55. Липец Екатерина Юрьевна —

«Восприятие современной медиакультуры: к формированию проблемы сохранения ценностей»

; 56. Полторыхин Павел Андреевич —

«Роль наук, религии и философии в формировании патриотического умонастроения юношества»

; 57.

Мусийчук Сергей Васильевич —

«Развитие патриотизма через активацию архетипа героя»

; 58. Зотова Ольга Борисовна —

«Направления развития патриотического воспитания как системной деятельности: технологии повышения эффективности»

; 59.

Куц Ирина Викторовна —

«Условия, особенности и проблемы функционирования сложившихся практик патриотического воспитания»

; 60.

Рулла Ольга Ивановна — «Роль волонтерской деятельности в формировании патриотических качеств личности при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Инклюзивное волонтёрство»; 61.

Золотых Елена Евгеньевна —

«Роль образного восприятия в системе патриотического воспитания подрастающего поколения»

; 62. Мусийчук Владимир Васильевич —

«Культурная память как рефлексивная аксиология в карикатурах Великой отечественной Войны»

; 63. Когут Тимофей Сергеевич —

«Патриотическое воспитание в контексте реализации программы дополнительного образования «Юный следователь»

; 64.

Казачков Ярослав Сергеевич —

«Проблематика формирования патриотизма сквозь призму исторического образования в школе»

; 65. Волынец Андрей Николаевич —

«Некоторые проблемы патриотического воспитания и задачи образовательных организаций по формированию патриотизма»

; 66.

Митрофанов Михаил Валерьевич —

«Формирование гражданской потребности как основа патриотического воспитания молодежи»

; 67. Лаута Олег Сергеевич —

«Роль науки в формировании патриотического умонастроения юношества»

; 68. Орлов Игорь Борисович —

«Проблемы и перспективы патриотического воспитания современной молодёжи в РФ (тезисы)»

; 69.

Некрасов Алексей Сергеевич –

«Совершенствование системы патриотического воспитания подрастающего поколения: практический аспект»

; 70.

Михайлова Татьяна Николаевна – «Если не я, то кто? (о роли юнармейского отряда в патриотическом воспитании подрастающего поколения)»; 71. Поташук Наталья Викторовна — «Workshop-школа «Полигон безопасности Оренбуржья» как форма организации открытого (неформального) дополнительного образования детей и представителей молодежи»; 72.

Паначев Валерий Дмитриевич – «Актуальные проблемы военно-патриотического воспитания и совершенствования физической готовности допризывной молодежи к военной службе». Приглашаем Вас принять участие в конференции. Сообщаем, что в связи с мерами по снижению рисков распространения COVID-2019, в том числе, приостановления с 28 марта 2021 года до 1 июня 2021 приёма и размещения граждан, конференция переносится и состоится, если обстоятельства будут благоприятствовать этому, в июне 2021 года (точные даты будут сообщены дополнительно) по адресу: Краснодарский край, г.-к.

Сообщаем, что в связи с мерами по снижению рисков распространения COVID-2019, в том числе, приостановления с 28 марта 2021 года до 1 июня 2021 приёма и размещения граждан, конференция переносится и состоится, если обстоятельства будут благоприятствовать этому, в июне 2021 года (точные даты будут сообщены дополнительно) по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, с. Сукко, ул. Приморская, д. 7, Всероссийский детский центр «Смена».

Просим Вас заполнить анкету участника и руководствоваться планом проведения конференции, содержащимся в Положении о её проведении (с учётом обновленной даты проведения), а также придерживаться регламентного времени доклада — 10-15 мин. Доклады могут сопровождаться их презентацией.

Ваше проживание и питание во время конференции обеспечивается за счёт средств Организатора.
Контактное лицо: Кусмаков Сергей Юрьевич, 8 (961) 971-17-90 Электронная почта для направления анкет: Скачать Анкету участника можно Ознакомиться с планом проведения конференции можно Теги:

Мемуары о будущем

Опубликовано: 13 января 2016 года Рубрика: , , , Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2021 годы» (далее — Программа).

