Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Физические лица в административном праве

Физические лица в административном праве

Введение


Цель написания настоящей работы является формирование системы теоретических знаний об административном праве как самостоятельной отрасли права. Предметом изучения настоящей работы является установление административно — правового статуса физических лиц как субъектов административного права; раскрытие понятия и признаков административного правонарушения. Определение предмета изучения, предполагает установление следующих задач:

  1. — определение основ административно — правового статуса физических лиц как субъектов административного права;
  2. — установление признаков административного правонарушения.
  3. — определение понятия административного правонарушения;
  4. — уяснение понятия субъекты административного права, определение его признаков;

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, принимающих непосредственное участие в решении задачи и осуществлении многочисленных функций исполнительной власти.

По сложившейся многолетней традиции в учебниках административного права и других научных публикациях субъектами административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством Российской Федерации нормами участвуют в осуществлении публичного управления и в реализации функций исполнительной власти.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи следующих элементов: административной правоспособности, административной дееспособности, административной деликтоспособности. Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.
Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

Важно отметить, что по общему правилу правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

В свою очередь, дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, которое по российскому гражданскому и семейному законодательству наступает в восемнадцать лет.

До этого возраста гражданин имеет ограниченный объем дееспособности, зависящий прежде всего от его возраста (до 6 лет; от 6 до 14 лет; от 14 до 18 лет). В ряде случаев ГК РФ допускает возникновение полной дееспособности до достижения 18 лет: перечень таких случаев включает в себя вступление в брак до достижения 18 лет, в случаях, когда это допускается по закону, а также объявление гражданина полностью дееспособным (эмансипация) при наличии условий, предусмотренных ст.

27 ГК РФ. В некоторых случаях для реализации предоставляемых нормами административного права возможностей гражданин должен достичь определенного возраста либо, наоборот, по достижении определенного возраста гражданин обязан совершить определенные действия. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ (в ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011)

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

В свою очередь, предельный возраст пребывания на гражданской службе определен в 65 лет. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

№828 (в ред. от 22.02.2012) такой паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене, иными словами, гражданин обязан, в частности, представить фотографии установленного образца, посетить орган внутренних дел и т.д. Иногда законодательство ставит административную правоспособность в зависимость от уровня профессионального образования.

Например, В отношениях по лицензированию отдельных видов деятельности обычным критерием административной правоспособности физических лиц лицензиатов являются стаж работы и квалификация.

Например, лицензию нотариуса может получить гражданин, прошедший стажировку сроком не менее 1 года (в отдельных случаях — не менее 6 месяцев) в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой и сдавший квалификационный экзамен (ст. 2 Основ законодательства о нотариате).
2 Основ законодательства о нотариате).

Административная дееспособность — это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности.

Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина. Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста.

На практике дееспособность гражданина в данном случае ограничена только фактической способностью сформулировать свое обращение и довести его до сведения должностных лиц, однако этот критерий не имеет юридического значения ввиду своей неопределенности. Необходимо отметить, что в ряде случаев гражданин может быть ограничен или даже лишен дееспособности. В частности, ст. 29 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

В отношении такого гражданина устанавливается опека. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, в соответствии со ст. 30 ГК РФ может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Над таким гражданином устанавливается попечительство.

Важно отметить, что ограничение или лишение гражданской дееспособности автоматически влечет соответствующее ограничение или лишение административной дееспособности. Однако лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в административном порядке жалоб, заявлений и предложений.
Однако лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в административном порядке жалоб, заявлений и предложений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в общеустановленном порядке рассмотреть такие обращения и принять по ним решения.

Еще одним критерием оценки правоспособности физических лиц является административная деликтоспособность.

Административная деликтоспособность — это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Административная деликтоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких критериев всего два: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Физические лица вступают в административно-правовые отношения в определенном административно-правовом качестве, т.е.

обладая соответствующим административно-правовым статусом. Субъектами административного права так или иначе являются все физические лица.

Административно-правовой статус гражданина — это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления. В науке административного права получило распространение представление о четырех основных видах административно-правового статуса граждан.

