Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Что такое форма собственности собственность публично правовых образований

Что такое форма собственности собственность публично правовых образований

Что такое форма собственности собственность публично правовых образований

Критерии и способы разграничения публичной собственности


» » » 3,357 Просмотры Вся земельная территория имеет своего владельца, она не может оказаться бесхозной. Владельцем может быть частное лицо или государственные или муниципальные органы власти. Если мы говорим о земельной территории, принадлежащей государству, то подразумеваем, что она является собственностью публично-правовых государственных образований. Давайте рассмотрим, что это значит и в чём особенность такой формы собственности.

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  1. государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  2. муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан.

Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры. Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд.

Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  • Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  • Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  • Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Кадастровая карта Росреестра позволяет определить, что интересующий участок зарегистрирован именно в таких границах и подлежит эксплуатации именно для определённого вида деятельности. Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти.

Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Публичные структуры имеют право владеть и распоряжаться имуществом в рамках своих полномочий.

Это право реализуется с помощью нормативных и законодательных актов, для его исполнения существуют министерства, ведомства, исполнительные органы разных уровней власти. Существует несколько форм распоряжения имущественными объектами, которые могут осуществляться публично-правовыми структурами.

  • Корпоративные формы взаимоотношения. Публично-правовые образования имеют право делать вклад в уставной капитал частных компаний или выкупить часть доли.
  • Деприватизация. Это обратный процесс, когда имущество изымается из частного владения путём национализации или конфискации.
  • Правоотношения общественной собственности, в которой объектом выступает непосредственно госимущество. Общественные владения могут использоваться только по целевому назначению, в отличие от частных объектов.
  • Приватизация. Сюда можно отнести наиболее распространённый пример с приватизацией квартир проживающими в них гражданами.

Кроме указанных выше правоотношений, публичные организации могут участвовать в делах наследования, например приобретать .

Унитарные предприятия создаются исключительно на базе общественной собственности.

Государственные органы несут ответственность за осуществляемые правоотношения. Если происходит удовлетворение обращения взыскания, претензии лица удовлетворяются из бюджета или за счёт общественного имущества. Обращение с общественным имуществом регламентируется и Российской Федерации. В них говорится о праве приватизации, выделения из федерального владения на безвозмездной основе и возможности аренды имущества.

В них говорится о праве приватизации, выделения из федерального владения на безвозмездной основе и возможности аренды имущества. В пользовании государственным имуществом есть несколько весьма ощутимых плюсов.

  • Освобождение от уплаты ежегодных налогов. Налог в бюджет платит только собственник, а арендатор земли или квартиры таковым не является.
  • Возможность улучшить условия проживания. При проживании на государственной жилплощади у жильцов появляется возможность улучшить свои условия. Такое осуществляется, когда квартира прекращает соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам или её метража не хватает на всю семью в связи с её расширением.
  • Замена имущественного объекта. В случае форс-мажорных обстоятельств, если используемый объект был испорчен или уничтожен, госорганы обязуются заменить его на аналогичный.

Однако у такого имущества есть и свои недостатки. Во-первых, государственную квартиру невозможно продать, обменять или передать по наследству. Поэтому многие граждане стараются приватизировать её при первой же возможности.

Во-вторых, дом или квартира предоставляются госорганами на определённых условиях. Как только эти условия перестают выполняться, имущество должно быть возвращено, если иное не предусмотрено договорным соглашением.

К переводу общественного владения в частное нужно отнестись взвешенно и сравнить все преимущества и недостатки, поскольку у каждой из этих форм собственности есть свои плюсы, которые могут играть индивидуальную роль для каждого конкретного гражданина. 2018-03-05 28.04.2018 19.04.2018 19.04.2018

Собственность публично-правовых образований – что это такое?

» Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.В ходе эволюции видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность.

А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований. Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.СодержаниеСобственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.Публично-правовые образования делятся на:

  • муниципалитет.
  • государство;
  • субъекты Российской Федерации;

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  1. выделения земли;
  2. другое.
  3. налогообложение;
  4. правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  5. наложение публичного сервитута;
  6. распоряжение имуществом, в том числе выморочным;

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права.

Государству принадлежит:

  1. институты;
  2. дороги, трассы;
  3. стратегические объекты;
  4. земли;
  5. научная деятельность.
  6. оборонные объекты;
  7. космические объекты;
  8. культурные и исторические памятки;
  9. ресурсы природы;

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  1. объекты культуры и истории.
  2. коммунальные учреждения;
  3. инженерные сооружения;
  4. недвижимость;

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  1. сохранение права на земли в виде публичного сервитута.
  2. срочности и возвратности земли;
  3. невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  4. обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации.

Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  1. гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  2. граждане, которые получили земельный надел под строительство.
  3. земли дачных и садовых кооперативов;
  4. многодетным семьям;
  5. граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  1. межевой план;
  2. заявление о предоставлении земельного надела;
  3. другое.
  4. документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  5. свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  6. акт о территориальном местоположении надела;
  7. чек об уплате государственной пошлины;
  8. заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  9. копия паспорта и его оригинал;

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства.

ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  1. замена имущества в случае её потери;
  2. защищённость от мошенников
  3. возможность улучшения имущества через договор социального найма.
  4. нет налогообложения;

К недостаткам относятся:

  1. гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  2. гражданин может потерять право на использование имущества.
  3. гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению.

Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Напишите свой вопрос — в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует Задать вопросЗаполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минутВаше имяНомер телефона * Ваш город (регион) * ОтправитьСпасибо!Ваша заявка принятаЮрист позвонит в течение 5 минутЗадать еще вопрос АнонимноИнформация о вас не будет разглашенаБыстроЧерез 5 минут с вами свяжется наш консультант Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Евгений ФедоровКонсультаций 1233Отзывов 34Татьяна ПортноваКонсультаций 845Отзывов 38Анастасия КотоваКонсультаций 642Отзывов 23Игорь РуссковКонсультаций 304Отзывов 14 Для жителей Москвы и МО Для жителей Спб и области

Право собственности публично-правовых образований: особенности

2021-06-04 49.2k быстрее.

Это бесплатно!Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения.

Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны.

Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  1. арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.
  2. они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  1. государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  2. муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная.

С началом многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц.

Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Земельный кодекс РФ;

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  1. путем получения земли, не имеющей собственника;
  2. при образовании нового надела в результате объединения или разделения.
  3. в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции.

Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти.
Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти.

Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления.

Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно.

Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  1. некоммерческим учреждениям;
  2. муниципальным учреждениям;
  3. юридическим или физическим лицам.
  4. унитарным предприятиям;
  • Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций.

    Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

  • Правоотношения публичной собственности.

    Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.

  • Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  • Обязательственные отношения.

    Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.К преимуществам такой формы собственности относятся:

  • Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  • Утрата имущества влечет за собой замену.

    Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.

  • Не нужно платить ежегодный налог.

    Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.

  • Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  • Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником.

    Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.

  • Существует риск лишиться объекта недвижимости.

    Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются.

Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев.

Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Похожие записи

Особенности собственности публично-правовых образований в 2021 году

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями. По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры. Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Публичная собственность разделяется на типы: Государственная Сюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам Муниципальная Принадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Фото: схема публично-правовых образований Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету. В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям. Среди законодательных актов, которые регулируют публичную форму владения, присутствуют Земельный и Гражданский кодексы.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество. В число таких попадают: Сделка по законодательству Которая предполагает формирование гражданско-правового договора Получение земли У которой нет собственника Формирование нового участка Путем объединения нескольких или разделения большего по размерам Выделение из федерального фонда на безвозмездной основе — Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право. Правительство имеет абсолютно все права как на федеральное, так и муниципальное имущество, но при этом полномочия распоряжаться им и регулировать его использование в дальнейшем могут быть переданы.
Правительство имеет абсолютно все права как на федеральное, так и муниципальное имущество, но при этом полномочия распоряжаться им и регулировать его использование в дальнейшем могут быть переданы. В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки. Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет. Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  1. некоммерческим структурам;
  2. унитарным предприятиям;
  3. муниципальным организациям;
  4. юридическим, а также физическим лицам.

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований. Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов. В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия. Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений. В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом. Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе.

Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций. Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами.

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации. Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам. Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306. Видео: категории земли и виды разрешенного использования Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются: Такое имущество защищено от мошенников Поскольку квартиру или землю перевести в частное распоряжение достаточно сложно, и этому предшествует выполнение ряда условий. Выполнять их для мошенников опасно и долго, а каждую сделку контролируют сразу несколько государственных органов Уплата налога не нужна Ведь арендатор платит только сумму по договору, а платить сборы должен собственник, то есть власть Потеря имущества сопровождается заменой Это важно при пожарах, наводнениях или аварийном состоянии, тогда власти дают гражданину другое имущество Граждане могут улучшить жилищные условия Благодаря договору социального найма При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы: Кроме государства и муниципалитета Никто не может совершать сделок с имуществом, поэтому наниматель не имеет права дарить, обменивать, продавать или отдавать его в залог Недвижимость может быть потеряна Если арендатор не выполняет условий касательно пользования.

Тогда гражданин будет выселен, и право на замену также теряется Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности

Законодательством предусмотрены разные формы публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности. Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества.

К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции.

При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству.

Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом. При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств. В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации.

Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры.

В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество.

Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г.

В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам. Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований.

Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица.

Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.Лесной фонд находится в федеральной собственности.

При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование.

Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам.

Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота.

В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.Местные в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации. При этом право собственности на объекты реализуют представительные структуры власти, а в случаях, предусмотренных нормативными актами (уставами МО) – непосредственно население.Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность.

Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306). Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях.

В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество.В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях. Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них.Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку.

Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента. Публично-правовые образования могут приобретать в собственность доли участия в уставном капитале хозяйствующих обществ.

Обычно покупка производится не на вторичном рынке, а в процессе приватизации.Кроме того, публично-правовые образования вправе вносить муниципальное или государственное имущество в виде вклада в уставной капитал для его увеличения и оплаты выпуска дополнительных акций.Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций.

Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов.

К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление. При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления.

В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти. 1 декабря, 2017 Статья закончилась.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+