Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - 21 президент российской федерации как глава государства и исполнительной власти

21 президент российской федерации как глава государства и исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти


1. Место Президента РФ в системе исполнительной власти 2.

Полномочия Президента РФ 1. Место Президента РФ в системе исполнительной власти Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах: • непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти); • косвенно (через Правительство).

2. Полномочия Президента РФ В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий, в частности: • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; • принимает решение об отставке Правительства РФ; • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министре!

• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации; • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; • вносит законопроекты в Государственную Думу; • подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти); • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; • издает указы и распоряжения; • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.Не нашли что искали?Преподаватели спешат на помощьДипломныеКонтрольныеКурсовыеРефераты

Президент РФ и исполнительная власть

До конца не определенными остаётся место и значение Президента РФ в системе исполнительной власти. Конституция предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст.

110, ч. 1). В литературе отмечается несоответствие конституционного и фактического статуса Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти.

Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий «над всеми ветвями» власти, и как гарант всех конституционных институтов.

Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная — судам, исполнительная — правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти — президентской. Сложный характер отношений между Президентом РФ и Правительством РФ заложен в нормах Конституции России.

Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ. Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 28-П от 11 декабря 1998 г.

обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру.

Таким образом, можно утверждать, что Президент РФ самостоятельно (с соблюдением установленной процедуры) назначает Председателя Правительства России. исполнительный власть государственный управление Если рассматривать процедуру дальнейшего формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя.
исполнительный власть государственный управление Если рассматривать процедуру дальнейшего формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя.

Согласно п. «д» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

При этом в Конституции РФ не установлен сам порядок назначения и не закреплены полномочия участвующих в назначении должностных лиц.

Поскольку, как это установлено в случае утверждения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, каких-либо ограничений для отклонения Президентом РФ представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не установлено, из смысла конституционных норм следует, что Президент РФ может отклонять эти кандидатуры бесконечно, пока не будет предложена устраивающая его кандидатура.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что Президент РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ.

Далее, сам порядок управления Правительством РФ имеет двойственный характер.

Это проявляется как в процедуре управления Правительством в целом, так и в управлении отдельными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства РФ в рамках организации работы Правительства ведет его заседания, обладая правом решающего голоса. Регламент Правительства РФ уточняет эти положения, закрепляя то, что председательствующим на заседаниях Правительства является Председатель Правительства (п.

35). Вместе с тем п. «б» ст. 83 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право председательствовать на заседаниях Правительства. Статья 31 ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» в дополнение к названному полномочию предоставляет Президенту РФ право председательствовать и на заседаниях Президиума Правительства РФ. В Законе не уточняется объем полномочий, которыми обладает Президент РФ, председательствуя на заседаниях Правительства.

Следовательно, объем этих полномочий определяется теми правами, которыми наделен председательствующий в соответствии с законодательством.

Также законодательно не определен статус Председателя Правительства, присутствующего на заседании Правительства РФ под председательством Президента.

В соответствии со ст. 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» Президент РФ непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти.

Интересно проследить эволюцию положений названной статьи. В первой редакции ФКЗ «О Правительстве РФ» Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ в соответствии с законодательством наделялся полномочиями по «направлению деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий».
В первой редакции ФКЗ «О Правительстве РФ» Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ в соответствии с законодательством наделялся полномочиями по «направлению деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий».

С принятием ФКЗ от 31 декабря 1997 г.

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» эта статья претерпела следующие смысловые изменения:

  1. 5) Правительство РФ вместо права осуществления руководства названными органами (как это было в первой редакции) получило право лишь координировать их деятельность.
  2. 1) Президент РФ был наделен правом руководства (не направления деятельности) названными органами, причем без ссылки на особенности осуществления полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;
  3. 3) Президент РФ получил право утверждать по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах;
  4. 4) статья предоставила Президенту РФ право расширять полномочия в рамках осуществления функций Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;
  5. 2) Президент РФ получил право назначать руководителей этих органов;

В редакции рассматриваемой статьи, утвержденной Федеральным конституционным законом от 19 июня 2004 г.

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «

О Правительстве Российской Федерации», в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти порядок руководства Президентом РФ перечисленными органами был изложен как «непосредственно и через соответствующих федеральных министров».

Кроме того, у Президента РФ появилось право в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия соответствующих федеральных законов перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит. Исходя из сказанного отчетливо просматривается тенденция усиления влияния Президента РФ на отдельные федеральные органы исполнительной власти.

В настоящее время (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ по отношению к этим органам обладает лишь координационными полномочиями.
Правительство РФ по отношению к этим органам обладает лишь координационными полномочиями.