  1. 2. Статус гражданства включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из критериев наличия или отсутствия определенного вида гражданства.
  2. 1. Статус личности включает административные права и обязанности, присущие всем без исключения физическим лицам в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Примером таких прав и обязанностей являются право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, обязанность сохранять природу и окружающую среду. Административно-правовой статус личности в своей основополагающей части вытекает из норм главы 2 Конституции РФ и непосредственно закреплен во многих федеральных законах.

Наиболее распространенным и обычным является статус гражданства Российской Федерации.

Именно на закрепление административных прав и обязанностей граждан ориентировано подавляющее большинство актов административного законодательства Российской Федерации.

В последние годы наблюдается повышенное внимание законодателя к регулированию вопросов административно-правового статуса иностранного гражданства в Российской Федерации.

Иностранные граждане в Российской Федерации обладают правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Особенностям правового положения иностранных граждан в данном издании посвящен отдельный параграф.

Некоторыми отличиями от статуса гражданства Российской Федерации и статуса иностранных граждан обладает статус двойного гражданства (бипатризм). Ряд особенностей статуса двойного гражданства предусмотрен законодательными актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 16

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае наличия у него гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Некоторые особенности статуса бипатридов установлены непосредственно международными договорами Российской Федерации. Например, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993 договаривающиеся Стороны — Российская Федерация и Туркменистан признают за своими гражданами право приобрести без утраты прежнего гражданства гражданство другой Стороны.

Например, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993 договаривающиеся Стороны — Российская Федерация и Туркменистан признают за своими гражданами право приобрести без утраты прежнего гражданства гражданство другой Стороны.

Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает.

Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне. И последним административно-правовым статусом гражданства является статус безгражданства (апатризм).

Хотя на лиц без гражданства в целом распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации, существует ряд изъятий и ограничений для лиц без гражданства.

В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ (в ред. от 07.11.2011, с изм. от 21.11.2011) запрещает лицам без гражданства замещать в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

  1. 4. Особый статус довольно резко отличается от социального статуса, поскольку в нем отсутствует признак социальной необходимости. Физические лица приобретают особый статус хотя и на основе законодательства, но исключительно своим добровольным волеизъявлением. Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.
  2. 3. Социальный статус включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий. Примеров социального статуса чрезвычайно много, среди них можно упомянуть статусы государственного служащего, индивидуального предпринимателя, пенсионера, студента. Особенностью данного административно-правового статуса является то, что он возникает на основании закона как комплекс административных прав и обязанностей, связываемых с той или иной профессией или родом занятий. Поскольку же любое физическое лицо в российском обществе занимает определенную социальную нишу, наличие одного или нескольких социальных статусов для физического лица является непременным.

Таковы особенности правового статуса физического лица как субъекта административного права.

Субъекты Российского административного права

После изучения данной главы студент должен: знать

  1. • понятие и классификацию должностных лиц на отдельные виды, элементы их административно-правового статуса;
  2. • понятие и классификацию организаций на отдельные виды, элементы их административно-правового статуса;
  3. • понятие и классификацию муниципальных служащих на отдельные виды, элементы их административно-правового статуса;
  4. • определение, сущность, структуру, основные виды и элементы административно-правового статуса физического лица;
  5. • понятие и классификацию государственных служащих на отдельные виды, элементы их административно-правового статуса;

уметь

  1. • выделять организации как субъектов административных правоотношений;
  2. • выделять муниципальных служащих как субъектов административных правоотношений;
  3. • выделять должностных лиц как субъектов административных правоотношений;
  4. • выделять государственных служащих как субъектов административных правоотношений;
  5. • оперировать такими специальными категориями, как «административная правоспособность», «административная дееспособность», «административная деликтоспособность», «административно-правовой статус»;
  6. • отграничить административно-правовой статус физического лица от иных правовых статусов участников правоотношений;

владеть

  1. • навыками анализа структуры и содержания административноправого статуса государственного служащего в Российской Федерации;
  2. • навыками анализа структуры и содержания административноправого статуса организации в Российской Федерации;
  3. • навыками анализа структуры и содержания административно- правого статуса должностного лица в Российской Федерации;
  4. • навыками анализа структуры и содержания административноправого статуса муниципального служащего в Российской Федерации;
  5. • навыками разрешения административно-правовых конфликтов, участниками которых выступают физические лица и организации.
  6. • навыками анализа структуры и содержания административноправового статуса граждан;

Граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, выступающих субъектами административного права, в обобщенном виде принято называть физическими лицами.

