Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Наследство - 8 семейно брачное и наследственное право по законам ману

8 семейно брачное и наследственное право по законам ману

20. Наследственное право по законам Ману.


Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права. Наследственное право регулировалось принципом агнатского родства и первородства:

«первенец рожден по обязанности, тогда как остальные по желанию»

. Но к наследству допускались все наследники вне зависимости от пола.

В законах Ману упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.

(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое. ) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени. Естественным (законным) опекуном при несовершеннолетии наследников считались мать и другие пережившие когнаты.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Особый порядок определения наследственной доли каждого из наследников зависел от множества усло­вий: старший сын получал всегда особую долю, если «соответ­ствовал качествам мужчины», иначе — только 1/3 ее.

Эта особая доля зависела от варны: у брахмана — козы; у кшатрия — лошади; у вайшьи — коровы; у шудры — овцы. Старший брат наследовал все наиболее ценное из личного имущества отца.

Дочери, соответственно, из имущества матери. Имела значение каста ребенка, рожденного от смешанного брака. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами, но сестры не принимали участие при дележе наследства — они получали приданое.

Неодно­родность наследуемого имущества, т.

к. существовала обязанность чтить предков, то в семейном фонде выделялась особая часть, которая не подлежа­ла наследственному разделу в течение четырех поколений (аналог вотчины). С этой части имущества оплачивались расходы по культу предков; и только в пятом поко­лении оно подлежало разделу между всеми членами семьи по­ровну.

Наследуемое имущество подлежало очистке от долгов на­следодателя.

Место наследодателя в обязательствах заступал только старший сын, но долги дели­лись поровну между всеми наследниками.

Главный сын — в качестве поручителя. Раздел наследства проходил в присутствии свидетелей. Отец еще при жизни мог составить завещание, при этом ему запрещалось оказывать предпочтение кому-либо из сыновей. Выделенный сын при жизни отца (emancipatio) все равно призы­вался к наследству после его смерти.
Выделенный сын при жизни отца (emancipatio) все равно призы­вался к наследству после его смерти.

Выморочное имущество поступало в пользу царя. Если в семье — только дочери, то к наследст­ву призывались внуки наследодателя. Т. о. , внуки – 2-я очередь наследников.

В этом они конкурировали с другими пережившими агнатами, прежде всего с братьями покойного.

Но это были все наследники второй очереди.

Усыновленные составляли 3-ю очередь.

В отличие от родных детей они получали лишь 1/3 наследной доли, но при условии, что их каста = касте усыновителя. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Из числа наследников исключались:

«исключенные из кас­ты, рожденные от таковых, евнухи, а также слабоумные, умали­шенные, слепые и прокаженные»

.

Наслед­ство осужденного за тяжкие преступления передавалось брахма­нам либо уничтожалось. Этот институт права отличался чрез­вычайной сложностью, поэтому:

«Закон о наследстве устанавливается в соответствии с теми самыми законами и обычаями, которые свойственны данной ме­стности, касте, общине или селению»

. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Брак и семья по законам Ману

Введение Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью.

Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь.

Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм).

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману», которые носят имя мифического бога Ману.

Точное время составления этих законов неизвестно. Предположительно — они появились в период между ІІ в. до н. э. ІІ в. н. э. Всего в законах 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок).

Язык, на котором написаны «Законы Ману», называется санкритским. Это язык древних индусов. «Советская историческая энциклопедия» в своё время определяла «Законы Ману» как древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными нормами брахманизма [1, стр. 113]. Учёные- индологи считают, что Законы Ману (Манава дхармашастра) написаны жрецами- брахманами.

Особое внимание в них уделяется варнам (впоследствии кастам).

Древние индусы считали, что варны создал Бог- из уст своих он создал брахманов, из рук- кшатриев, из бедра- вайшьев, а из стоп- шудр [2, стр.

