Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Государственная поддержка детства

Государственная поддержка детства

Государственная поддержка детства

Государственная поддержка материнства и детства


, 29.03.2017

  1. Башкирский Государственный Университет
  2. , бакалавр, студент
  1. ПОСОБИЕ
  2. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ
  3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  4. МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО

Данная статья посвящена проблемам государственной поддержки материнства и детства на фоне неблагоприятных демографических изменений, происходящих в России в настоящее время.Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в РФ наблюдается негативная тенденция сокращения численности населения в среднем на 700 тысяч человек в год, и в том числе количество детей снижается на 1 миллион человек в год, и при этом можно сказать, что развитие государственной политике по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми приобретает значительную актуальность. Главным препятствием, стоящим перед рождаемостью в российских реалиях являются экономические проблемы, несмотря на то, что экономика России постепенно справляется с кризисными тенденциями, доход семей с детьми остается все также недостаточным. С этой целью Правительство РФ проводит политику поддержки материнства и детства.

Основными методами государственной поддержки материнства и детства в настоящее время выступают такие меры, как увеличение размера пособия по уходу за ребенком, материнский капитал, различные льготы для оплаты услуг детских учреждений, материальная поддержка родителей-одиночек или воспитателей сирот. В России основным актом по защите материнства и детства является Конституция РФ, основы поддержки закреплены в ч.

1 ст. 38. Также существуют меры по поощрению рождаемости, поддержке института семьи, охране интересов детей, которые закреплены в семейном, административном, трудовом кодексах [2]. Меры по защите материнства и детства носят комплексный характер и включают в себя развитую систему мер.

Основные цели политики государства в отношении материнства и детства следующие:

  1. создание эффективной системы заботы о детях-сиротах;
  2. сокращение числа безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей.
  3. повышение числа браков и снижение числа разводов;
  4. снижение показателей детской, материнской и младенческой смертности;

Данная социальная политика влечет за собой значительные бюджетные расходы по направлениям:

  1. федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.
  2. пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком
  3. формирование фонда заработной платы для женщин в бюджетных отраслях, таких, как здравоохранение, культура, наука, образование.
  4. пособия по безработице и пособия на детей;
  5. пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью;
  6. выплата материнского капитала [5, c.23].
  7. пенсии детям-инвалидам и т.д.

Расходы на меры социальной поддержки детей и семей с детьми за счет федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов в 2016 г.

составляли 486 млрд руб., или 1,08% ВВП. Включая социальное обслуживание семьи и детей, дошкольное образование, молодежную политику и оздоровление детей.

Динамика расходов по материнству и детству по Республике Башкортостан отмечает стабильный рост данного показателя за 2014-2016 гг. В 2016 году из размер составил 4904 млрд.руб.

Проблемы социального обеспечения семей с детьми требуют особого внимания государства, поскольку содержание и воспитание ребенка сопряжено со значительными финансовыми затратами. Даже в далеко не бедных регионах России (в Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае, Башкортостане) доля семей с детьми среди бедного населения составляет 55-65%, а в регионах с высоким уровнем бедности — свыше 70%.

Проблемы реализации государственной гарантии поддержки материнства и детства не ограничиваются только федеральным законодательством. В настоящее время отмечается довольно неравномерное и неединообразное формирование регионального законодательства о социальном обеспечении семей и детей.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, как в одних регионах принимаются законы только о выплате пособий на детей, в других — уже существует довольно развитая система, определяющая порядок предоставления различных видов социального обеспечения семьям с детьми.

Подобная ситуация возникает, в первую очередь, вследствие такого уровня разработанности федерального законодательства, который препятствующет эффективному формированию законодательной базы на уровне субъектов [3, c.92]. Отметим, что на данный момент отсутствует единый подход к определению круга субъектов, имеющих право на получение детских пособий, а ведь это и является той базой, на которой строится государственная политика социального обеспечения семей с детьми.

Отметим, что на данный момент отсутствует единый подход к определению круга субъектов, имеющих право на получение детских пособий, а ведь это и является той базой, на которой строится государственная политика социального обеспечения семей с детьми. Так, в Забайкальском крае введён критерий наличия у обоих родителей гражданства Российской Федерации.

Однако представляется, что государство должно поддерживать многодетные семьи именно по принципу наличия в них двух и больше детей вне зависимости от гражданства родителей.

В силу данного закона женщина, являющаяся иностранной гражданкой, не имеет права на получение средств материнского капитала, несмотря, на то, что она может иметь имеет детей — граждан Российской Федерации и состоять в браке с гражданином Российской Федерации. По мнению М.В. Матвеевой, такая ситуация представляет собой ущемление прав детей, т.к.