Физические лица как субъекты административного права занимают в административно-правовой сфере определенное положение, которое является административно-правовым статусом данного лица. Под административно-правовым статусом физического лица следует понимать определенную систему административно-правовых координат гражданина России, иностранного гражданина, лица без гражданства, лица с двойным гражданством в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства или в системе возникающих административных правоотношений. Административно-правовой статус физического лица по своему содержанию представляет собой правовую характеристику этого субъекта как потенциального участника административных правоотношений.

В структуру административно-правового статуса физического лица можно включить следующие элементы:

  1. • юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства.
  2. • место и роль физического лица в системе административных правоотношений;
  3. • общие и специальные административные права, имеющиеся у физического лица в системе административных правоотношений;
  4. • ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих физическому лицу в системе административных правоотношений;
  5. • общие и специальные административные обязанности, возложенные на физическое лицо в системе административных правоотношений;

Рассмотрим каждый из названных элементов административно-правового статуса физического лица.

  1. 1. В зависимости от места и роли физического лица в системе административных правоотношений можно выделить два вида физических лиц, выступающих участниками административных правоотношений:
    • • властвующие индивидуальные субъекты, т.е. физические лица, а именно граждане Российской Федерации, действующие в административных правоотношениях от имени государства или муниципальных образований и реализующие в этих отношениях их непосредственные публично- властные полномочия либо публично-властные полномочия соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления: государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, губернатор, начальник органа внутренних дел, государственный налоговый инспектор, глава муниципального образования, глава местной администрации и т.п.);
    • • невластвующие индивидуальные субъекты, т.е. все иные физические лица, действующие в административных правоотношениях от собственного имени либо от имени представляемых ими организаций, реализующие в этих отношениях принадлежащие им административные права и возложенные на них административные обязанности и не наделенные публично-властными полномочиями в отношении других субъектов названных отношений (государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, рабочие, индивидуальные предприниматели, студенты, пенсионеры и т.п.).
  2. • властвующие индивидуальные субъекты, т.е.

    физические лица, а именно граждане Российской Федерации, действующие в административных правоотношениях от имени государства или муниципальных образований и реализующие в этих отношениях их непосредственные публично- властные полномочия либо публично-властные полномочия соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления: государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, губернатор, начальник органа внутренних дел, государственный налоговый инспектор, глава муниципального образования, глава местной администрации и т.п.);

  3. • невластвующие индивидуальные субъекты, т.е. все иные физические лица, действующие в административных правоотношениях от собственного имени либо от имени представляемых ими организаций, реализующие в этих отношениях принадлежащие им административные права и возложенные на них административные обязанности и не наделенные публично-властными полномочиями в отношении других субъектов названных отношений (государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, рабочие, индивидуальные предприниматели, студенты, пенсионеры и т.п.).

Место и роль физического лица в системе административных правоотношений влияет на характер и объем возникающих у него административных прав, обязанностей и юридической ответственности в этих отношениях.

  1. • на поступление в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе.
  2. • на обращение в административные органы публичной власти с заявлениями и жалобами;
  3. 2. Общие и специальные административные права физического лица. Общими административными правами физическое лицо обладает в административных правоотношениях наравне с другими физическими лицами, вступающими в эти отношения. К их числу можно, в частности, отнести права:
    • • на обращение в административные органы публичной власти с заявлениями и жалобами;
    • • на получение от административных органов публичной власти необходимой для них информации;
    • • на получение в компетентных административных органах публичной власти заграничного паспорта;
    • • на поступление в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе.
  4. • на получение от административных органов публичной власти необходимой для них информации;
  5. • на получение в компетентных административных органах публичной власти заграничного паспорта;

Специальными административными правами физические лица наделяются в определенных административных правоотношениях. Такими правами, в частности, обладают властвующие физические лица – государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления, которые вправе совершать в отношении иных субъектов административных правоотношений властные юридически значимые действия, издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты. Кроме того, специальными административными правами наделяются и некоторые другие категории физических лиц, например иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие, лица, совершившие административные правонарушения.