25]. Таким образом, Законы Ману- это своеобразный свод этико-религиозных и правовых предписаний, философских правил, фиксированных традиций. Нет сомнения, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знавшие религиозные догматы и юриспуденцию. Таковыми могли быть только учёные- брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

И наконец, в Законах Ману нашли отражения взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, этику и смысл человеческого бытия [3, стр. 38]. В данной работе описываются семейно- брачным отношения Древней Индии, которым в Законах Ману уделено большое внимание.

Нормы, регулирующие семейно- брачные отношения, содержатся во многих главах законов Ману, но больше всего их в ІІІ и ІХ.

[4, стр. 187]. Объяснить это можно, прежде всего, тем, что варно- кастовая традиционная структура индийского общества в древности (а в значительной мере и в настоящее время) строилась на брачных, кастовых эндогамных, родовых, экзогамных ограничениях и требованиях гипергамных браков, в которых муж, а не жена должен обладать более высоким ритуальным статусом, ибо дети наследовали ритуальный статус своего отца, который влиял не только на их социальное положение среди других каст и подкаст той или иной местности, социальной группы, к которой они принадлежали [5, стр. 30]. В главе первой данной работы «Вступление в брак» указываются различные формы брака, возраст брачующихся, а также условия вступления в брак, по которым мы уже видим значимость варно-кастового деления. Законодатель, видно, стремился избежать смешения варн, дабы не допустить «уничтожения корней и причинения гибели всему».

Вторая глава — «Семейная жизнь» описывает положение женщины и мужчины в браке, их взаимные права и обязанности (надо заметить, что последних у женщины их было больше), условия развода (только муж имел это право, он также мог иметь несколько жён ).

Женщина трактовалась как собственность мужа, но в то же время она имела незначительные права. Отметим, что некоторые предписания в «Законах Ману» содержат печати матриархата.

Обо всём этом в данной главе.

Третья глава- «Наследственное право». Законодатель стремился урегулировать вопросы наследования.

Виды имуществ жены и мужа, виды наследования описываются в данной главе. В Древней Индии могли наследовать только сыновья, но были и исключения, о которых и о двух формах наследования имущества между сыновьями мы узнаем из третьей главы.

Несмотря на то, что Ману провозглашал верность жены и мужа- высшей драхмой, имели место и нарушения семейно-брачных норм, о чём повествуется в последней главе «Нарушение брачно-семейных норм». Нарушения брачно-семейных норм влекли за собой тяжёлые наказания вплоть до смертной казни.

Незначительные, на наш взгляд, действия- простое прикосновение к женщине, её украшениям, разговор с ней считалось прелюбодеянием, что было преступлением против нравственности. Этим же законодатель также стремится избежать смешения варн.

Виды преступлений против нравственности и семьи, а также наказания, которые те за собой влекут описываются в четвёртой главе. В конце работы для большей наглядности размещаются схемы «Условия заключения брака по Законам Ману», «Формы заключения брака» и «Порядок наследования». Вступление в брак Сложность и пестрота социальной структуры общества Древней Индии ( 4 варны и множество замкнутых каст с твёрдо установленным правовым статусом) сказались и на нормах брачно-семейного права, предусматривавших восемь форм брака, каждая из которых имела своё собственное название.

Согласно ст. 20 главы ІІІ в обществе могли иметь место такие формы брака, как дайва (дарение невесты брахману за совершенное им жертвопожертвование), арша (продажа невесты за выкуп), праджанатья (брак без всяких условий), гандхарва (добровольный брачный союз жениха и невесты без участия родителей), ракшаса (путём похищения невесты), пайшача (с насилием над невестой).

Кроме указанных шести форм заключения брака, в ст. 27 главы ІІІ названы ещё две формы: брахма (дарение невесты с целью породниться с дарителем) и асура (покупка невесты).

Из названных восьми форм брака две его формы допускались законом, но порицались законодателем с точки зрения морали. К последним отнесены такие формы брака, как гандхарва, при которой есть желание брачующихся, но нет согласия родителей или брак заключался втайне от них, и асура, когда отец продаёт свою дочь будущему мужу.

Ст. 51 главы ІІІ гласит:

« Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства»

.

Безусловно, норма данной статьи противоречит ст.

