Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Анализ гимнастики после сна

Анализ гимнастики после сна

Анализ режимного момента: гимнастика после дневного сна


Дарья Шуянова Дата: 28 октября 2021 года Педагог: (Шуянова Д. К) Возрастная группа: подготовительная группа «Золушка» Количество детей: 22 человека Подъем детей осуществлялся в 15 часов.

Сначала осуществлялась побудка (упражнения в постели): потягивание, растягивание мышц разных групп. Длительность побудки составила 2 минуты.

Далее, педагог предложила детям гимнастику около кровати («Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки», И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит», И.

п.: о. с, вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди, И. п.: о. с, руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох — присесть.

«Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан»

(береза,И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.

п. Далее проводились закаливающие процедуры – босохождение по массажному коврику. Весь режимный момент от пробуждения до одевания детей занял 10 минут. Комплекс гимнастики после сна отражается плане.

Рекомендации: рекомендую проводить работу в данном направлении, используя музыкальное сопровождение.

«Звери проснулись». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.

В-ль.Отгадайте загадку: В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк! Это серый. (волк) 2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.

Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед.

Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. 3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.

Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф».

Повторить четыре раза; темп медленный.

4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуть-ся на живот. По команде «Спинка»повернуться на спину.

Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро.

5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом.

На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.

Гимнастика после сна, ее значение для физического развития детей

Перминова Елена Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ.Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др.

Но нам хотелось бы выделить гимнастику после сна и объяснить ее важность в оздоровительном и образовательном процессе. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций.

Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна: -устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.); -увеличить тонус нервной системы; — усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других); Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ.Она имеет оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.Комплекс состоит из : -разминочных упражнений в постели, — умывание или обтирание холодной водой рук и лица. Разминка в постели: Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза.

В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног» (2-3 мин.).

— Потягивание — лёжа на спине.

Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты.

Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой, можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. (3-4 раза) «Бодрость» Эй, ребята, что вы спите? Просыпайтесь, не ленитесь! Прогоню остатки сна, одеяло в сторону, Мне гимнастика нужна – помогает здорово.

Смотрим вправо, смотрим влево, наклони головку вниз.

Смотрим вправо, смотрим влево, в потолочек оглянись.

Сядем ровно, ножки вместе,руки вверх и наклонись: Наклонитесь, подтянитесь, ножки слушайтесь, не гнитесь.

А теперь тихонько сели, друг на друга посмотрели, Улыбнулись, оглянулись и на тапочки наткнулись.

Сжали пальчики, раскрыли, много раз так повторили, Выполняйте поскорее- станут пальчики сильнее. Руки словно два крыла, шагом марш вокруг стола Прямо к водным процедурам, а потом и за дела. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

Анализ режимного момента «Гимнастика после сна и метод закаливания»

Екатерина Царук Дата 4 февраля 2015г.

Педагог: Проверяющий: Возрастная группа: средняя Количество детей: 11 (одиннадцать) человек 1. Режимный момент – гимнастика после сна и метод закаливания 2. Условия Подъем детей осуществлялся в 15ч04мин. В группе было тихо, часть детей спала, остальные спокойно ждали подъема. 3. Методика проведения Педагог для пробуждения детей использовала спокойную расслабляющую музыку.При этом учитывала индивидуальные особенности некоторых детей: плохое настроение после пробуждения, желание сходить в туалет.

3. Методика проведения Педагог для пробуждения детей использовала спокойную расслабляющую музыку.При этом учитывала индивидуальные особенности некоторых детей: плохое настроение после пробуждения, желание сходить в туалет. После пробуждения всех детей, следовала гимнастика в постели (потягивание, растягивание мышц разных групп) – 2 мин Далее, педагог предложила детям гимнастику на полу с элементами игры («Попрыгаем как зайчики», дыхательную гимнастику, ОРУ (для мышц плечевого пояса, приседы тд) – 6 мин.

Умывание детей проходило с показом педагога алгоритма умывания после сна (

«Ручки моем до локтя, не забываем про лицо и глазки»

) – 10 мин.

Весь режимный момент от пробуждения до одевания детей занял 20 минут. 4. Приемы Закаливающим мероприятием стала дыхательная гимнастика с элементами игры. Спокойная музыка использовалась в качестве фона на протяжении всего режимного момента, выполняя релаксационную функцию.