3. Общие и специальные административные обязанности, возложенные на физическое лицо, в системе административных правоотношений. Общие административные обязанности возлагаются на физическое лицо в административных правоотношениях наравне с другими индивидуальными субъектами, вступающими в эти отношения.

Это, например, обязанность соблюдать правила дорожного движения, требования пожарной безопасности, правила поведения в общественных местах. Специальные административные обязанности возлагаются на физическое лицо в определенных административных правоотношениях в связи с особенностями его правового положения в этих отношениях, но таковые отсутствуют у иных индивидуальных субъектов, вступающих в данные отношения. Специальные административные обязанности возлагаются, в частности:

  1. • на властвующих субъектов административных правоотношений – государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления в процессе их административно-властной деятельности;
  2. 4. Ограничения общих и специальных административных прав, принадлежащих физическому лицу в системе административных правоотношений. Ограничения общих и специальных административных прав физического лица – это установленные нормами административного права условия, при наличии которых временно приостанавливается реализация общих или специальных прав данного субъекта в административных правоотношениях. Они могут быть введены, в частности, в случае совершения физическими лицами административных правонарушений и применения к ним мер административного принуждения, а также при необходимости обеспечения государственной и общественной безопасности. Примерами являются лишение физического лица права на управление транспортным средством, аннулирование разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия, аннулирование лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, ограничение движения транспортных средств и пешеходов на отдельных участках дорог или улиц.
  3. 5. Юридическая ответственность за совершение физическим лицом правонарушений в сфере административно- правового регулирования. Физические лица могут совершать в сфере административно-правового регулирования два вида правонарушений – административные и дисциплинарные. Соответственно они могут привлекаться за их совершение к административной и дисциплинарной ответственности. При этом к административной ответственности могут быть привлечены любые категории физических лиц, в то время как к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами административного права подлежат привлечению лишь отдельные категории физических лиц, в частности государственные служащие, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, а также лица, принудительно содержащиеся в специальных государственных правоохранительных учреждениях.
  4. • на государственных гражданских служащих, военнослужащих, владельцев транспортных средств, индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особенности привлечения физических лиц к указанным видам юридической ответственности будут рассмотрены нами в соответствующих главах данного учебника.

В зависимости от особенностей правового положения физических лиц в системе административных правоотношений можно выделить два вида их административно-правового статуса:

  1. • специальный, характеризующийся наличием специальных административных нрав и специальных административных обязанностей.
  2. • общий, характеризующийся наличием общих административных прав и общих административных обязанностей;

Входящие в структуру административно-правового статуса физического лица административные права, обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этим субъектом административного права только при наличии у него административной правосубъектности. Рассмотрим далее составные элементы административной правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности) применительно к физическим лицам.

1. Общая административная правоспособность физического лица, т.е. его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности, возникает с момента рождения этого субъекта и прекращается в момент наступления его смерти. Так, с момента рождения у гражданина Российской Федерации возникают такие права в административно-публичной сфере, как право па бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на получение образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, на социальную защиту со стороны государства.

По мере взросления гражданина объем его общей административной правоспособности возрастает.

Так, при поступлении в образовательное учреждение основного общего образования у гражданина возникают не только права, но и обязанности, связанные с соблюдением установленного в этом учреждении распорядка, учебной дисциплины, правил дорожного движения. Общая административная правоспособность прекращается в случае смерти физического лица. 2. Специальная административная правоспособность физического лица, т.е.

его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности, возникает не с момента рождения субъекта, а с момента возникновения у него специального административно-правового статуса, например с момента назначения лица на должность государственной службы, с момента поступления его в высшее учебное заведение, с момента получения лицом удостоверения на право управления транспортным средством и т.п. Прекращается специальная административная правоспособность с момента утраты физическим лицом специального административно-правового статуса, например с момента увольнения с государственной службы, с момента окончания высшего учебного заведения, с момента лишения лица в установленном порядке права управления транспортным средством и т.п. 3. Общая административная дееспособность физического лица, т.е.

его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности, возникает в полном объеме с момента достижения этим субъектом 18 лет.