В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению к Правительству следует отметить институт поручений и контроля.

Как следует из Регламента Правительства РФ, Президент РФ может давать поручения Председателю Правительства РФ, его заместителям, непосредственно федеральным министрам, непосредственно руководителям иных федеральных органов исполнительной власти.

Поручения Президента РФ должны выполняться в установленный в поручении срок и доклад об их исполнении должен направляться Президенту.

Также Правительство должно информировать Президента о своей законопроектной деятельности (п. 80 Регламента). Таким образом, Президент РФ непосредственно (и через соответствующих федеральных министров) руководит 25% федеральных органов исполнительной власти России, остальной частью он руководит косвенно, посредством применения рассмотренных процедур.

Неоднозначно в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. «в» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение.

Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие, что теоретически указывает на наличие у Правительства РФ ответственности и перед парламентом. Вместе с тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение.

Так, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

То есть выражение Государственной Думой Правительству РФ недоверия — лишь способ, при помощи которого парламент российского государства может обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий.

Вопрос об отставке решает Президент РФ. Если Президент РФ не согласится с выдвинутым Государственной Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной Думы возникает возможность выражения повторного недоверия. В случае повторного выражения недоверия Президент РФ вынужденно становится перед следующим выбором:

  1. 1) согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку;
  2. 2) повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

Если учитывать, что Президент РФ может в случае возникновения такого желания самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку и, кроме того, мог сделать это при первоначальном выражении Государственной Думой недоверия, сложно представить что Президент РФ выберет первый из названных вариантов.

Однако на данную ситуацию влияет еще одно условие.

Согласно п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст.

117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.

Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст.

111 Конституции РФ). Таким образом, при комплексном анализе конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ. Показательно и право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его правом отменять постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

Как считает И.А. Ионов, это полномочие является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ.

При этом, по мнению И.А. Ионова, Президент, прежде чем отменить постановление Правительства, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отменяемых нормативных актов.

В целом эта теория заслуживает внимания, однако ее действие распространяется только на случаи отмены Президентом РФ актов Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ, оставляя в стороне процедуру отмены актов, противоречащих федеральным законам и указам Президента.

Кроме того, содержание ст. 115 Конституции РФ не указывает на обязательность предварительного обращения в судебные органы. Это также подтверждается устоявшейся практикой. Так, например, Указом от 17 марта 1995 г.

N 283 Президент РФ отменил Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. N 1402

«О праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации»

как противоречащее статьям 4 и 24 Закона Российской Федерации «Об оружии».

Хотя, если следовать логике И.А.

Ионова, признание нормативного правового акта противоречащим закону согласно нормам Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 251) — прерогатива суда, куда Президент РФ должен был обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства РФ — не результат признания судом акта, противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура.

Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства РФ — не результат признания судом акта, противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст. 115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде. Суммируя сказанное, можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.

80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти России. Юридически, не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира.

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Так, Президент РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Правительство РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом.

Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства.

Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

К вопросу о полномочиях Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

Н.Ф.

Попова К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РФ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ1 Статья посвящена анализу полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Особое внимание уделяется классификации его полномочий и раскрытию их содержания в области образования и науки.

Ключевые слова: Президент РФ, полномочия, органы исполнительной власти, государственное управление, образование и наука.

В ст. 80 Конституции РФ четко определены три основные грани конституционно-правового статуса Президента РФ в их неразрывной связи: 1) президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти; 2) он является гарантом Конституции; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с посл.

изм. и доп.) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Он утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих министерствах, назначает руководителей и заместителей руководителей названных органов. Президент РФ также непосредственно руководит деятельностью федеральных служб, осуществляющих специальные функции в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью (ФСБ, © Попова Н.Ф., 2013 СВР, ФСО, ФСКН, ГФС, ФМС и др.).

Он распределяет функции между этими органами. В то же время Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в экономической и социально-культурной сферах (Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минприроды, Минтранс России и др.). Вопрос о месте Президента РФ в системе органов государственной власти является предметом острых дискуссий в научных публикациях2.

Так, Л.А. Окуньков, анализируя конституционные полномочия Президента РФ, приходит к заключению, что многие из них либо непосредственно имеют исполнительный характер (руководство внешней политикой, полномочия Главнокомандующего Вооруженными Силами и Председателя Совета Безопасности и др.), либо «приближены» к исполнительной власти. В связи с этим Л.А. Окуньков отмечает, что «на конституционном уровне фактически созданы два центра руководства органами федеральной исполнительной власти при лидирующей роли Президента РФ.