20, в которой указана такая форма брака, как арша (выкуп невесты). И таких явных противоречий, содержащихся в нормах, регулировавших брачно-семейные отношения, в Законах Ману предостаточно. Это, видимо, обусловлено тем, что законодатель не хотел (возможно, и не мог) отойти от прежних норм морали, обычаев, религиозных догм в области брачно-семейных отношений, но в то же время на новом историческом этапе развития древнеиндийского общества вынужден был отразить в праве и то новое, что появилось в реальной действительности в сфере брака и семьи [4, стр.188-189].

Это, видимо, обусловлено тем, что законодатель не хотел (возможно, и не мог) отойти от прежних норм морали, обычаев, религиозных догм в области брачно-семейных отношений, но в то же время на новом историческом этапе развития древнеиндийского общества вынужден был отразить в праве и то новое, что появилось в реальной действительности в сфере брака и семьи [4, стр.188-189]. Условия вступления в брак не запрещали¸ а, скорее, поощряли супружество несовершеннолетних, хотя отдельные шастры устанавливали для женщин брачного совершеннолетия – 12 лет и 16 лет- для мужчин [1, стр.117]. Однако законы Ману говорят:

«Тридцатилетний мужчина пусть берёт нравящуюся ему двенадцатилетнюю, двадцатичетырёхлетний- восьмилетнюю, когда же исполнение драхмы терпит ущерб, — немедленно»

.

Как правило, преимущество имели браки, заключаемые между лицами одной и той же варны, но допускались и смешанные браки, которые законодателем осуждались путём установления негативных последствий. Ст. 12 главы ІІІ гласит:

«При первом браке дважды рождённому рекомендуется жена его варны, но у поступающих по любви могут быть жёны согласно порядку варн»

. Принцип неравенства в брачно-семейном праве закреплён в ст.

13 главы ІІІ, устанавливающей, что

«для шудры предписана жена шудрянка, для вайшья (шудрянка) и своей варны, для кшатрия те обе и своей варны, для брахмана те три, а также своей варны»

. Но если брахман женится на шудрянке, которая родит ему сына, , то он лишается брахманства (ст.

17, главы ІІІ). Как мы видим, мужчинам в исключительных случаях разрешалось вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьёзным грехом считалась женитьба шудры на брахманке [6, стр.

42]. Устанавливая негативные последствия на подобные браки, законодатель с помощью правовых норм стремился сохранить «чистоту» варнового строя. Более того, дети от смешанных браков не принадлежали к той варне, что и отец, т. к. закон устанавливал, что всегда «от брахмана и вайшийки рождается (сын) по названию амбаштха, шудрянки- нишада (ст.

8 гл. Х), а от кшатрия и шудрянки рождается «существо- угра» (ст.

9 гл.Х). По ст. 15 главы ІІІ,

«дваждырождённые, берущие по глупости в жёны низкорождённых женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры»

.

Тем самым законодатель с помощью правовых норм пытался сохранить «правильные» браки. Это даёт основания предполагать, что в то время смешанные браки были частым явлением, а это создавало угрозу для существования традиционного для древней индии варнового строя, т.

к. количество представителей четырёх варн увеличивалось более медленными темпами, чем количество представителей каст.

Как усматривается из Законов Ману, при заключении почти всех форм брака (семь из восьми) согласия невесты не требовалось. Более того, девушку (невесту, будущую жену) рассматривали как товар, который должен быть добротным.

[4, стр. 190]. По ст. 73 главы ІХ,

«если кто-либо выдаёт девушку с пороком, не предупредив о нём, то новобрачный может отменить этот договор с тем злоумышленником, выдавшим девушку»

. По ст. 224 главы VІІІ,

«кто выдаёт девушку, имеющую недостатки, не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан»

.

Семейная жизнь Все предписания о «дхарме мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, о сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью.

Он распоряжался судьбой своих домочадцев, решал все семейные дела, мог младших членов семьи отдать в залог, наказать жену и детей. [7, стр. 155]. По «Законам Ману» положение женщины определялось следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо, как считалось, «женщина никогда не пригодна для самостоятельности».