если бы мать была гражданской Российской Федерации, а отец, напротив, — иностранцем, то такая семья имела бы право на получение средств поддержки, следовательно, в почти схожем положении законодатель неоправданно нарушает права несовершеннолетних [4, c.128]. Таким образом, несмотря на конституционно закрепленные гарантии социальной поддержки материнства и детства, а так же обеспечения детей жильём и выплатами пособий, законодатель не предоставил эффективного механизма контроля за исполнением обязательств, данных в связи с распоряжением средствами материнского капитала, и не создал единую систему законодательного регулирования во всех субъектах РФ. Следовательно, наличие гарантии обуславливает необходимость дальнейшего регулирования посредством принятия отдельных законов, но, к сожалению, не презюмирует полного и эффективного её воплощения.

  • ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
  • СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
  • Тагаева, С.Н. К проблемам применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях / С.Н. Тагаева // Семейное и жилищное право. — 2014. — №5 — С. 20-23.
  • Малышев, В.А. Негосударственные механизмы охраны и защиты материнства и детства / В.А. Малышев // Адвокат. — 2016. — №11. — С. 92.
  • Конституция РФ, ст.38. Электронный ресурс. URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-38-krf (дата обращения 21.03.2017);
  • Нечаева, А.М. Семейное право: учебное пособие для бакалавров / А.М. Нечаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт. — 2012. — 289 с.
  • СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ РОССИИ Гарифуллина А.Ф., Декамбаев Т.Д. Экономика и социум. 2015. № 3-1 (16). С. 420-422.
  • РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ханнанова Т.Р., Балашов Е.В. Аграрное и земельное право. 2008. № 9. С. 67-88.
  • БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ) Ханнанова Т.Р. Уфимский научный центр РАН. Уфа, 1998.
  • ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс-2007». 2007. С. 300-302.
  • ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.
  • ЗАКОН САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 9. С. 1637-1652.
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
  • КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ И ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 12. С. 2214-2222.
  • КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Креативная экономика. 2009. № 3. С. 44-48.
  • Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России. Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsialno-pravovoy-zaschity-materinstva-i-detstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения 21.03.2017);

Защита материнства и детства

ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист, Написать сообщение Подписаться426 просмотров 92 дочитываний 20 апреля 2021 в 21:25 В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.».Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д.

Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах.Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации.

В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ).На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:-Трудовой кодекс Российской Федерации;-Семейный кодекс РФ;-Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

;-Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и иные законодательные акты.В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.Общие вопросы защиты материнства и детстваЕстественное, природное назначение женщины – быть матерью.

Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается.

Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины.«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».На этом фоне возникает логичный вопрос – равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству.

Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории.

Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления.

38 Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е.

роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ).

18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым.

Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать – «семья».Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьмиСемейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства[5].Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения.

В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам.

Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:1.

Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;2.

Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.да 0 / 0 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 0 / 0 нет

08.05.2020, 16:46

68 1 331 18.03.2020, 11:04

19 753 17.04.2019, 12:45

23 3 041 Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц.

сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб. р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:Администратор печатает сообщение

«Государственная политика защиты детства и семьи в России».

статья

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное агентство по образованиюКОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТФакультет педагогики и психологииСпециальность «Логопедия»Кафедра педагогики и методики дошкольного образования(очное отделение)«Государственная политика защиты детства и семьи в России».Выполнила: Чиркова А. А.Содержание:Введение.В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании.

Эти и подобные им проблемы делают работу по изучению государственной политики защиты семьи и детства особенно актуальной.Одним из главных направлений политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства.

В ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.Государственная политика защиты семьи и детства – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи и детей на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи и детей.[1]Понятие семьи и детства.Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.

е. длится от рождения до 11 лет.Детство — особое социальное явление, требующее научного осмысления- системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством.

Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».

Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается

«группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми»

.

В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.

В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.[2]Государственная политика защиты детства в России.В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации.Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства.К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Гражданский кодекс Российской Федерации (1994), Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[3], и Жилищный кодекс Российской Федерации (2004), Уголовный кодекс Российской Федерации (1996)[4], Уголовно-исполнительный кодекс (1997)[5].Базовым законом, основанным на Конвенции ООН о Правах ребенка, является Федеральный закон

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

[6].Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.В основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей.В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году[7], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей[8] и план действий по ее осуществлению на 90-е годы, принятые в 1991 году в Нью-Йорке на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, и подписанные Президентом Российской Федерации в январе 1992 года.

Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам[9], определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей после принятия упомянутых выше Конвенции и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543

«О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»

[10].

Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе – посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ.Эти программы содержали конкретные меры по улучшению положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также по общим проблемам защиты детства.Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)»[11].В этом документе были провозглашены главные цели государственной политики в отношении детей: преодоление негативных тенденций, стабилизация положения детей и создание реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики условий жизнедеятельности детей.В Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года были поставлены следующие конкретные задачи в области правовой защиты детства:а) приведение законодательства РФ в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;г) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков.8 февраля 2007 года Российское правительство одобрило федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 годы[13].

Ее реализация на обновленной концептуальной основе предполагает сосредоточить усилия на ряде приоритетных направлений. Среди них — обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте.

Также в числе приоритетных направлений — укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.Программа предполагает комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество.

Также планируется создание условий для выравнивания возможностей выявления и развития природных задатков одаренности в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности всех категорий детей.

ФЦП «Дети России» включает подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».Предполагается, что в результате реализации будет осуществлен перелом в положении российских детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, сформируются позитивные тенденции снижения масштабов бедности в среде малообеспеченных семей с детьми.

Сложатся правовые и организационные механизмы их адресной социальной поддержки, сокращения детской безнадзорности и беспризорности, проституции, наркомании и алкоголизма.

Улучшатся условия социализации детей. Прекратится рост социального сиротства. Будет обеспечена доступность базовых услуг в сфере образования и охраны здоровья детей, продолжится снижение детской заболеваемости и смертности.

Возрастет качество образовательных услуг, а также доля выпускников общеобразовательных школ, получающих высшее профессиональное образование. Повысится роль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, институтов гражданского общества, семей в защите прав и интересов детей, реализации семейной и демографической политики.Государственная политика защиты семьи в России.Для начала необходимо определиться с понятием «семейная политика».

Итак, в законодательных документах РФ государственная семейная политика определена как составная часть социальной политики Российской Федерации. Она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.[14] В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: во-первых, обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций; во-вторых, обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека; и, наконец, создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.
Она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.[14] В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: во-первых, обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций; во-вторых, обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека; и, наконец, создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. [15] Необходимо отметить взаимодействие семьи и государства.

Согласно Концепции сбережения населения, государственная семейная политика, являясь важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами управления в отношении института семьи, и, по сравнению с социальной политикой, семейная, является более целенаправленной, сориентированной ни конкретный объект действий – семью.[15]Таким образом, семейная политика в России реализуется, посредством различных правительственных программ, участвуя тем самым в совершенствовании положения семьи в обществе, государстве.М.В.

Антокольская отмечает, что государство признает социальные права семьи и понимает необходимость их законодательного закрепления. Семье (а не только индивиду) предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы учитываются в процессе развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ, причем в законах и указах отмечается не только отношения между членами семьи, но и взаимоотношения семьи и государства.[16] Все это говорит о выработанной программе действий в отношении семьи. Регулирование ее взаимодействия с государством через постановления и правительственных актов.В настоящее время семейная политика в России серьёзно изменена и носит характер социальной защиты.

Семейная политика, по Концепции развития семейного законодательства М.Л.Шелютто, приоритетной задачей на современном этапе в России ставит защиту наиболее уязвимых семей через систему пособий и социального обслуживания.[17] Другими словами оказать помощь нуждающимся семьям и тем, кто не может самостоятельно справится с проблемами. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.А.Г Волков выделяет несколько основных направлений семейной политики, например такие как:· развитие законодательной базы государственной семейной политики;· демографическая политика в отношении семьи;· экономическая политика государства в отношении семьи в условиях рыночных отношений;· социокультурная политика в отношении семьи;· развитие социального обслуживания семьи;· государственная поддержка семей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах;· региональная семейная политика;· взаимодействие государства и неправительственных организаций субъектов семейной политики.[18] Таким образом, государство через акты и законопроекты оказывает значительное воздействие на статус и положение семьи в обществе, государстве, проникая практически во все сферы жизни семьи.В настоящее время существует множество законопроектов, указов и актов, которые направлены непосредственно на семью.

К примеру, в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, провозглашается: семья, материнство и детство находятся под защитой государства[19]. Это говорит о том, что они, благодаря защите государства, смогут полноценно развиваться.В настоящее время влияние государства на семью является очень важным, так как без вмешательства и поддержки государства семья будет все больше и больше рушится, тем самым нанося угрозу структуре социальной среды.