Из этого вытекает, что в каком бы соотношении и субординации они ни находились (де-юре и де-факто), всегда будет остро стоять проблема разграничения их полномочий».

По его мнению, весьма спорной представляется практика искусственного «вычленения» из прямого ведения Правительства РФ многих федеральных министерств и служб3.

Противоположной точки зрения придерживается другой видный ученый, В.М. Манохин, который подчеркивает, что «в действительности дело с подчинением ряда министерств (и некоторых служб) главе государства по своей природе не означает двойного подчинения, а имеет характер некоторого разграничения полномочий по функциональному критерию. Министерства при этом варианте не выпадают из системы исполнительных органов, подчиненных Правительству, а министры как были, так и остаются полноправными членами Правительства, и у них много полномочий, которые могут быть реализованы в отношениях с Правительством, например вопросы кадровые, финансовые, материально-технического характера и другие.

И лишь вопросы охраны порядка и безопасности — как внешней, так и внутренней — вычленены и отнесены к полномочиям главы государства.

Налицо, таким образом, некоторое разделение статуса министерств, точнее — функций министерства между Правительством и главой государства, во исполнение конституционных положе- ний о полномочиях главы государства по принятию мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности»4.

На наш взгляд, неверными являются выводы некоторых ученых-юристов о том, что

«Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ, осуществляющий общее стратегическое руководство им»

5 и о Президенте РФ как о субъекте, который возглавляет систему органов исполнительной власти6. В то же время можно согласиться с мнением многих административистов, которые не считают Президента РФ де-факто главой исполнительной власти, но правильно отмечают, что в сфере государственного управления (в сфере исполнительной власти) он играет значительную роль7. Президент оказывает управленческое воздействие на все отрасли (области) управления: дает соответствующие поручения Правительству РФ, издает правовые акты управления, а также осуществляет иные полномочия, установленные в действующем законодательстве.

Следует подчеркнуть, что большинство указов президента регламентирует различные стороны организации и деятельности органов исполнительной власти, т. е. они являются правовыми актами управления и содержат нормы административного права8.

Полномочия президента в сфере государственного управления можно разделить на три группы: по формированию органов исполнительной власти; по определению основных направлений их деятельности; по обеспечению законности в деятельности данных органов. С целью формирования органов исполнительной власти Президент РФ: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства РФ; может председательствовать на заседаниях Правительства РФ; руководит деятельностью силовых и правоохранительных органов и др.

В целях определения основных направлений деятельности органов исполнительной власти — обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных го- сударствах и международных организациях; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и т.

д. В целях обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти — может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в тех же случаях до решения этого вопроса соответствующим судом; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов; вправе осуществлять контроль деятельности органов исполнительной власти непосредственно и опосредованно (через Администрацию Президента РФ9, Контрольное управление Президента РФ10; его полномочных представителей в федеральных округах и др.).

Полномочия президента в сфере исполнительной власти конкретизируются в ряде федеральных законов, регламентирующих осуществление государственного управления в различных областях (отраслях) управления, поэтому их можно также классифицировать по сферам и областям управления.

Более подробно остановимся на полномочиях президента в области образования и науки. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г.

№ 599

«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

дает следующие поручения Правительству РФ: внести в июле 2012 г.

в Государственную Думу проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; разработать и утвердить в декабре 2013 г. Концепцию развития математического образования в РФ; провести до конца декабря 2012 г. мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений; повысить до конца июня 2012 г.

размер стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» и др.

В области высшего и послевузовского профессионального образования Президент РФ непосредственно осуществляет следующие полномочия: 1) назначает и освобождает от должности ректоров МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета; 2) утверждает перечень федеральных государственных образовательных учреждений, которые вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно; 3) учреждает стипендии для студентов и аспирантов очной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования, аспирантов очной формы обучения образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования; 4) осуществляет разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, посредством утверждения положений об указанных органах и др.11 В целях улучшения качества образования Президентом РФ за последнее время были приняты указы от 26 мая 2009 г. № 599

«О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»

, от 14 февраля 2010 г.

№ 182 (в ред. от 08.03.2011)

«О стипендиях Президента РФ для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования»

, от 14 сентября 2011 г.

№ 1198

«О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики»

и др.

В области науки Президент РФ: 1) определяет научно-техническую политику; 2) учреждает гранты президента для поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук (создан Совет по грантам Президента РФ для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ)12; 3) учреждает четыре премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых в размере 2,5 млн рублей каждая13; 4) учреждает стипендии для аспирантов очной формы обучения научных организаций, обучающихся по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики; 5) утверждает Президента РАН по представлению собрания академии; 6) рассматривает представляемые ежегодно РАН: а) доклады о состоянии фундаментальных и прикладных наук и о важнейших научных достижениях; б) отчеты о научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности; в) предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук, а также о направлениях поисковых исследований14; 7) определяет порядок присвоения статуса государственного научного центра РФ15; 8) готовит предложения в федеральный закон по созданию, ликвидации, реорганизации государственных академий и т. п.16 Указом Президента РФ 7 июля 2011 г.