(Глава V, ст. 148). «Законы Ману» прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Как гласит статья 154 главы V,

«муж, даже чуждый добродетели, распутный или лишённый добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог»

.

Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства.

В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (Глава ІХ, ст.

52-55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (Глава XI, ст. 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях.

Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно, даже проданная жена не освобождалась от мужа, а право на неё в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа («сати»).

[1, стр. 118]. Поскольку семья- первичная значимая ячейка любого общества, то и законодатель Древней Индии стремился к её упрочению путём возложения на мужа и жену главных обязанностей в семье. Безусловно, у жены таких обязанностей было гораздо больше, но и имелись они и у мужа. Закон предписывал женщине, помимо рождения ребёнка, “поручить ей собирание и расходование имущества, “поддержание чистоты”, “исполнение драхмы”, приготовление пищи, попечение о домашней утвари”.

(глава ІХ, ст. 11), а также исполнять

«личное услужение мужу и постоянные священные обряды»

(глава ІХ, ст. 86) и терпеливо «от 3 до 8 лет» ждать мужу, если он уехал по делам (глава ІХ, ст.

76). Значительно меньше обязанностей было у мужа.

Первейшая их них-

«обеспечить жену средствами существования даже в случае длительного отсутствия»

(глава ІХ, ст.

74). [4, стр. 190-191]. Хотя «Заколы Ману» как высшую драхму между мужем и женой предполагают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жён, а также развестись с женой. По дхармашастре муж может оставить жену, «если она его ненавидит»; «жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мёртвым- на десятом, только девочек- на одиннадцатом, но сварливая- немедленно». Многожёнство считалось вполне допустимым [1, стр.

118]. Легендарные персонажи ведийской литературы имели порою по несколько жён ( у Ману, например, их было 10, согласно Майтраяния-самхите).

Полигамные браки могли быть богаты потомством, что особенно ценилось со времён Ригведы, когда обычным пожеланием было рождение «десяти сыновей».

И, напротив, страшной бедой считалось отсутствие мальчиков в семье. [8, стр. 117]. Как мы видим¸ жена находилась в полной власти мужа, который может её оставить, продать, но и в этих случаях власть мужа не прекращается.

(глава ІХ, ст. 46). Вторично женщина фактически не могла выйти замуж, т.

к., будучи вдовой, она должна была сохранять обет верности умершему мужу. Муж же мог оставить жену под любым предлогом на основании ст. 72 главы ІХ, в которой указывалось, что «даже взяв девушку законным образом, он может её бросить, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную ему обманом».[4, стр.

72 главы ІХ, в которой указывалось, что

«даже взяв девушку законным образом, он может её бросить, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную ему обманом»

.[4, стр. 190]. Жена трактовалась как собственность мужа и была подчинена его безграничной власти.

Для мужа она являлась средством достижения его вечного блаженства. Считалось, что женщины не способны любить.

Комментируя древнеиндийские законы, А.

Осипов писал о довольно своеобразном видении этой темы мужчинами и законами Древней Индии: «Как коровы травы, они требуют все новой и новой любви. Никакую женщину никогда не удовлетворит сожительство с одним, поэтому законы предлагают ни под каким видом не верить верности женщины.

Сделать женщину верной и честной нельзя ни подарками, ни справедливостью, ни уважением, ни услугами; ничем, потому что, вообще говоря, они и не бываю частными. Они хитры и умеют вводить а заблуждение своих мужей».

Поэтому мужу предписывалось контролировать малейшие шаги жены: не позволять употреблять спиртного, заставлять вовремя ложиться спать, запрещать знакомства с «другими мужчинами», не разрешать часто отлучаться из дома и т. д. Жили муж и жена вместе, в одном помещении, и только во время менструации супруга удалялась в отдельную комнату. Закон запрещал жрецам все жертвоприношения, тронутые женщинами во время менструации.

Женщины могли посещать храмы, торговать, пиршествовать, но всё-таки рассматривались как слабые и только достойные сожаления существа. [1, стр.119].