До достижения совершеннолетия физическое лицо как субъект административного права обладает частичной общей административной дееспособностью, т.е. может самостоятельно, от своего имени осуществлять не все, а лишь некоторые общие административные права и исполнять некоторые общие административные обязанности. Например, несовершеннолетние граждане вправе самостоятельно осуществлять в сфере административно-правового регулирования такие права, как право на образование, на медицинское обслуживание, на государственную регистрацию брака (с 16 лет), на управление мотоциклом (с 16 лет), а также самостоятельно исполнять такие обязанности, как обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в образовательных учреждениях, правила дорожного движения, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования.

В то же время некоторые права и обязанности в сфере административно-правового регулирования могут быть реализованы гражданами только с момента достижения ими совершеннолетия.

К числу таких прав и обязанностей относятся, например, право на приобретение и использование огнестрельного оружия, право на управление автомобилем, право поступления на государственную службу, обязанность нести военную службу.

  1. 4. Специальная административная дееспособность физического лица, т.е. его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять специальные административные права и исполнять специальные административные обязанности, возникает у данного субъекта административного права с момента наделения его в установленном законодательством порядке специальным административноправовым статусом, т.е. с момента возникновения у него специальной административной правоспособности. Например, специальная административная дееспособность, которой обладает сотрудник полиции, возникает у гражданина с момента назначения его на соответствующую должность в органе внутренних дел.
  2. 5. Общая административная деликтоспособностъ, т.е. способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в сфере административноправового регулирования правонарушения, возникает у физического лица с момента достижения им 16 лет. При этом к дисциплинарной ответственности физическое лицо может быть привлечено и до достижения им 16 лет. В частности, учащиеся образовательных учреждений как общего, так и профессионального образования за нарушение учебной дисциплины могут быть привлечены администрацией этих учреждений к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, выговора или отчисления из соответствующего образовательного учреждения.
  3. 6. Специальная административная деликтоспособностъ, т.е. способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в сфере административно- правового регулирования правонарушения с соблюдением специального порядка привлечения к этим видам ответственности, возникает у индивидуального субъекта с момента приобретения им специального административно-правового статуса определенного вида, в частности с момента назначения на отдельные должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления. Такой деликтоспобностью обладают, например, граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной гражданской службы, воинские должности, должности в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, должности судей и прокуроров, а также иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Перечисленные лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности за совершенные ими дисциплинарные и административные правонарушения в особом порядке, с соблюдением специальных процедур.

Завершая общую характеристику административно-правового статуса физических лиц, перечислим основные общие административные права и обязанности граждан Российской Федерации.

  1. • соблюдать установленные правила проезда в городском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздушного, морского и речного судна;
  2. • на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
  3. • на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим российским законодательством;
  4. • соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения массовых общественных мероприятий;
  5. • на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;
  6. • на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;
  7. • на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;
  8. • получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение определенных действий, например на перепланировку жилых помещений, на отстрел диких животных, па приобретение оружия и т.п.;
  9. • своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет;
  10. • соблюдать установленные правила регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;
  11. • на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;
  12. • на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;
  13. • поступления на государственную службу, в том числе на гражданскую, военную и правоохранительную, при соответствии установленным российским законодательством требованиям, предъявляемым к замещению той или иной должности государственной службы;
  14. • соблюдать установленные санитарные нормы и правила, правила охраны окружающей среды;
  15. • соблюдать установленные правила пожарной безопасности;
  16. • на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;
  17. • на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;
  18. • представлять компетентным административным органам необходимую для их законной деятельности информацию, являться по их вызову для дачи объяснений по находящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;
  19. • на государственную регистрацию в органах ЗАГСа актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);
  20. • соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;
  21. • на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.
  22. • регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
  23. 1. Основные общие административные права граждан Российской Федерации. В соответствии с действующим российским административным законодательством все совершеннолетние дееспособные граждане России имеют и могут осуществлять в сфере административно-правового регулирования следующие основные права:
    • • на государственную регистрацию в органах ЗАГСа актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);
    • • на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
    • • поступления на государственную службу, в том числе на гражданскую, военную и правоохранительную, при соответствии установленным российским законодательством требованиям, предъявляемым к замещению той или иной должности государственной службы;
    • • на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;
    • • на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;
    • • на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим российским законодательством;
    • • на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;
    • • на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;
    • • на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;
    • • на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;
    • • на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;
    • • на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.
  24. 2.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+