№ 899

«Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»

определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Ими являются: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Как обладающий правом законодательной инициативы президент является инициатором ряда принципиально важных федеральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляющих их должностных лиц17.

Скажем несколько слов о роли Президента РФ по определению системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, установила в самых общих чертах порядок формирования Правительства РФ, но оставила открытыми вопросы о системе и структуре исполнительной власти и ее функциональной ориентации18.

По этим вопросам вокруг Федерального кон- ституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» развернулась острая дискуссия.

Многие юристы предлагали в нем: закрепить принципы организации органов исполнительной власти; определить существо органа исполнительной власти; обозначить критерии определения каждого вида органов исполнительной власти, их назначение, задачи и функции. Но в Законе о Правительстве РФ данные вопросы оставлены открытыми. И это не случайно. Замысел законодателя состоял в том, чтобы предоставить полный простор Президенту РФ для формирования исполнительного аппарата, адаптированного к новому типу экономики19.

В Конституции РФ установлено, что определение системы федеральных органов исполнительной власти является предметом ведения РФ. Однако она не устанавливает перечень и виды этих органов. На вопрос, каким актом эта система должна устанавливаться — федеральным законом или указом президента, Конституционный Суд РФ20, указав на возможность издания указов по этому вопросу, отметил, что такое регулирование возможно до принятия соответствующего закона.

Однако до настоящего времени закон, определяющий виды федеральных органов исполнительной власти, еще не принят. Поэтому Президент РФ с 1993 г.

издал более двадцати указов о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти с целью совершенствования государственного управления. В заключение необходимо отметить, что важнейшие функции Президента РФ связаны с исполнительной властью.

Закрепив самостоятельность исполнительной власти, Конституция РФ вместе с тем предоставила президенту возможность кардинально влиять на организацию и функционирование исполнительной власти в целом.

Так, президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства РФ, определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, обладает широкими полномочиями по руководству деятельностью силовых и правоохранительных органов исполнительной власти. Примечания 1 Статья подготовлена при правовой поддержке СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Агаев М. Президентская власть в системе государственной власти.

М.: Норма, 1994; Зуйков А. Российская модель института президентства по Конституции 1993 года: основные положения // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 5. С. 21 и др. 3 См.: Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права.

2001. № 2. С. 15. 4 См.: Манохин В.М.

Отраслевой принцип в организации государственного управления // Административное право и процесс.

2008. № 1. С. 20. 5 См.: Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Дис.

. докт. юрид. наук. М., 2000.

С. 344. 6 См.: Грачев Н.И. Президент и Правительство как субъекты высшей управитель-ной власти в Российской Федерации: Теория и практика административного права и процесса // Материалы III Всерос.

науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2008. С. 81. 7 См.: Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю.

Административное право Российской Федерации.

М.: Зерцало-М, 1997. С. 4; Демин А.А. Административное право Российской Федерации. М.: Наука, 2002. С. 7; Старилов Ю.Н.

Курс общего административного права. Т. 1. М.: Норма; ИНФРА-М, 2002. С. 145 и др. 8 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г.

№ 724 (в ред. от 17.01.2012)

«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

и др. 9 См.: Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 (в ред. от 14.01.2011)

«Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»

.

10 См.: Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г.

№ 729 (в ред. от 14.01.2011)

«Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации»

. 11 См.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 03.12.2011)

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

.

12 См.: Указ Президента РФ от 9 февраля 2009 г. № 146

«О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук»

.

13 См.: Указ Президента РФ от 30 июля 2008 г.

№ 1144 (в ред. от 19.07.2010)

«О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых»

.

14 См.: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. № 785 (в ред. от 29.03.2011) «О Российской академии наук».

15 См.: Указ Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 (в ред. от 25.02.2003)

«О государственных научных центрах Российской Федерации»

(вместе с «Порядком присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации»). 16 См.: ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г.

№ 127-ФЗ (в ред. от 03.12.2011)

«О науке и государственной научно-технической политике»

.

17 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.

№ 3-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О полиции». 18 См.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В.

Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

С.156; Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. № 2. С. 34. 19 См.: Административная реформа в России: Науч.-практ.

пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Контракт; ИНФРА-М, 2006.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+