Документ был разработан по поручению президента Владимира Путина и внесен в правительство министерством образования и науки РФ.

Функции координатора при реализации программы возложены на Росмолодежь. Программа состоит из пяти разделов, которые соответствуют основным направлениям работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательское, методическое, информационное, патриотическое, а также развитие волонтерского движения.
Программа состоит из пяти разделов, которые соответствуют основным направлениям работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательское, методическое, информационное, патриотическое, а также развитие волонтерского движения.

По четвертому направлению предполагается привлекать больше общественно-государственных, молодежных, детских объединений и некоммерческих организаций.

В планах правительства увеличить долю волонтерских организаций, действующих на базе образовательных учреждений, и численность школьников, принимающих участие в мероприятиях патриотической направленности. В рамках госпрограммы устанавливаются 11 показателей, в том числе для оценки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Регионам при принятии собственных программ патриотического воспитания рекомендовано учитывать положения государственной. Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Цель и задачи Программы С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Задачами Программы являются:

  1. развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;
  2. создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;
  3. совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
  4. информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
  5. развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);

Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан включает в себя:

  1. содействие формированию экспертного сообщества в сфере патриотического воспитания граждан;
  2. формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;
  3. подготовку научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально-возрастных категорий граждан;
  4. выработку мер по содействию федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и органам власти субъектов Российской Федерации, общественным организациям и объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических и военно-исторических клубов, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы.
  5. развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;
  6. выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания;
  7. совершенствование методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих уровень патриотического воспитания граждан в контексте задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
  8. апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;
  9. совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;
  10. совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных, общественных и некоммерческих организаций, в том числе образовательных организаций всех типов, учреждений и организаций культуры, спорта и туризма, средств массовой информации, организаций, занимающихся рекламой и издательской деятельностью, отдельных граждан и групп граждан в сфере патриотического воспитания;
  11. вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания;

Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства включает в себя:

  1. расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан;
  2. содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
  3. создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений.
  4. углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам;
  5. развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;
  6. взаимодействие органов государственной власти и гражданского общества в развитии основ патриотического воспитания;
  7. популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;
  8. повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
  9. активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  10. повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству;
  11. поддержку творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности;
  12. развитие инновационных форм, методов и технологий координации и взаимодействия субъектов патриотической деятельности;
  13. совершенствование форм и механизмов социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, необщественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма;

Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями) включает в себя:

  1. обновление нормативно-правовой базы министерств и ведомств для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественно-государственными организациями и общественными объединениями патриотической направленности в целях выполнения задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества;
  2. развитие активного взаимодействия в сфере патриотического воспитания субъектов и объектов шефской работы, создание условий для повышения ее эффективности в деле укрепления сотрудничества гражданских и военных, а также ветеранских организаций, повышения престижа воинской службы;
  3. изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;
  4. развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
  5. содействие формированию условий для успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;развитие и активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;
  6. оценку эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты.
  7. обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
  8. формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
  9. совершенствование научно-методической базы шефской работы;

Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, включает в себя:

  1. создание условий для развития и поддержки инициатив институтов гражданского общества, волонтерских и других социально ориентированных некоммерческих организаций, отдельных граждан и групп граждан, направленных на решение задач гражданско-патриотического воспитания;
  2. активизацию экспертной деятельности по противодействию попыткам фальсификации истории.
  3. развитие системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти;
  4. вовлечение граждан в процесс реализации Программы, в активное участие в мероприятиях Программы;
  5. внедрение единых регламентов работы волонтерских организаций в деятельность государственных и муниципальных организаций;
  6. формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику;

Информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации включает в себя:

  1. повышение уровня использования новых технологий и современных подходов к патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;
  2. создание условий для развития гражданской активности по формированию патриотической культуры в электронных и печатных средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  3. формирование и обновление баз данных, анализ интернет-сайтов и блогосферы, информационно-аналитических материалов патриотической направленности;
  4. содействие развитию и расширению патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, литературы;
  5. создание условий для знакомства широких слоев граждан с содержанием произведений журналистов, писателей, деятелей науки и культуры в области патриотического воспитания, достижениями россиян в области науки, технологий и культуры;
  6. создание условий для поддержки игровых и медиа-программ, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для работы с молодежной аудиторией.
  7. создание условий для издания и распространения литературы, развития электронных и печатных средств массовой информации, специализирующихся на патриотической тематике;

P.S.

Полностью ознакомиться с документом

«Государственная программа „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2021 годы“»

можно, скачав zip-архив с документом по нижеследующей ссылке (~ 507 Кб): См. также:

(Еще никто не голосовал)

Loading . Метки: , , ,

  1. (0)
  2. (0)
  3. (0)
  4. (0)
  5. (0)
  6. (0)
  7. (0)
  8. (0)
  9. (1)
  10. (0)
  11. (0)
  12. (0)
  13. (0)
  14. (0)
  15. (0)
  16. (0)
  17. (0)
  18. (0)
  19. (1)
  20. (0)

Комментарии:

Патриотизм вводят в школьную программу

Журнал «Огонёк» от 29.06.2020, стр.

14 Не прошло и 30 лет после отказа от советской идеологической догматики в школах, и вот на минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года. Их суть: введение в учебных заведениях страны всеобщего патриотического воспитания школьников, учащихся СПО и студентов вузов. Александр Трушин Как выяснил «Огонек», дело не ограничится только поправками к закону, хотя они сами по себе важны.

В Минпросе сейчас разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Он станет еще одной частью нацпроекта в сфере образования. И предусмотренные федеральным проектом средства пойдут на реализацию нового закона, который должен вступить в силу с 1 сентября этого года.

Министр просвещения Сергей Кравцов, представляя законопроект в Думе, перечислил его основные и принципиальные постулаты: — Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также в детях будут воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде. Гораздо ярче высказался содокладчик, председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов: — Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей.

Кого побеждать будем, Вячеслав Никонов не сказал.

А о том, что задача школы не только учить, но и воспитывать, в последние годы говорят все настойчивее. Причем чем хуже учат в школе и чем активнее родители привлекают репетиторов (опрос ВЦИОМа прошлого сентября показывает — больше половины родителей считают, что за последние годы качество школьного образования ухудшилось), тем больше тревожатся о воспитании. Вот и сейчас — на носу ЕГЭ, перенесенный из-за коронавируса на более поздний срок, школьная программа в полном объеме не была пройдена, но главный экзамен все-таки назначен.

Как его будут сдавать дети, какие будут результаты, как будут оценивать знания, которые не были получены?

Ведь с этим связана дальнейшая дорога ребят… Но нет, куем поколение победителей.

Те, кто постарше, тут обычно вздыхают (таким же глубоким и печальным вздохом сопровождались и комментарии наших экспертов, к которым обратился «Огонек»),— они помнят, как велась воспитательная работа в советской школе, какой нудной обязаловкой она была, как высокие моральные принципы, положенные на бумагу методичек и рекомендаций для «проработки», превращались в издевательскую профанацию, на которой всходили блистательные карьеры молодых циников, угробивших тот самый режим, поручивший им воспитывать «победителей» того времени. И вот в ту же реку и с теми же благими намерениями… Выступая в Госдуме, Вячеслав Никонов заметил: — Что касается обучения, об этом у нас много написано в законе.