Семейно-брачное и наследственное право по законам Ману 10.Система преступлений и наказаний по законма ману

Семейно-брачное и наследственное право по законам Ману 10.Система преступлений и наказаний по законма ману1Виды наказаний: Ордалия, клятва во имя богов, талион.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда.

Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”.

2.Правовое положение различных групп населения по законам Хаммурапи В вавилоне были 2 сословные группы: 1)Авиум(высшое сословие) 2) Мушкенум. Делились на классы рабовладельцев и рабов,выделялись из общей массы свободные люди крупных богачей,владевшие рабами,скотом и землей,появление промежуточных слоев население я в виде неполноправных жителей завоеванных территорий(мушкенумов),массовое разорение общинников характеризуют более сложную,чем ранее,структуру вавилонского общества,в котором развертывалась остаря классовая борьба.Это все приводило к централизации и укреплению гос аппарата,необходимого рабовладельцам для подавления и эксплутации трудовых масс рабов и бедняков.Так ,в царствовании хаммурапи оформлялась деспотия. 3.Семейно-брачное и наследственное право по законам ХаммурапиБрак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п.

128):

«Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена»

.

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п.

130 — п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится:

«Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна»

. Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства.

При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого.

В этом пункте прямо так и говорится: «дети следуют за их отцами». Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п.

136).

«Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу»

.

Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п.

133). Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п.

170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). «Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду.

128). «Если жена человека будет захвачена будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду.

Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба «. Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (п. 159 — п. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (п.

151 — п. 152), об имуществе жены о котором сказано в п.

150, который сам по своему содержанию очень оригинален:

«Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать»

.

Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться.

Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел. Наследственное право: Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества.

Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169).

«Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства»

.

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы «Мои дети». И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей.

Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро».

Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172) Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание.

Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю » (свое приданое, а также, если были, подарки мужа). Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175).

«Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство «

.

Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба.

Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми».

Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий. 4. Правовое регулирование имущественных отношений по законам хаммурапиОсобенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца.

Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмовых земель в государственные, так и в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия.

Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской адмиʜᴎϲтрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред.

З.М.Черниловского. — М., 2004 Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право собственности на недвижимость (землю, воды, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам.

За пользование землей община платила царю налог — ренту.

За несение службы воин получал от царя «имущество илку», в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы.

Со временем данное имущество ᴨȇреходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную службу.

«Имущество илку» было изъято из гражданского оборота и не могло служить объектом различных гражданско-правовых сделок.

Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право.

Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда.

Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки.

Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался сᴨȇциальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна.

Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию контрагентов. Исключение из этого правила допускалось в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий).

Наиболее распространенными видами договорных отношений являлись купля-продажа, займ, личный и имущественный найм.

Каждая сделка имела свои особенности. Для договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. История государства и права зарубежных стран. \ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф.

\ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. — М., 2006 Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обесᴨȇчивал кредитору грабительский процент — 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна.

Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы «заложника», принадлежащего к семье должника.

Максимальный срок его эксплуатации — 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма — найме домов, судов, повозок и др. Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др.

При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника.

Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику. В классовом обществе огромную роль играл институт наследования, с помощью которого накопленные богатства оставались в руках одной и той же семьи. В Вавилоне наследование осуществлялось по закону, который предписывал соблюдать следующие правила: 1.

Дети, независимо от пола, получают равную долю наследства.

2. Долю умершего наследника получают его дети. 3. Усыновленные лица наследуют на равных основаниях с другими наследниками.

4. Преступники-рецедивисты лишаются права наследования. Наследование по завещанию, связанное с предоставлением наследователю широкой или в той или иной стеᴨȇни ограниченной свободы в распоряжении наследственным имуществом, приходит в Вавилон позднее, в связи с дальнейшим развитием товарно-денежных отношений. Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства.

В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество ᴨȇреходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку ᴨȇредавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери ᴨȇредавалось 1/3 поля и сада, чтобы она могла воспитать сына.

Общинная собственность на землю.

Земля была разделена между селениями (общинами).

Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности — «соседями» во временное пользование по жребию. История государства и права зарубежных стран. \ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф.

О.А.Жидкова. — М., 2006. — с.25. Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою ᴨȇчать.

Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы.

Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, ᴨȇрвый привлекал свидетелей.

Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник.

Рабы-вердум — составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, ᴨȇредают по наследству.

Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона.

Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности — это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет.

В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество ᴨȇреходило хозяину.

Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония — очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния. 5.Система преступлений и наказаний по законам хаммурапиОсобенности уголовного права: 1.сущ изгнание(редко) 2.принцип наказания за преступление «талиона»=равные преступления(не надо путать с самосудом)Было понятие символического талиона (кастрация,посажение на кол)Этот институт называется принципом объективного вменения.

(вину перекладывают на др человека)сущ самосуд в двух случаях:если чел пытался совершить кражу,совершил пролом в стене,я(хозяин)имею право убить его в этот момент.

Основные принципы уголовного законодательства Вавилона: 1) Наказание есть возмездие за вину, в связи с этим оно должно быть по возможности «равным» преступлению: око за око, зуб за зуб (принцип талиона). Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения.

Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности).

Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е.

ответственностью без вины. Пример: «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину — должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома — должно убить сына строителя». В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.

Статьи 2) Принцип «устрашения» проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях. Статьи 3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.

4) Сохранение в уголовном законодательстве ᴨȇрежитков родо-племенного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.

6.судопроизводство по законам хаммурапиСудебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным.

Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными.

Основным доказательством на суде были свидетельские показания ( п. 9 — 11 ). Например п. 9:

» Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: «

Мне, мол продал продавец, я купил, мол, при свидетелях «, а хозяин пропавшей вещи скажет: » Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь «, то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при котоҏыҳ была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать ᴨȇред богом то, что они знают, и тогда продавец — вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца «.

В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п.

13, суд отлагался на 6 месяцев, в течение котоҏыҳ человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь. Конечно свидетельские показания вещь хорошая, но в некотоҏыҳ случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к » божьему суду «, который мог иметь две формы: 1) Водная ордалия. Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т.

е. бог реки, покарала виновного, если же нет — то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов. Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов.

В связи с этим принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ — доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана 7.Варно-кастовыйстрой др Индии Периодизация др.

Индии: 1)Хараппский период – 3 тыс. до н.э. – 15в. до н.э. Развитая цивилизация (городские строения, водопровод, развитое ремесло, культура).

Царское правление. Идеология – религия.

Скульптуры древних богов. Неожиданно исчезла. 2)Ведический период – сер. 15в.

до н.э. – 6в. до н.э. Веды – знания, священные книги (обычаи, ритуалы). Вторжение индоарийцев. 3)Буддистский период – 6в.

до н.э. – 3в. до н.э. Возникает могущественная индийская империя. 4)Классический период – 2в. до н.э.

– 5в. н.э. Период воин и распад государства.

Образование на короткий срок мощного единого гос-ва.

Соц.структура:представляет разные по правам сословия (касты).

Варна – цвет, каста, сословие.

Каждая каста имеет свой цвет.

Божественное происхождение. 1.Брахман – белый цвет. Варна белых. Происходят из уст.

Высшая варна. 2.Кшатрии – красный цвет.

Воины. Происходят из рук. Вторая почетная варна.

3.Вайшьи – желтый цвет. Общинники. Происходят из бёдер ног. *Все 3 варны могут читать священные книги!

4.Шудры – черный цвет. Слуги.

Происходят из стоп. Самая низшая варна. 5.Парии – неприкасаемые, отверженные.

Не входят ни в одну из варн. Низшие соц.группы. 6.Даса – рабы. Не имели никаких прав.

Гос.устройство: Вначале царь ограничен брахманами (владеет не всей страной).

В 4в. до н.э. возникает индийская империя. Ашока – правитель, деспот. Проводит политику защиты бедных и угнетенных. Появляется идеология буддизма.

Создается наука о политике. «АртхаШастра» — книга о пользе. В местное управление назначаются чиновники.