5. Отражение работы в документации Комплекс гимнастики после сна и метод закаливания отражается в папке «Оздоровительная работа в средней группе». Вывод: порядковый номер комплекса гимнастики после сна соответствует дате проведения.

Что позволяет сделать вывод, о планомерной работе в данном направлении.

Эффективность работы считаю высокой. Замечания: на наш взгляд, педагогу следовало на момент начала выполнения гимнастики по полу включить более энергичную музыку для активизации детей и более активного выполнения упражнений ими. Рекомендации: мы рекомендуем педагогу продолжать работу в данном направлении, совершенствуя свой педагогический опыт.

Дата 13 февраля 2015г. Педагог: К. А. Кошелева Проверяющий: Е. В.

Царук Возрастная группа: средняя Количество детей: 9 (девять) человек 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований Перед сервировкой стола дежурные помыли руки с мылом, надели детские фартуки, чепчики на голову. Младший воспитатель протерла столы специальной тряпкой («Для стола»).

2. Сервировка стола Сервировка выполнена правильно.

Для каждого ребенка имелась салфетка под прибор.

На столе салфетница, емкость для использованных салфеток. Все приборы разложены с учетом соблюдения правил сервировки стола. 3. Оценка деятельности дежурных Дети-дежурные по столовой принимали активное участие в сервировке, что создало впечатление о хорошо организованной работе в данном направлении.

После приема пищи дежурные так же активно помогали убирать со стола приборы и салфетки. 4. Согласованность в работе взрослых При подаче второго блюда педагог помогал младшему воспитателю раздавать детям пищу. Работали слажено, без замечаний.

5. Подготовка детей к приему пищи В момент сервировки стола, педагог с детьми читали книгу, проводили пальчиковую гимнастику. 6. Организация гигиенических процедур Дети организовано ставили стулья, и отправлялись мыть руки перед приемом пищи.

Воспитатель принимала активное участие в помощи и напоминании детям алгоритма умывания перед едой.

7. Обстановка в группе во время приема пищи Обстановка во время еды в группе была спокойной и ненапряженной. 8. Навыки пользования столовыми приборами Дети средней группы фактически все умеют пользоваться правильно столовыми приборами.

Те дети, которые ошибались в правильном держании вилки-ложки, воспитатель напоминала, как правильно. 9. Культура поведения за столом Во время приема пищи дети вели себя спокойно и культурно.

10. Умение преподнести блюдо Некоторые дети выразили нелюбовь к предлагаемому блюду. На что педагог тут же предложила ребенку альтернативу (

«Просто попробуй, это вкусно, посмотри, как деткам нравится!»

). 11. Обучение правилам поведения за столом Во время приема пищи педагог не оставляла без внимания и культуру поведения детей за столами.

Время от времени напоминала про прямую спинку, локотки, использовала устное народное творчество («Когда я ем, я глух и нем»).

Вывод: организация питания в группе находится на высоком уровне. Дети знают названия блюд, фактически все умеют правильно пользоваться столовыми приборами, используют салфетки, частично контролируют свое поведение во время приема пищи. Замечания: некоторые дети, отказываясь от приема пищи, делают это капризничая.

Замечания: некоторые дети, отказываясь от приема пищи, делают это капризничая. Возможно, педагогу стоит более активно и ненавязчиво объяснить ребенку пользу блюда.

Предложения: педагог перед приемом пищи может читать с детьми книгу о правилах поведения за столом, обсуждая каждую предполагаемую ситуацию, оживляя тем самым имеющийся опыт детей.

Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика

31.08.201714k Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка.

От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Содержание Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию. Целями проведения таких занятий является:

  1. подъём мышечного тонуса;
  2. воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
  3. предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  4. профилактика простудных заболеваний;
  5. укрепление дыхательного аппарата;
  6. улучшение настроения;

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  1. улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  2. приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  3. создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  • Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  • Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
  • Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку
  • Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.
  • Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — .

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат.

corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника. Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда.

Видами корригирующих упражнений могут быть:

  1. профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).
  2. коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  3. физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  4. ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  5. закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей. Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  1. занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  2. дыхательная гимнастика.
  3. корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  4. упражнения сразу после пробуждения — в кровати;

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

  • Из одежды на детках должны быть трусы и майка.

    Если речь идёт о холодном времени года, то пижама. Для выполнения упражнений на коврике стоит надеть чешки или носки.

  • Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  • В процессе выполнения упражнений расслабление должно быть более длительным по сравнению с напряжением.
  • Инструкции по выполнению следует повторять большее или меньшее количество раз в зависимости от эмоционального состояния малышей.
  • Отсутствие принуждения.

    Если маленькое солнышко отказывается работать вместе со всеми, то ругать его категорически нельзя. Нужно только выяснить, что стало поводом для такого поведения.

  • Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  • В летнее время года блок активных упражнений рекомендуется проводить на улице.
  • Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей Дата Название упражнения Описание Сентябрь Гимнастика в кровати «Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз) «Котёнок» И.

п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз). «Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги.

Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз). Упражнения на коврике Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас — это раз,Повернулась голова — это два.Руки вниз, вперёд смотри — это три.Руки в стороны — четыре,С силой их к плечам прижать — пять.Всем ребятам тихо сесть — это шесть. Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.

Дыхательные упражнения «Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти. «Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами).

Такой же выдох через нос. Октябрь Гимнастика в кровати «Потягушки» И.

п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).

«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).

«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз).

Упражнения на коврике Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,Зайцы — серые клубочки,Прыг — скок, прыг — скок.Встал зайчонок на пенёк,Всех построил по порядку,Стал показывать зарядку.Раз — шагают все на месте.Два — руками машут вместе.Три — присели, дружно встали.На четыре потянулись.Пять — прогнулись и нагнулись.Шесть все встали снова в ряд,Зашагали как отряд.

Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам. Дыхательные упражнения «Перочинный ножик» И.

п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза. «Насос» И.

п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос.

Повторить 6–8 раз. «Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8). Апрель Гимнастика в кровати «Восхищение» И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».( 6 раз) .

«Потягивание» И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .

«Тестомес» И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

(6 раз) Упражнения на коврике Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)И к коту не подойдёт (руки в стороны).

Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.

Дыхательные упражнения «Носик гуляет» Вдох и выдох через нос.

Выполнить 10 – 20 раз. «Носик балуется» При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз. «Носик нюхает приятные запахи» Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз. «Носик поёт песенку» На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу.

Выполнить 10 – 20 раз. Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.
Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует.

Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  1. мягких игрушек;
  2. слайдов;
  3. картинок;
  4. плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой.

Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше. Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

  1. имя педагога;
  2. количество малышей в группе.
  3. название дошкольного учреждения и группы;
  4. дату проведения;
  5. возраст детишек;

№ п/п Этап гимнастики Перечень и описание упражнений Временные рамки Вывод (цели достигнуты или нет) Примечания 1 Начало подъёма, туалет 3 минуты 2 Упражнения в постели 3 Упражнения на коврике 4 минуты 4 Дыхательные упражнения 3 минуты Гимнастика после сна для детей очень важна.

Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Автор:

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни.

Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:

  • 4
  • 2
  • 3
  • 1
  • 5

(16 голосов, среднее: 4.4 из 5) Поделитесь с друзьями!

10.01.2019 24.12.2018 13.12.2018 10.10.2018 02.10.2018 24.09.2018

Гимнастика после сна в детском саду. Методические рекомендации по проведению

Ирина Берегова Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная жизнь, Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, вера в свои силы В.

А. Сухомлинский Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, полученные на больших выборках и отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – это суровая реальность наших дней.

Ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%.

По данным Научного центра детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии.

Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Кемеровская область не исключение. Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения Кузбасса не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья.

Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ.

Физкультурно — оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др. Предметом нашего обсуждения станет такая форма работы, как гимнастика после дневного сна.

К сожалению, во многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно).

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

1. Значение гимнастики после дневного сна. Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.

э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире.

Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях.

Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Гимнастические упражнения в России служили развлечением во время народных гуляний.

Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр I в армии в конце 17 века. В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно.

Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять.

Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.

Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют: • звуковые сигналы (например, музыка) • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный) • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом). Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света — открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду. Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна: • устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.); • увеличить тонус нервной системы; • усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других); Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды, поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма.

Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям.

Наиболее эффективным средством закаливания, в существенной мере стимулирующим защитные реакции организма, является действие холодной воды.

Это связано с тем, что вода обладает большой теплопроводностью (способностью проводить тело). Наименее эффективным средством является действие солнечных лучей.