Существует много подзаконных актов, и процесс обучения строится на основе федеральных государственных образовательных стандартов и программ, которые существуют в школах. Что касается воспитания, важнейшего компонента образования, то здесь ситуация пока гораздо хуже. И предлагается заполнить эту законодательную лакуну с тем, чтобы создать реально систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

«Создать реально!» — обратите внимание. То, что не удалось сделать советской школе, до зубов оснащенной идеологией, карательными аргументами и 70-летней традицией промывания мозгов молодому поколению, нынешние чиновники берутся осуществить на новом историческом витке. Как же будет преодолен фатальный разрыв между сегодняшним цифровым поколением, нуждающемся в срочном воспитании, и «победителями», которых предстоит вырастить?

Ответ есть. Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, в какой форме будет осуществляться патриотическое воспитание обучающихся. Учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений будут обязаны составлять

«рабочие программы по воспитанию и включать их в примерные учебные программы по предметам»

. Также министр рассказал, что его ведомство уже разработало

«единую примерную программу воспитания школьников для всей страны»

.

Вот тут надо сделать остановку и разобраться, что имеется в виду. Воспитание под копирку Годом раньше Рособрнадзор, из недр которого и вышел нынешний министр просвещения, проанализировал около 400 воспитательных программ в школах и выяснил: все они

«написаны под копирку и реальной воспитательной работы не ведется»

. Прочитать эти программы большого труда не составляет — все они висят в интернете.

400 программ, по мнению министра,— это много (хотя составляют всего лишь 1 процент от числа российских школ).

Когда-то его предшественница Ольга Васильева в таком же духе говорила об учебниках:

«Десять учебников — это не учеба, три учебника — это учеба»

.

Новая программа должна исправить этот, как считает министр, недостаток.

Действительно, сегодня в каждой школе есть программа воспитательной работы. Она составляется школой на основе разработанной несколько лет назад и рекомендованной министерством программы духовно-нравственного развития школьников. И написана она так, что понять ее трудно, а изменить в ней что-нибудь невозможно.

Поэтому все учителя и пишут одинаково, как под копирку:

«Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям…»

Однако если вместе с этим (или вместо этого) будет одна-единственная утвержденная министерством программа для всей страны, «окончательная, фактическая, настоящая», как говорил профессор Преображенский, то ведь и с ней произойдет то же самое: ее станут точно так же копировать, показывать проверяющим инспекторам, но работать-то по ней не будут. Потому что в законе об образовании планируется записать так:

«Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно»

(стиль сохранен). Если кто не осилил цитату до конца или не понял, упростим: воспитание осуществляется.

Причем на основе календарного плана воспитательной работы.

То есть по великим праздникам. Но это уже совсем не новость, детей в школах — и советских, и постсоветских — всегда воспитывали под даты. Между тем существует иной подход.

Разработанный, правда, не в Министерстве просвещения, а в Институте стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) в прошлом году.

Он описан в документе, который называется «Примерная программа воспитания», и даже одобрен (2 июня этого года) на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО РАО) по общему образованию. Не утвержден, а именно одобрен, потому что его невозможно внедрить по всем школам страны и всюду требовать исполнения. Эту особенность подчеркивают авторы программы.

По сути, это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных задач, форм и способов работы с детьми. Например, чему надо учить в младших классах?

Быть любящим, послушным и отзывчивым сыном, дочерью или внуком. Быть трудолюбивым. Знать и любить свой родной дом, улицу, село, город, страну. Беречь и охранять природу. Проявлять миролюбие, избегать конфликтов.

Быть вежливым и опрятным. Уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду.

Уметь прощать обиды. Быть уверенным в себе… Понятно, что для каждого возраста ставятся разные задачи воспитания.

И для каждой школы эти задачи тоже могут быть разными. Но вся работа по воспитанию основана на общечеловеческих ценностях — семья, отечество, природа, труд, мир, знания, культура, здоровье. И нет в этой программе ни слова о воспитании «победителей».

И ни разу не употребляется термин «патриотизм». Научный руководитель Института стратегии развития образования Светлана Иванова говорит: — У нас было убеждение, что не надо в программе употреблять слово «патриотизм».