На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» и другими нормативными документами. Правительство Российской Федерации осуществляет разнообразные попытки для того, чтобы сломить кризис семьи. И вот Российская газета от 6 ноября 2008 года повествует о том, что 2008 год был объявлен в России годом семьи и призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

Был принят Указ Президента России от 14 июля 2007 года

«О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

.[20] Год семьи в России – это твердый шаг к укреплению основ семьи, и мероприятия, которые проводились в этот год, были направлены на осуществление этой цели. И это дало свои результаты. После объявления 2008 года Годом семьи был принят и уже вступил в силу ряд законов, направленных на защиту семьи и самых социально незащищенных ее членов, и после были рассмотрены и приняты некоторые законопроекты. Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям.

Развивается система семейных пособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми.

Государство реализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов. Реализуются программы кредитования и частичного субсидирования семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [21]Это слова говорит о гарантии полной поддержки населения со стороны государства.

В Семейном кодексе РФ (ст. 1) выделены следующие основные принципы семейного права: признания брака, добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.[22]Заключение.Государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами.Современная государственная политика направлена, прежде всего, на сохранение семьи для ребенка, а ребенка для семьи. Однако следует подчеркнуть, что для достижения положительных результатов должны активно, длительно, слаженно и в тесной связи друг с другом работать все звенья этой системы, не ожидая при этом сиюминутных успехов.Семейная политика в России еще несовершенна.

В настоящее время предпринимаются шаги по реализации и совершенствованию социальной помощи семьи, но на фоне серьезных проблем, которые она испытывает в современном обществе, они видятся и незначительными, и медлительными. Если все же удастся воплотить в жизнь все те мечты об идеальной семейной политике, то семья станет настолько защищенной, что будет спокойно воспитывать своих детей – будущее страны — в любви и согласии, развивая в них любовь к Родине и чувство патриотизма.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).[1]Использованная литература:

  • «О концепции «Сбережения населения на период до 2015 года» от 10.12.2003 г. № 766-ПП
  • Основные направления государственной семейной политики: указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 // Семейный кодекс — 1996. — № 712.
  • Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985г.) // Советская юстиция — 1991г. — №№12-14.
  • Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 6 октября 2003г. — №40 — Ст. 3822.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.) // Дипломатический вестник — 1992г. — №6 — С.10.
  • Шелютто М.Л. Концепция развития семейного законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского // Концепции развития российского законодательства. — М., 2004.
  • Указ Президента РФ от 14.09.1995 №942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации – 18 сентября 1995г. — №38 — Ст. 3669.
  • Волков, А.Г. Семья – объект демографии/ А.Г. Волков — М.: Мысль, 1986 – С.25-28.
  • Лебедев, С.С. Семейные ценности / С.С. Лебедев //Российская газета. – 2008.- 6 ноября.- С.5-6.
  • Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1994. – 56 с.
  • Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007г. №79-р «Об утверждении федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010годы» // Собрание законодательства Российской Федерации — 5 февраля 2007г. — №6 — Ст. 787.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) // Издании Организации Объединенных Наций — Нью-Йорк, 1992
  • Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1994. – 56 с.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 августа 1998г. -№31 — Ст. 3802.
  • Семейный кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 8 .12.1995 г. (со всеми последующими изменениями и дополнениями). – М.: Спарк, 1995. – 207 с.
  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996г. — №25 — Ст. 2954.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 января 2002г. — №1 (часть I) — Ст. 3.
  • Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ — 11 июля 1992г. — №23 — Ст. 1276.
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997г. №1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 13 января 1997г. — №2 — Ст. 198.
  • Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 333 с.

Законы о поддержке семей и защите детства

В Российской Федерации права детей регулируются:

  1. Жилищным кодексом;
  2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Конституцией РФ;
  4. Семейным кодексом;
  5. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  6. другими нормативно-правовыми актами.
  7. Гражданским кодексом;
  8. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  9. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей. Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:

  1. дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2021 года на каждого такого ребенка;
  2. ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  3. дополнительная разовая выплата на детей с трех до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  4. ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  5. увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.
  6. один из уволенных с 1 марта родителей сможет дополнительно три месяца (апрель, май, июнь) получать по 3 000 рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка;

Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте .

Расширение программы маткапитала С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс.

рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал.

Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала.

Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства.

Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года.

Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем . Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ По выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ.

Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Обеспечение школьников бесплатным питанием По дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком.

Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Реализация закона начнется уже с 1 сентября.

Совместная учеба братьев и сестер в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми. Повышение безопасности детского отдыха С 1 июня компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.Также был принят , по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству Были приняты в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также была установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Защита детей от «колумбайн-сообществ» разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних.

Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления. Упрощение поиска пропавших детей В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать , в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.

Защита прав детей на жилье при разводе родителей обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

Дети – приоритет В поправках в Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+