Солнечные лучи оказывают закаливающее действие на организм, в основном по механизму повышения тонуса центральной нервной системы и стимуляции синтеза некоторых химических веществ (например, витаминов группы D). Эти вещества в числе прочего участвуют в развитии защитных реакций.

Повышение тонуса центральной нервной системы также увеличивает общую сопротивляемость организма. На практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20-25 детей, поэтому об индивидуальном подходе при проведении закаливания речь идти не может.

К примеру, один ребенок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводились закаливания, четвертый вышел ослабленным после перенесенного заболевания. Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.

Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д. 2. Виды гимнастики после дневного сна. Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила четыре вида гимнастики после дневного сна: • Разминка в постели и самомассаж; • Гимнастика игрового характера; • Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса; • Пробежки по массажным дорожкам.

РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера.

После выполнения упражнения в постели дети по указанию встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег).

Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, температура воздуха 19—17°С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и другие движения.

Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА Состоит из 3—б имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т.

д.) ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖОРОВ ИЛИ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА Проводится в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах.

Комплекс гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7—10 человек.

Одна подгруппа может лазать по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам, передвигаться по рукоходу, выполнять висы на перекладине, канате, упоры стоя, лежа на перекладине и другие действия.

Другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», детским эспандером, гантелями) и с более сложными тренажерами («Бегущая дорожка», («Велосипед»). Подгруппы меняются местами через 5—б мин.

ПРОБЕЖКИ ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др).

Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.

После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2—3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ХАТХА-ЙОГИ.

Доцент Кафедры лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа. Н. Г. Коновалова в своих рекомендациях для воспитателей ДОУ предлагает комплексы и методику проведения гимнастики для детей дошкольного возраста на базе Хатха-йоги.

Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей гимнастика йогов — это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.

Но не только это. Практика показывает, что регулярно занимающиеся дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги вполне доступна.

В ней основное внимание уделяется статическому поддержанию позы.

Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Оригинальный комплекс оздоровительной гимнастики и самомассажа, составлен на основе традиционных китайских техник. Занятие построено с акцентом на самомассаже кистей, стоп, ушных раковин.

Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует повышению работоспособности, психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения. Поэтому он полезен для людей любого возраста, особенно — детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное значение.

Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь, начала заболевания.

3. Методика проведения и основы руководства гимнастикой после сна. Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут.

Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость.

Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики.

Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов в.

В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. В качестве закаливающих процедур чаще всего используются: • Действие солнечных лучей; • Действие холодного воздуха; • Действие холодной воды (обтирания, обширное умывание). Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом.

Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток — каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому при выборе комплекса гимнастики после сна, при его разработке необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.

Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы гимнастики после дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.

Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию.

Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.

п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.

При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук.

Длительность части гимнастики — 2—З минуты.

Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.).

Они выполняются в течение 2—З минут. Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений.

Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут.

В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота. Затем педагог проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми (например, с ЧБД).

Он может организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению (например, дать задание детям с диагнозом «плосковальгусные стопы» собирать каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т.

п.). Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12—15 минут.

Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна.

Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам.

Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА НА ОСНОВЕ ХАТХ-ЙОГИ Заниматься лучше ежедневно, либо в одни и те же дни недели, на голодный желудок.

Для занятий необходимо чистое, проветренное помещение.

Одежда для занятий должна быть легкой, не стеснять движения, хорошо пропускать воздух. Лучше использовать одежду из натуральных волокон.

До занятий необходимо освободить мочевой пузырь, носоглотку, желательно освободить кишечник.

Начинается гимнастика с выполнения перекатов в группировке, при этом происходит массаж позвоночника и паравертебральных областей. Затем проводится самомассаж кистей, головы, стоп в положении сидя, выполнение упражнений из исходного положения «стоя на четвереньках» и «стоя».

Последовательность исходных положений повторяет становление поз и движений в онтогенезе. Это благоприятно сказывается на здоровье ребенка, поскольку позволяет устранить небольшие дефекты формирования двигательных стереотипов.

Если они имели место в процессе онтогенеза. Для повышения интереса у детей дошкольного возраста занятия удобно проводить в форме спокойной сказки, которую рассказывает воспитатель. Каждое упражнение целесообразно разучивать отдельно.

Показ сопровождается пояснением.

Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ.

Очень важно поддерживать спокойную доброжелательную обстановку.

Продолжительность занятий постепенно увеличивают от 5-7 минут до 20 минут. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения.

Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+