Бывший министр просвещения Ольга Васильева тоже задавала нам такой вопрос: как это вы ни разу не упоминаете это слово? И согласилась с нашей позицией, что суть не в словах, а в делах и результатах.

Известно много появлявшихся в прошлом программ с трескучими словами про патриотизм, работать по которым оказывалось невозможно. Особенно когда предполагалось что-то «патриотическое» в детях оценить и замерить. Мы не понимаем, как это возможно.

Наш коллектив ученых под руководством Натальи Селивановой создавал эту программу вместе с педагогами из 800 школ страны, с экспертами из педагогических вузов. И уверены, что она сработает.

При этом можно использовать собственные модели и разработки. Все учителя, дети и школы разные.

Где-то могут увлекаться военно-патриотическими играми, а где-то народными промыслами.

Павел Степанов, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания того же института, один из авторов программы, говорит, что в ней дается некий идеальный образ, или горизонт, к которому может стремиться учитель. Но не всегда можно его достигнуть.

— Учитель, к счастью,— не папа Карло, а ученик не выструганное ожившее полено, которому можно дать пять золотых и отправить его в светлое будущее. Создать стандартного ребенка невозможно, и мы такую задачу не ставим.

Речь в программе идет не о том, чтобы ученик соответствовал стандарту воспитанности, а о том, чтобы обеспечить динамику его личностного развития и хоть чуть-чуть помочь ему в продвижении к идеалу.

Но если родители и учителя видят развитие ребенка, откуда бы оно ни начиналось, пусть и от самой нижней точки,— это уже будет неплохо, это станет небольшой педагогической победой. Сейчас в обществе, в жизни нашей много деструктивных, контркультурных практик, влияющих на детей, и семье и школе очень трудно этому противостоять.

Трудно, но можно и нужно. Дойдет ли эта альтернативная программа до школ? Увы, вопрос, похоже, риторический… Клякса на репутации Есть в проекте поправок к закону одна вещь, которая ставит в тупик.

Речь о новой редакции пункта 9 статьи 2:

«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы и форм аттестации»

.

Если прочитать, выбросив сбивающие с толку слова, мы получим: «<…> комплекс, который представлен <…> в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы и форм аттестации».

То есть предусматривается аттестация (оценивание) тех, кого будут патриотически воспитывать. Еще до революции 1917 года в школах была оценка по прилежанию.

Если ученик ставил в тетрадке кляксу (о, нынешние дети даже не знают, что раньше писали перьевыми ручками и чернилами), значит, он не отличается прилежанием. Потом, когда школы перешли на шариковые ручки и клякс не осталось, ввели оценку по поведению.

Пятерку получал тот, кто не бегал на перемене, не дрался, не ругался, не курил в туалете, не сбегал с уроков, не вертелся на занятиях, не дергал девочек за косички и вообще ничего не делал. Теперь нам прописано патриотическое воспитание.

И не только в школе, но и в колледже и вузе. Как его оценивать? И на что повлияют эти оценки?Максим Дулинов, исполнительный директор Российского общества «Знание», говорит: — Думаю, оценку по воспитанию вскоре введут, Рособрнадзор давно пытается это сделать.

И даже, насколько мне известно, в этом ведомстве выстраивали некие шкалы и критерии оценок. Это значит, что проверяющие инспекторы не будут удовлетворяться только бумажными отчетами о проведенных воспитательных мероприятиях. Они же понимают, что отчеты формальны.

Значит, Рособрнадзору надо ввести какие-то собственные измерения уровня патриотизма. Не удивлюсь, если появятся ВПР (всероссийские проверочные работы) по патриотическому воспитанию.

Хотя это будет выглядеть очень странно.

А потому что патриотки Когда говорят, что у нас в школе дело с воспитанием обстоит плохо или хуже, чем с обучением, то, мягко говоря, передергивают факты или лукавят. Воспитание детей у нас всегда было делом школы.