8.Общая характеристика законов ману.Главный источник права – Веды. 2й источник – Дхарма Шастра (правила и нормы поведения). Самая известная дхарма шастра – Законы Ману (2в.

до н.э. – 2в. н.э.). Состоят из 2685 статей.

Написаны на санскрите. Особенности Законов Ману:Отход от казуистичности, присущ талион, большое внимание уделяется семье.

Судебные решения выносили брахманы и царь.

Главное в индийском праве: Польза, Нормы поведения, Этические правила.

Поводы для привлечения к ответственности: неуплата долга, продажа чужого имущества, нарушение дхармы, пьянство.

Виды сделок: купля, заём, дарение, перевозка, аренда земли. В качестве наказаний часто использовались штрафные санкции в виде уплаты царю.

Семь законных способов приобретения имущества: по наследству, в дар, покупкой, завоеванием, ростовщичеством, исполнением работ, милостынею. Самые тяжкие преступления: убийство брахмана, питье хмельных напитков, нанесение вреда живым существам, искушение недозволенной пищи, прелюбодеяние.

-Предусматривалась необходимая оборона. Существовало 8 форм брака: 4 почетные и 4 презренные. Наказания: сожжение, утопление, сажание на кол, наложение клейма на лоб.

— Долг мой перейти по наследству. Виды собственности: царская, духовная, частная, общинная. Семейно-брачное и наследственное право по законам Ману 10.Система преступлений и наказаний по законма ману.

11.Правовое регулирование имущ отношений по законам МануЕсли заключ брака с недееспособным,с несовершеннолетним,с очень дряхлым чел, наход.

В алкогольном опьянении,с использованием населения или обмана.Появляется своеобразный институт добросовестного владения вещи,хозяин которой неизвестен.

1 Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3100 | studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с).

Брачно-семейное право по законам Ману

Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 06.01.2014 Размер файла 41,2 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru Размещено на http://www.allbest.ru Курсовая работа Содержание

  1. Заключение
  2. 1.1 Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока
  3. Введение
  4. Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах — сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.
  5. 2. Особенности правового регулирование брачно-семейных отношений в праве Древней Индии
  6. Введение
  7. 2.1 Виды брака по законам Ману и развод
  8. 1.2 Законы Ману: общая характеристика
  9. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма — это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди.
  10. Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились прежде всего в его источниках. На сегодняшний день Восток с его культурой, историей и правом все чаще становится предметом научного исследования, так как это важно для самопознания и самоидентификации, а нам, как представителям другой культуры, все это интересно вдвойне.
  11. Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.
  12. Список используемой литературы
  13. 2.2 Особенности взаимоотношений мужа, жены и их детей
  14. 1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древней Индии
  15. 3.1 Судебный процесс в эпоху Древней Индии
  16. 3. Преступление и наказание по законам Ману

Первоначально источником права в Древней Индии являлся обычай, преобразованный в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса.

Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс.

до н.э. Дхармасутры были составлены различными брахманскими школами в виде предписаний благочестивому человеку.

«При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались»

.11 История государства и права зарубежных стран., ч.

1, под ред. проф. О. А. Жидкова и доктора юр. наук проф.Н. А. Крашенинниковой.

Москва, 1988г., стр. 63. Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д.

Также существовал особый источник права — артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра — это государственный источник права, а дхармашастра — общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений.

Актуальность заявленной темы состоит в том, что при исследование исторических аспектов возникновения, становления и развития права в Древней Индии, мы приобретаем опыт проведения научного исследования и применения методов научного познания, также мы имеем возможность проследить, при помощи полученных знаний, влияние древнего права на современное состояние права Индии, И еще, мы можем провести сравнительный анализ права нашей страны и права Востока с целью выявления общего и особенностей, наличия или отсутствия тех или иных источников права и правовых институтов.

Объектом исследования данной курсовой работы является изучение брачно-семейных отношений по законам Ману. Предмет исследования — анализ права Древней Индии, и его отличительные признаки, основы брачно-семейных отношений по законам Древней Индии.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+