И большинство родителей — что в советское время, что сейчас — тоже считают, что школа обязана воспитывать детей (см. «Опрос» к этому материалу). Может быть, сейчас таких пап и мам стало чуть меньше, все-таки появляются семьи, имеющие противоположные взгляды. У нас вообще никогда не было школы без воспитания, даже до революции.

А уж после 1917 года идеология заняла лидирующие позиции в школе.

Система была отстроена на всех уровнях. И учебные программы (кто ж из старшего поколения не учил: «Когда был Ленин маленький…»!), и мероприятия (линейки, смотры, зарницы), и объединения (октябрята, пионеры), и профиль Ленина на значке, и моральный кодекс строителя коммунизма на четвертой обложке тетради — школьник был обложен идеологией, как мороженое льдом в холодильнике.

Скорее, возникали проблемы со знаниями. Но воспитание всегда было на первом месте.

Иногда, правда, появлялись странные педагоги, шедшие против общего педагогического движения. Например, фронтовик Василий Сухомлинский в своей Павлышской школе (на Украине) учил детей слышать музыку природы, говорил с ними о силе материнской любви… Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), вспоминает: — Учителя, составляя планы каждого урока, обязательно должны были отмечать три цели — образовательную, развивающую и воспитательную.

Но не помню, чтобы даже в советские времена на уроке специально ставилась задача воспитания патриотизма.

Мне кажется, что вот так прямолинейно, в лоб, это невозможно сделать. Вообще в воспитании, продолжает Елена Ленская, есть много вполне достойных задач, которые надо бы решать именно в школе.

Например, воспитывать в детях уважение к окружающим. В том числе и к тем, кто не похож на них. Это могут быть дети с особенностями в развитии.

Ребенок носит очки — он уже кажется детям не похожим на них, его дразнят, унижают. Дети привыкают к жестокости, если их вовремя не остановить.

А потом, во взрослой жизни, они будут считать это нормой общения.

Говорят ведь, хоть немногие в это верят: какие дети, какая у нас школа, таким будет и общество. Эксперты считают, что введение в школьную программу (в образовательную программу, как выражаются чиновники) тематики патриотического воспитания — это не что иное, как индоктринация, насильственное навязывание школьникам или студентам ценностей, идеологий со стороны институтов власти.

Психологи отмечают, что чем больше людей «зомбируют», тем больше они начинают сопротивляться. Особенно это касается молодежи. Да так ли искренни государственные мужи, когда говорят о патриотизме, о воспитании любви к природе, уважении к человеку труда?

Максим Дулинов замечает, что уже пытались воспитывать в школах патриотизм каждодневным исполнением гимна.

Не получилось. Нельзя это слушать каждый день, надоедает. Пытались говорить с детьми об уважении к людям труда. Тоже не работает. Потому что в нашей стране есть специфическая особенность: большинство бедных — это работающие семьи с детьми.

И они прекрасно знают, как работодатели «уважают» их родителей. К тому же, говорит эксперт, сейчас у детей представление о труде отличается от того, как это понимают учителя.

Для старших труд — это работа комбайнера или шахтера. А для детей, выросших с гаджетами, более привлекателен блогер, зарабатывающий на рекламе.

Комбайнера многие и в глаза не видели.

Про любовь к природе учителя твердят чуть не на всех уроках.

Но все впустую, потому что в школах, да и в городских домах тоже до сих пор нет раздельного сбора мусора. Для многих сельских детей свалка городского мусора — любимое место поиска всяких полезных вещей.

А дети, живущие в промышленных центрах, хорошо знают, что предприятия отравляют окружающую природу, и власти за это никого не наказывают.

И этот жизненный опыт детей невозможно одолеть никакими воспитательными мероприятиями. Елена Ленская обращает внимание, что слова «гражданин» и «гражданство» чаще встречаются в произведениях русских авторов, чем «патриотизм».

А слово «патриот» упоминается только один раз — и то из уст несимпатичного персонажа.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов говорит: «К военным людям так и льнут, а потому что патриотки». Тогда еще не было в ходу слово «победители».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+